Особенности правового положения государства в МЧП.

Правовое положение государства в МЧП характеризуется через категории абсолютного и ограниченного иммунитета. Для понимания иммунитета большое значение имеет его правовое обоснование, его правовая природа. На первом этапе становления этого института суды обосновывали право иностранного гос-ва на иммунитет международной вежливостью — comitas gentium. В начале XIX в. американские суды рассматривали иммунитет иностранного гос-ва как сложившийся международно-правовой обычай. Иммунитет гос-ва в частноправовой сфере есть следствие, проявление, грань суверенитета: равный над равным не имеет власти вообще, в т.ч. и юрисдикции.

В проекте конвенции «Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности», подготовленном Комиссией МПП и представленного ГА ООН, составные части федеративного гос-ва были включены в понятие «гос-во» и как таковые пользовались иммунитетом: 1) гос-во и его органы управления; 2) учреждения и иные образования в той мере, в какой они правомочны действовать в осуществление государственной власти; представители гос-ва, действующие в этом качестве; 3) составные части федеративного гос-ва и политические подразделения унитарного гос-ва, которые правомочны предпринимать действия в осуществление государственной власти. Иммунитет распространяется на гос-во в целом и на его правительственные органы. Это же относится к иным учреждениям, но только в той мере, в какой они правомочны осуществлять гос. власть. На официальных представителей гос-ва иммунитет распространяется, если они действуют в этом качестве. Вместе с тем гос-во может в конкретном случае уполномочить власти субъекта Федерации выступать как его орган от имени Федерации. В этом случае на их действия иммунитет будет распространяться.

Иммунитет гос-ва от юрисдикции иностранного гос-ва состоит из элементов:

1) судебный иммунитет (ни один иностранный суд не вправе принудительно осуществить свою юрисдикцию по отношению к другому гос-ву, не вправе привлечь иностранное гос-во в качестве ответчика. Если гос-во обращается с иском в иностранный суд для защиты своих прав, то иностранный суд не вправе отказать ему в юрисдикции);

2) иммунитет от применения мер по предварительному обеспечению иска (Суд, рассматривающий частноправовой спор с участием иностранного гос-ва, не вправе применять любые меры по предварительному обеспечению иска, т.к. эти меры носят принудительный характер);

3) иммунитет по принудительному исполнению судебного решения (В отношении гос-ва и его собственности не м.б. приняты какие-либо принудительные, меры по исполнению иностранного судебного (арбитражного) решения любыми органами этого и любого другого иностранного гос-ва. Даже если гос-во добровольно приняло участие в иностранном судебном процессе, решение м.б. выполнено им только добровольно);

4) иммунитет собственности гос-ва (правовой режим неприкосновенности гос. собственности, находящейся на территории иностранного гос-ва);

5) иммунитет от применения иностранного права (если имущество находится во владении гос-ва, которое заявило, что оно ему принадлежит, то никакие органы иностранного гос-ва не могут проверять правомерность этого факта).

Иммунитет гос-ва — это его право, вытекающее из суверенитета, но не обязанность. Поэтому гос-во вправе отказаться от иммунитета как в целом, так и от к-л его элемента. Гос-ва это делают, чтобы упростить свое сотрудничество с иностранными ФЛ и ЮЛ. Отказ от иммунитета, чтобы быть юридически действительным, подчиняется правилам:

1) отказ должен быть явно выражен в письменной форме: соответствующим органом гос-ва в одностороннем порядке, при заключении сделки в ее тексте, МД, законе и пр.;

2) отказ не м.б. подразумеваемым, он не может следовать из конклюдентных действий (если в инвестиционном соглашении с участием гос-ва стороны договорились передавать все споры для разрешения в Арбитражный институт Стокгольмской ТП, то из этого не следует вывод об отказе от иммунитета в полном объеме);

3) отказ от иммунитета не может толковаться расширительно. Гос-во свободно в своей воле: оно может отказаться от иммунитета в целом в отношении одной сделки, но это не может толковаться так, что гос-во отказалось от иммунитета в отношении всех сделок, совершаемых на территории данного иностранного гос-ва; если гос-во дало согласие быть истцом в иностранном судебном процессе, то это не означает, что в отношении к нему м.б.применены принудительные меры по предварительному обеспечению иска или по принудительному исполнению решения иностранного суда и т. д.

