Анализ финансового состояния городского бюджета

С целью определения уровня финансовой сбалансированности, устойчивости и независимости бюджета муниципального образования специалистами Контрольно-счетной палаты городской Думы проведен выборочный анализ финансового состояния бюджета городского округа город Дзержинск.

Для оценки использована следующая группа показателей:

- показатели финансовой независимости муниципального образования.

Базовые данные в ходе проведения оценки использованы из годовых отчетов об исполнения городского бюджета за период с 2012 по 2016 гг.

Специалистами Контрольно-счетной палаты городской Думы применена методика расчета Н.Ю. Коротина «Методика анализа финансового состояния бюджетов муниципальных образований».

Данная методика приведена в материалах журналов "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях" № 17 сентябрь 2014 год и "Финансовая аналитика: проблемы и решения" № 20 (206) за 2014 год.

Таблица 5

Показатели Период (тыс. рублей)
Доходы бюджета (Д) 3 164 902,6 4 145 430,1 3 931 813,1 3 816 265,2 3 997 332,7
Налоговые доходы (НД) 1 713 665,9 2 032 149,9 1 530 496,6 1 326 816,7 1363 628,7
Неналоговые доходы (НнД) 546 497,9 574 915,5 615 806,8 594 563,1 560 332,6
Налоговые доходы от федеральных налогов и сборов по установленным и дополнительным нормативам отчислений (НДфр) 1 425 735,0 1 730 512,3 1 189 990,3 1 042 724,9 1 112 581,8
Налоговые доходы местного бюджета (НДм) 287 920,3 301 490,8 340 506,3 284 091,8 251 046,9
Безвозмездные поступления (БВП) 904 738,8 1 538 364,7 1 785 509,7 1 894 885,4 2 073 371,4
Безвозмездные поступления в виде дотаций (БВПд) 2 527,7 2 218,3 79 690,1 53 324,5 250 938,4
Безвозмездные поступления в виде субсидий (БВПсубс) 180 422,7 521 846,1 481 981,3 205 644,7 77 320,4
Безвозмездные поступления в виде субвенций (БВПсубв) 668 001,2 890 573,0 1 235 791,5 1 626 254,1 1 788 442,1
Собственные доходы бюджета (Дс) 1 496 901,4 3 254 857,1 2 696 021,6 2 190 011,1 2 208 890,6

На основании значений базовых данных произведен расчет коэффициентов финансовой устойчивости по группе показателей – «финансовая независимость муниципальных образований»:

1) Коэффициент финансовой независимости местных бюджетов

НД+ НнД    

Д
Анализ финансового состояния городского бюджета - student2.ru Кф.н.=

Коэффициент финансовой независимости местных бюджетов показывает соотношение величины налоговых и неналоговых доходов местного бюджета и общей суммы доходов бюджета муниципального образования.

Коэффициент характеризует долю доходов, объем которых зависит от усилий муниципальных органов власти по увеличению поступлений от налогов и муниципальной собственности. Смысл коэффициента заключается в том, что чем выше значение коэффициента, тем в большей степени муниципальные органы власти не зависят от финансовых решений государственных органов субъекта Федерации;

2) Коэффициент налоговой независимости местного бюджета

НД

Д
Анализ финансового состояния городского бюджета - student2.ru Кн.н.=

Коэффициент налоговой независимости местного бюджета описывает, в какой части доходы муниципального бюджета формируются за счет поступлений от налогов. При определении этого коэффициента учитываются все налоговые поступления, независимо от статуса налогов (федеральные, региональные или местные) и действующей системы регулирования в части разграничения доходных источников и организации потока налоговых ресурсов;

3) Коэффициент чистой налоговой независимости местного бюджета

НДм

Анализ финансового состояния городского бюджета - student2.ru

НД
Кч.н.н.=

Коэффициент чистой налоговой независимости местного бюджета характеризует, в какой части налоговые доходы местного бюджета сформированы за счет поступлений от местных налогов. Только по местным налогам муниципальные образования обладают полномочиями полного самостоятельного их регулирования - устанавливают сроки и порядок уплаты, налоговые ставки и льготы. Поэтому указанный коэффициент является индикатором эффективности налоговой политики муниципального образования;

4) Коэффициент финансовой зависимости местного бюджета

БВП

Д
Анализ финансового состояния городского бюджета - student2.ru Кф.з.=

Коэффициент общей финансовой зависимости местного бюджета показывает долю финансовой помощи из вышестоящего бюджета в общем объеме доходов местного бюджета. Чем больше значение указанного показателя, тем в большей мере доходы местного бюджета сформированы за счет поступлений из бюджета субъекта, тем выше степень финансовой зависимости муниципального образования от региональных органов власти;

5) Коэффициент прямой финансовой зависимости местного бюджета

БВПд+ БВПсубс    

Дс
Анализ финансового состояния городского бюджета - student2.ru Кп.ф.з.=

Коэффициент прямой финансовой зависимости местного бюджета показывает долю финансовой помощи из бюджета субъекта на выравнивание бюджетной обеспеченности и софинансирование социально значимых расходов в общем объеме собственных доходов местного бюджета. При расчете этого коэффициента учитываются только дотации и субсидии. Субвенции не принимаются в расчет, так как их сумма определяется объемом передаваемых на местный уровень полномочий органов государственной власти, т.е. не зависит от финансового состояния территории и не влияет на уровень финансовой самостоятельности муниципалитета;

6) Коэффициент общей финансовой зависимости местного бюджета

НДфр+БВПд+ БВПсубс    

Анализ финансового состояния городского бюджета - student2.ru

Дс
Ко.ф.з.=

Коэффициент общей финансовой зависимости местного бюджета показывает соотношение величины налоговых доходов от федеральных налогов и сборов по установленным и дополнительным нормативам отчислений в местный бюджет, финансовой помощи из бюджета субъекта и общей суммы доходов бюджета муниципального образования.

