Обоснование миссии как предназначения коммерческого банка.

Тенденции регионального развития банка.

состояние банковской системы зависит и от ее основного сег- мента – регионального. Во многом региональные банки выполняют стратегиче- скую функцию в развитии реального сектора экономики, предоставляя широ- кий спектр банковских продуктов, в особенности долгосрочные кредитные ре- сурсы. Главной особенностью региональных банков является способность бо- лее полно удовлетворять потребности субъектов отдельных регионов. Однако и в данном секторе существует не мало проблем, не позволяющих эффективно функционировать на финансовом рынке. К примеру 1. Огромная роль государства в капитале многих крупнейших банков; 2. Проблема достаточности и ликвидности собственного капитала; 3. Узкий сегмент клиентуры региона; 4. Слабое внедрение инновационных технологий в процесс обработки ин- формации; 5. Высокая степень распространения филиальной сети крупнейших бан- ков; 6. Диспропорция в развитии отдельных регионов, и как следствие низкий уровень доходов отдельных слоев населения. Современное состояние региональных банков находится в шатком поло- жении. Это связано в первую очередь с тем, что крупные федеральные банки слишком медленно двигаются в сторону регионов и обходят стороной низкодо- ходные сегменты экономики. Занимая значительную долю рынка, они могут позволить не принимать на себя повышенные риски инвестиционного или дол- госрочного кредитования в регионах, а также излишних издержек, связанных с кредитованием и обслуживанием мелких клиентов. Им труднее подстраиваться под специфику разных регионов страны.

Анализ уровня информационного обеспечения кредитной организации.

Информационное обеспечение экономического анализа деятельности банка представляет собой систему внешней и внутренней информации. На основе внешних источников информации банком осуществляется анализ деловой и финансовой среды банка. Источниками внешней информации являются: финансовые отчеты субъектов хозяйствования и другие сведения об их деятельности, научные публикации и статистические материалы об экономическом состоянии страны, сеть Интернет. Внешнюю информацию можно получить также из следующих источников: газет, журналов, телевидения, радио, публикуемых годовых отчетов, производственной статистики, статистики потребления, личных контактов с клиентурой, обмена информации со служащими других банков. Система внутренней информации характеризует банк с точки зрения внутреннего состояния его дел. Это данные, циркулирующие в автоматизированной системе обработки банковской информации. К источникам внутренней информации можно отнести: бухгалтерский учет и отчетность, статистический учет и отчетность, оперативный учет и отчетность. Помимо отчетности и данных учета анализ может базироваться на сведениях различных расчетов, результатах внутренних исследований, актах ревизий и проверок, справок различного рода. Таким образом, источники внутренней информации являются главной составляющей информационной базы анализа.

Постановка стратегических задач как способ конкретизации цели: выбор наиболее эффективных направлений деятельности, используя собственные достижения и предоставляемые внешней средой благоприятные возможности.

Целью и результатом стратегического планирования является формирование стратегии предприятия – системы взаимосогласованных стратегических решений по основным направлениям деятельности и развития предприятия, определяющих его внутреннее и внешнее поведение. Выделяют следующие составляющие понятия стратегии: стратегические цели развития предприятия; совокупность правил и приемов достижения целей; средства для их достижения. Формирование стратегических целей необходимо начинать, четко представляя истинные мотивы, истинные интересы, которые привели к принятию решения о выработке или корректировке стратегии. В стратегии должны быть тесно увязаны цели и пути их достижения. . В процессе стратегического планирования главные цели предприятия устанавливаются высшим руководством и согласуются со всеми подразделениями. Процесс стратегического планирования включает этапы: 1. Определение миссии предприятия состоит в установлении смысла существования предприятия, его предназначения, роли и места в рыночной экономике. Миссия характеризует направление в бизнесе, на которое предприятие ориентируется, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ. 2. Формулирование целей и задач функционирования предприятия.

3. Анализ внешней и внутренней среды. Анализ внешней среды – процесс стратегического планирования, предназначенный для контроля факторов, внешних по отношению к предприятию, с целью определения возможностей и опасностей.. Анализ внутренней среды позволяет определить внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать предприятие в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. 4. Разработка и анализ стратегических альтернатив. Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении поставленных предприятием задач. На этой стадии принятия решения высшее руководство оценивает альтернативные пути деятельности фирмы и выбирает оптимальные варианты для достижения поставленных целей. 5. Выбор стратегии. Принятие решений по стратегическим вопросам осуществляется в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановой службой и оперативными подразделениями. Все многообразие стратегий объединяется в четыре основные группы: роста, ограниченного роста, сокращения и комбинирования. Стратегия роста преследует цель увеличения объемов продаж, расширения ассортимента продукции и производственной мощности. Стратегии ограниченного роста характерно установление целей от достигнутых результатов, скорректированных с учетом дополнительных факторов. При стратегии сокращения уровень последующих целей устанавливается ниже достигнутого. К стратегиям сокращения прибегают когда показатели деятельности предприятия продолжают ухудшаться и ни какие мероприятия не изменят этой тенденци

Обоснование миссии как предназначения коммерческого банка.