Виды иммунитета:

Абсолютный иммунитет означает право гос-ва пользоваться иммунитетом в полном объеме, всеми его элементами; он распространяется на любую деятельность гос-ва и любую его собственность. Первоначально иммунитет сложился и применялся как абсолютный, и единственное ограничение возможно было только при условии прямо выраженного согласия гос-ва.

Функциональный иммунитет - этот вид иммунитета основан на принципиальном разграничении функций гос-ва на публично-правовую и частноправовую. Если гос-во действует как суверен, совершает акт властвования (acta imperii), т. е. выступает как носитель суверенной власти (de jure imperii), оно всегда пользуется иммунитетом, в т.ч. и в частноправовой сфере. Если гос-во выступает в качестве частного лица (acta gestionis), занимается коммерческой деятельностью (de jure gestionis), тогда оно иммунитетом не обладает. Впервые этот вид иммунитета был сформулирован в самом общем виде в решениях суда Бельгии (1857 г.) и суда Италии (1883 г.).

Ограниченный иммунитет – В отличие от функционального, ограниченный не использует формальных критериев, а формулирует перечень конкретных случаев, когда гос-во не пользуется иммунитетом. Эти случаи м.б. сформулированы самими гос-вами как на двусторонней, так и на многосторонней основе, в т.ч. универсальной. Ограниченный иммунитет м.б. создан только основными акторами международных хозяйственных связей — гос-вами. Доктрина, судебная практика могут при этом играть лишь вспомогательную роль. Идея и основа ограниченного иммунитета заключается в том, что иммунитет — это право гос-ва, вытекающее из его суверенитета, на неприменение к нему иностранной юрисдикции, от которого гос-во может отказаться как целиком, так и в любой его части.

Гос-во не пользуется иммунитетом в следующих случаях:

1) в делах по договорному обязательству, если согласно контракту оно осуществлялось или д.б. осуществлено на территории гос-ва, где происходит судебное разбирательство;

2) в делах, связанных с трудовым соглашением, работа по которому подлежит исполнению / исполнялась на территории гос-ва, где происходит судебное разбирательство;

3) в делах, связанных с участием в ЮЛ, если такое лицо имеет свое реальное или официальное место нахождения или свое главное учреждение на территории гос-ва, где происходит судебное разбирательство;

4) по делам, связанным с деятельностью бюро, агентства либо другого учреждения, через которые гос-во осуществляет промышленную, коммерческую или финансовую деятельность, если такое учреждение находится на территории гос-ва, где происходит судебное разбирательство;

5) по делам, связанным с недвижимостью, если она находится на территории гос-в, где происходит судебное разбирательство;

6) по делам, связанным с возмещением ущерба, если он вызван фактом, имевшим место на территории гос-ва, где происходит судебное разбирательство и нек. др. случаи.

Вопросы правового статуса предприятий с иностранными инвестициями в аспекте международного частного права.

В рамках внутреннего (национального) законодательства осуществляется комплексное регулирование иностранных инвестиций. Их положение определяется нормами конституционного, административного, налогового, таможенного, гражданского, земельного и иного законодательства. Обратим прежде всего внимание на применение норм гражданского законодательства. Это законодательство действует для предприятий с иностранными инвестициями (в Законе 1999 г. они именуются коммерческими организациями с иностранными инвестициями) в таком же объеме, как и для предприятий всех форм собственности. Точно так же к гражданским правоотношениям этих предприятий с их контрагентами, как отечественными, так и иностранными, применяются одни и те же положения гражданского законодательства, что и к правоотношениям иных юридических лиц. Этим объясняются отсылки к гражданско-правовым понятиям и к гражданскому законодательству в Законе об иностранных инвестициях 1999 г. (ст. 2, 7, 20 и др.) и в Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