Данный коэффициент характеризует долю поступлений доходов, объем которых зависит от установленных федеральными и региональными органами власти нормативов отчислений по конкретным налогам и методик расчета и распределения межбюджетных трансфертов. Чем выше значение коэффициента, тем в большей мере местные органы власти финансово зависят от решений федеральных и региональных органов власти в сложившейся системе межбюджетных отношений в стране и данном регионе;

7) Коэффициент качества финансовой помощи местного бюджета

БВПсубс

БВПд+БВПсубс
Анализ финансового состояния городского бюджета - student2.ru Кф.з.=

Коэффициент качества финансовой помощи местному бюджету определяет степень участия местных органов власти в реализации региональной концепции финансирования ряда мероприятий на своей территории.

Субсидии, являясь целевым трансфертом, выделяются на софинансирование социально значимых для муниципалитета расходов, т.е. выступают инструментом региональной финансовой политики, с помощью которого региональные органы власти подталкивают муниципальные образования в первую очередь и в полном объеме финансировать приоритетные с точки зрения субъекта Федерации расходы.

Чем выше значение, тем в большей мере местные органы власти привлекают средства регионального бюджета. Причем участие осуществляется в активной форме: на каждый вложенный региональными органами власти рубль местные органы вкладывают согласованное количество финансовых ресурсов из местного бюджета.

8) Коэффициент собственной сбалансированности местного бюджета

Д-БВП

Анализ финансового состояния городского бюджета - student2.ru

Р-БВПсубв
Кс.с.=

Коэффициент собственной сбалансированности местного бюджета характеризует степень покрытия общей суммы расходов бюджета на реализацию собственных полномочий муниципального образования доходами без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Расчета показателей финансовой независимости городского округа город Дзержинск за 2012-2016 годы

Таблица 6

Показатель
Коэффициент финансовой независимости   0,71 0,63 0,55 0,50 0,48
Коэффициент налоговой независимости   0,54 0,49 0,39 0,35 0,34
Коэффициент чистой налоговой независимости   0,17 0,15 0,22 0,21 0,18
  Коэффициент финансовой зависимости   0,29 0,37 0,45 0,50 0,52
  Коэффициент прямой финансовой зависимости 0,07 0,16 0,21 0,12 0,15
  Коэффициент общей финансовой зависимости 0,64 0,69 0,65 0,59 0,65
  Коэффициент качества финансовой помощи 0,99 1,00 0,86 0,79 0,24
  Коэффициент собственной сбалансированности 0,88 0,80 0,74 0,83 0,82

Анализ финансовой независимости городского бюджета показывает, что доля доходных источников, сформированных из налоговых и неналоговых платежей, составляет в 2016 году 48 % и является минимальным значением за последние пять лет.

Поступление налоговых доходов города составляют 34 % всех доходных источников, что также является минимальным значением за данный период. Сложившаяся негативная динамика приведенных выше коэффициентов обусловлена внесением изменений в бюджетное и налоговое законодательство, в соответствии с которым с 2012 года произошла передача полномочий на вышестоящие уровни управления и, соответственно, уменьшено финансовое обеспечение этих полномочий на уровне местного самоуправления путем перераспределения доли налогов на вышестоящие уровни бюджетов.

Норматив отчисление доходов в городской бюджет 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Налог на доходы физических лиц   50 % 56,2 % 34,5 % 28,2 % 28,0 %

Местные налоги формируют налоговую часть городского бюджета на 18 %. Значение данных показателей подтверждает, что местные налоги не играют бюджетообразующей роли при формировании муниципальных бюджетов даже в таких промышленно развитых городах, каким является Дзержинск.

Значение коэффициента финансовой зависимости подтверждает, что в 2016 году зависимость бюджета города от областного бюджета за последние пять лет продолжала увеличиваться и составила 52 %.

Коэффициент прямой финансовой помощи показывает, что из бюджета субъекта на выравнивание бюджетной обеспеченности и софинансирование социально значимых расходов поступает 15 % от общего объема собственных доходов городского округа. Это свидетельствует о достаточно высоком качестве управления муниципальными финансами.

Значение коэффициента качества финансовой помощи составляет 24 %, его значение показывает, что достаточная часть средств, выделяемых из областного бюджета, поступает в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, остальная часть поступает в виде субвенций на софинансирование социальных проектов, на реализацию региональной политики на территории муниципалитета. Невысокое значение коэффициента и тенденция его снижения означают, что муниципалитет все в большей мере выступает в роли пассивного получателя дотаций из регионального бюджета.

Результаты анализа финансовой устойчивости городского бюджета показали, что бюджетная устойчивость муниципального образования за 2012-2016 годы характеризуется снижением сбалансированности местного бюджета, обусловленного ростом финансовой зависимости от поступлений вышестоящих бюджетов на фоне снижения налоговой независимости бюджета городского округа. Это выражается, прежде всего, в снижении собственных доходов на единицу расходов в общей величине расходов местного бюджета, отрицательной динамики доли собственных доходов в общей величине доходов, росте долговой зависимости местного бюджета. При этом соблюдаются все ограничения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

Снижение финансовой устойчивости городского бюджета предопределено объективными причинами, не зависящими от качества финансового менеджмента: перераспределением доходных источников на вышестоящий уровень бюджета федеральным законодательством, экономическим кризисом 2014-2015 годов, спровоцировавшим рост инфляционных процессов, отсутствием реальных рычагов воздействия на администрирование налоговых доходов в действующем правовом поле.

Наши рекомендации