"миссия" - это утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных, т.е. данного банка от других банковских учреждений. Миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

История организации. У каждой компании, как правило, есть история её целей, политики, успехов и неудач. Ключевая компетенция. Цели организации должны проистекать из того, что она может делать наилучшим образом. Компания всегда должна задавать себе вопрос: "А что мы делаем лучше всех?". Ресурсы.это его собственный капитал и привлеченные на возвратной основе денежные средства юридических и физических лиц - вклады, сформированные банком в результате проведения пассивных операций, которые в совокупности используются им для осуществления активных операций — кредитования. Существующая рыночная среда. Рыночная среда интегрирует в себе корпоративные усилия по маркетингу, силы и факторы микросреды, непосредственно связанные с деятельностью банка, глобальные факторы, действующие банка, глобальные факторы, действующие в масштабах национальных и мировых рынков . В миссии заявлены ценности и / или приоритеты компании. Обычно приоритеты и ценности компании, тем более базовые, потому таковыми и называются, что не меняются даже в случаях резкого изменения миссии, переориентирования компании, изменения рода деятельности и т. д.

2. Социальная ответственность банка перед клиентами.

социальная ответственность в банке – это соответствующая специфике и уровню развития банка совокупность обязательств, которые разрабатываются и внедряются добровольно и согласованно с участием ключевых стейкхолдеров, принимаются руководством банка и регулярно обновляются, с учетом особых взглядов персонала и акционеров, осуществляются, в основном, за счет средств банка и нацелены на реализацию значимых внутренних и внешних социальных программ, результаты которых способствуют развитию банка, улучшению его репутации и имиджа, становлению корпоративной идентичности, развития корпоративных брендов, а также расширению конструктивных партнерских связей с государством, деловыми партнерами, местными сообществами и общественными организациями. Основными преимуществами внедрения системы СО для банков, являются следующие: увеличивается прибыль, возрастают темпы экономического роста; повышается лояльность клиентов, растут продажи банковских услуг; возрастает конкурентоспособность, улучшаются брэнд и репутация, что помогает развивать банковский бизнес;повышается качество обслуживания клиентов, расширяется линейка банковских продуктов,сокращаются претензии со стороны регулирующих органов.

3.Анализ рыночной ситуации и перспективный прогноз изменения внешней среды как этап стратегического планирования.

Маркетинговая деятельность банка начинается с определения маркетинговых возможностей и изучения рынка. Рынок - механизм, который сводит вместе покупателей- предъявителей спроса и продавцов- поставщиков товара или услуги. Цель исследования рынка - это поиск ответов на вопросы: кто является покупателем продукции фирмы? Каковы запросы покупателей? Кто оказывает влияние при выборе покупателем того или иного товара? Когда потребители делают покупки? Каковы мотивы потребителей “покупать - не покупать” Что думают потребители о фирме и ее товаре. Общая цель рыночных исследований состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции.

Объектами рыночного исследования являются тенденции и процессы развития рынка, включая анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, законодательных и других факторов. Исследуются также структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры рынка, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски.В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения между спросом и предложением на данную продукцию, а также уровнем и соотношение цен, т.е. конъюнктуры рынка. Основная цель изучения конъюнктуры товарного рынка - установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности. Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.

4. Алгоритм анализа внешней среды.Среда организации складывается из внутренних переменных и факторов внешней среды. Важнейшим элементом стратегического управления и планирования в компании является анализ внешней среды, а также проведение мониторинга рынков хозяйствования. Угрозы, которые подстерегают компанию в процессе ведения бизнеса, и возможности, которые ей предоставляются, - все это присутствует именно во внешней среде, частью которой является бизнес.Анализ внешних факторов помогает выработать стратегические решения, обеспечивающие алгоритмы взаимодействия компании со средой в краткосрочной и долгосрочной перспективе, которые позволят поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения целей, помогут вскрыть угрозы и возможности. Угрозы - это тенденции или события, которые (при отсутствии на них стратегической реакции) могут привести к значительному снижению объема продаж и прибыли. Алгоритм 1) Анализ рынка, размер, ожидаемый рост, прибыльность, барьеры входа и выхода. 2) анализ покупателей, сегменты, потребности, в том числе и неудовл.3) анализ конкуренции, их имидж цели, финансовые показатели, сильные и слабые стороны 4) политическая ситуация в стране 5) определение наличия информации у потребителя.