К числу важнейших мероприятий по ограничению иностранных капиталовложений относятся: а) установление особого государственного контроля за допуском иностранного капитала к разработке недр и естественных богатств; б) недопущение иностранного капитала в определенные, наиболее важные для народного хозяйства отрасли; в) установление обязательной доли участия национального государственного или частного капитала в предприятиях, создаваемых иностранными фирмами (в смешанных обществах); г) мероприятия, направленные на использование какой-то части прибылей иностранных предприятий для внутренних нужд развивающейся страны (налогообложение, ограничения при переводе прибылей за границу и т.п.); д) определение концессионной политики.

Иностранные ЮЛ и ФЛ имеют право осуществлять хозяйственную деятельность на территории нашей страны как путем создания предприятий и открытия своих филиалов, так и путем совершения иных действий, не запрещенных действующим законодательством.

В первом случае могут создаваться и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и предприятия, организуемые совместно с юридическими лицами и гражданами России (совместные предприятия) Учредители вправе самостоятельно решать, в рамках какой организационно-правовой формы будет создано предприятие. Перечень таких форм, особенности их правового статуса, а также основные требования к учредительным документам соответствующего предприятия определяются частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 1994 г. и положениями ряда специальных законов. В числе последних можно, например, назвать Закон о банках и банковской деятельности в Российской Федерации от 1990 г., Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 1995 г., Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 1995 г., Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 1996 г., Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 1998 г. и др.

Все предприятия с иностранными инвестициями с момента регистрации становятся российскими юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством России.

Помимо создания коммерческих и некоммерческие предприятий, а также открытия своих филиалов, иностранные юридические лица могут осуществлять на территории РФ деятельность, не связанную с образованием предпринимательских структур, в т.ч. свои представительства. Под ними (п. 1 ст. 55 ч. 1 ГК РФ) понимаются "обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения, которое представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту".

Иностранные компании обладают правом приобретения уже действующих на территории России предприятий, долей участия в них, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, могут участвовать в приватизации. В последнем случае они должны осуществлять свою деятельность в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации и Основными положениями государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденными Указами Президента России соответственно 24 декабря 1993 г и 22 июля 1994 г.

Согласно российскому законодательству под предприятиями с иностранными инвестициями понимается предприятие с долевым участием иностранных инвесторов (совместное предприятие) и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.

Все они могут создавать дочерние предприятия и филиалы, кроме того, на территории Российской Федерации могут создаваться филиалы иностранных юридических лиц.

Иностранные инвесторы при создании предприятия с иностранными инвестициями чаще всего используют две организационно-правовые формы: закрытое акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью. В отличие от ранее действующего законодательства СССР, которое предполагало явно выраженный разрешительный порядок создания совместных предприятий, в настоящий момент времени в России в целом установлен явочно-нормативный порядок, за рядом исключений:

– для предприятий с большим объемом иностранных инвестиций требуется разрешение Правительства РФ;

– при создании предприятий, связанных с производством крупномасштабного строительства или реконструкцией, необходимо проведение экспертизы, которая носит характер разрешения;

– в случае, когда производство определенных продуктов, созданных предприятием, может оказаться опасным для экологии необходимо получить заключение санитарно-эпидемиологической службы и экологическое заключение;

– для ведения страховой деятельности требуется разрешение Министерства финансов РФ, а для ведения банковского дела необходимо разрешение Центрального банка РФ;

– участие в приватизации предприятий и объектов торговли, автотранспорта, общественного питания, мелких предприятий промышленности и строительства осуществляется на условиях инвестиционного коммерческого конкурса.

Для предприятий с иностранными инвестициями существуют льготы, предоставляемые в области налогообложения и уплаты таможенных пошлин.


Наши рекомендации