Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) не является юридическим лицом.

Представляет собой обособленный имущественный комплекс.

Состоит из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителями доверительного управления. Имущество объединяется с имуществом иных учредителей. В процессе такого управления доля учредителя в праве собственности на объединенное имущество удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.

Активы

В состав инвестиционных фондов могут входить:

- денежные средства, в том числе иностранная валюта;

- ценные бумаги:

а) РФ;

б) субъектов Российской Федерации;

в) муниципальные;

г) иностранных государств;

д) ипотечные, выпущенные в соответствии с законодательством РФ об ипотечных ценных бумагах;

- акции и облигации:

а) российских хозяйственных обществ;

б) иностранных коммерческих организаций;

- российские депозитарные расписки;

- инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов;

- иные ценные бумаги;

- иное имущество.

IX. Защита прав и законных интересов

инвесторов на рынке ценных бумаг

Этому вопросу посвящен одноименный федеральный закон, который в целях защиты неопределенного круга инвесторов на указанном рынке установил целый ряд запретов, ограничений и предписаний в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг и органа исполнительной власти, регулирующего рынок.

Профессиональным участникам запрещается:

- рекламировать ценные бумаги эмитентов, не раскрывающих информацию в соответствии с требованиями законодательства о ценных бумагах;

- предлагать в любой форме неограниченному кругу инвесторов ценные бумаги, публичное размещение и обращение которых не предусмотрено нормативными правовыми актами;

- вносить в проспект эмиссии ценных бумаг информацию, вводящую в заблуждение, недостоверную информацию;

- не предоставлять инвестору информацию, определенную законодательством;

- не уведомлять инвестора о его праве на получение информации, определенной Законом "О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг".

Орган исполнительной власти, регулирующий рынок ценных бумаг (ФСФР):

- размещает на своем сайте в сети Интернет информацию для инвесторов, например, об аннулировании или о приостановлении действия лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

- рассматривает жалобы и заявления инвесторов в срок, не превышающий двух недель со дня подачи жалобы или заявления;

- выносит обязательные для исполнения предписания;

- вправе по собственной инициативе вступить в судебный процесс в целях защиты прав инвесторов;

- в тех же целях вправе обращаться в суд с исками и заявлениями.

В защиту прав инвесторов также выступают:

- саморегулируемые организации;

- общественные объединения инвесторов - физических лиц;

- некоммерческая организация Федеральный компенсационный фонд.

Нормативно-правовой минимум

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.06.2012) // СПС "КонсультантПлюс".

Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (ред. от 12.12.2011) // СПС "КонсультантПлюс".

Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (ред. от 28.06.2013) // СПС "КонсультантПлюс".

Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (ред. от 28.06.2013) // СПС "КонсультантПлюс".

Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 30.12.2012) // СПС "КонсультантПлюс".

Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (ред. от 29.12.2012) // СПС "КонсультантПлюс".

Рекомендуемая литература

Абрамов А. Долевое строительство: история и практика // Жилищное право. 2013. N 2.

Белицкая А.В. О месте и роли инвестиционного права в системе российского права // Предпринимательское право. 2012. N 2.

Глушецкий А.А. Размещение ценных бумаг: экономические основы и правовое регулирование. М.: Статут, 2013.

Кобзарь-Фролова М.Н. К вопросу о дальнейшем развитии инвестиционного законодательства в Российской Федерации // Финансовое право. 2013. N 3.

Лисица В.Н. Правовое регулирование инвестиционных отношений: теория, законодательство и практика применения: Монография. Рос. акад. наук, Ин-т философии и права СО РАН; М-во образования и науки РФ, Новосибирский гос. ун-т. Новосибирск, 2011.

Михалева Т.Н., Харитонова Л.И. Комментарий к Федеральному закону от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (постатейный) / Под ред. Н.В. Елизаровой // СПС "КонсультантПлюс". 2012.

Мухаметшин Т.Ф. Инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов: обновленный взгляд на правовое содержание // Право и экономика. 2012. N 12.

Решетина Е.Н. К вопросу о соотношении финансового права и инвестиционного права // Финансовое право. 2011. N 6.

Ширяев А.Ю. Финансовая аренда (лизинг): правоприменение и законодательное обеспечение в России // Российский судья. 2013. N 3.

Раздел IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ:

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Глава 4.1. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ: КОРПОРАЦИЙ, КОМПАНИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

I. Финансово-правовые основы деятельности

государственных корпораций

Общая финансово-правовая характеристика государственной корпорации.

основания создания:

- федеральный закон о государственной корпорации (далее при упоминании государственной корпорации также используются слова "госкорпорация" или "корпорация");

- имущественный взнос Российской Федерации;

- учредительные документы не требуются;

тип юридического лица:

- некоммерческая организация;

- без членства;

степень имущественной самостоятельности:

- имущество, переданное госкорпорации Российской Федерацией, является собственностью корпорации;

- за счет части этого имущества может быть сформирован уставной капитал, чтобы гарантировать интересы кредиторов;

- по решению высшего органа управления госкорпорации возможна передача части имущества в государственную казну России;

- по общему правилу госкорпорация не отвечает по обязательствам РФ, равно как и РФ не отвечает по обязательствам госкорпорации;

деятельность:

- должна быть общественно-полезной;

- осуществляется на основании долгосрочной программы деятельности и развития, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей;

- разрешается предпринимательская, но только для достижения целей создания госкорпорации;

порядок использования прибыли:

- определяется высшим органом управления госкорпорации;

инвестирование временно свободных средств:

- возможно;

- предельный объем инвестиций и другие ограничения устанавливаются высшим органом управления госкорпорации;

заимствования в иностранной валюте:

- возможны;

- решения о заимствованиях принимаются в порядке, установленном Правительством РФ;

отчетность:

- госкорпорация ежегодно публикует отчеты об использовании своего имущества;

- годовая бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту;

подконтрольность:

- контроль за деятельностью госкорпораций осуществляют: а) Счетная палата РФ, б) иные государственные органы в соответствии с законодательством РФ;

особенности правового положения:

- устанавливаются законом, предусматривающим создание госкорпорации.

ПРИМЕРЫ

Наши рекомендации