5.Сегментации рынка банковских услуг.Рынок банковских услуг, представляет собой экономическое пространство, на котором сталкиваются спрос и предложение таких услуг. Рынок банковских услуг является составной частью финансового рынка, поэтому основные тенденции и факторы его развития оказывают значительное влияние на развитие банковской деятельности. Сегментация рынка представляет собой деление рынка на однородные группы потребителей услуг, представители которых одинаково и достаточно предсказуемо реагируют на применяемый банком маркетинговый инструментарий. На основе проведенной сегментации рынка банки получают возможность регулировать рыночное предложение услуг и продуктов в соответствии с потребностями каждого конкретного сегмента, разрабатывая долгосрочные рыночные стратегии. Для эффективного учета поведения клиентов при проведении сегментации рынка необходимо, чтобы выделяемые сегменты были достаточно крупными и реакция потребителей, образующих целевой сегмент, на действия банка существенно отличалась от реакции других сегментов.

Сегментация рынка осуществляется в три этапа: 1) выбираются критерии сегментации;– рынок кредитных услуг; – рынок депозитных услуг;– рынок платежных услуг; – рынок инвестиционных услуг; 2) выделяются сегменты; 3) определяются целевые сегменты, т.е. те, которые будут представлять для банка действительный интерес.

6.Рыночная стратегия банка. Стратегия банка состоит из двух частей: постоянной (основные положения) и динамически обновляемой. Динамически обновляемая стратегия банка представляет собой совокупность взаимозависимых стратегий второго порядка, которые чувствительны к изменению окружающей среды. Такими стратегиями являются рыночная стратегия: система клиентских каналов, система конкурентных преимуществ, модель клиентской службы, план мероприятий по привлечению и удержанию клиентов. Исследование рынка – это базовый элемент банковского маркетинга. Основными инструментами маркетингового исследования являются: анализ рынка и изучение собственных возможностей банка. Основными инструментами реализации рыночной стратегии коммерческого банка являются: товарная политика, ценовая политика, сбытовая политика, коммуникационная политика. Товарная политика (планирование банковского продукта) заключается в определении и изменении характера и ассортимента предлагаемых услуг (ассортиментная политика), а также их объема (объемная политика). Ценовая политика банка предполагает установление цен на различные банковские продукты и их изменения в соответствии с изменением рыночной ситуации. Сбытовая политика коммерческого банка (товародвижение) направлена на доведение товара до потенциального покупателя. Коммуникационная политика банка (продвижение товара) - это система средств взаимодействия банка со своими нынешними клиентами, с будущими клиентами и общественностью в целом, направленная на то, чтобы побудить их приобретать банковские услуги.

7.Оценка конкурентной позиции.Конкурентная позиция– это положение, которое организация занимает в своей отрасли в соответствии с результатами своей деятельности и со своими преимуществами и недостатками по сравнению с другими. К основным характеристикам конкурентной позиции банков относятся: · абсолютная и относительная доля на рынке;· конкурентоспособность организации. Устойчивость конкурентной позиции и факторы, влияющие на нее, определяются путем анализа качественных показателей конкурентоспособности. При этом выделяют конкурентоспособность банковского продукта и конкурентоспособность института в целом. Конкурентоспособность банковского продукта– это совокупность его качественных и стоимостных характеристик, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя. Конкурентоспособность института в целом– это его способность обеспечивать лучшее предложение по сравнению с конкурентами, его обладание конкурентными преимуществами. Только обладание конкурентными преимуществами позволяет завоевать прочную конкурентную позицию на рынке. Конкурентные преимущества могут быть краткосрочными и долгосрочными. При этом конкурентная стратегия должна быть ориентирована на достижение долгосрочных стратегических преимуществ. Анализ конкурентоспособности необходим для выявления величины и характера имеющихся конкурентных преимуществ, устойчивости конкурентной позиции организации.оценка уровня конкурентоспособности банка должна охватывать анализ внутренней среды, включающей количественные и качественные характеристики его деятельности, и анализ внешней среды. В качестве одного из вариантов оценки конкурентоспособности коммерческого банка предлагаем использовать методику, базирующуюся на теории эффективной конкуренции, согласно которой наиболее конкурентоспособным является банк, имеющий более высокий уровень критериев качества активов и пассивов, достаточности капитала, доходности и рентабельности, имиджа и конкурентоспособности предоставляемых им услуг по сравнению с основными конкурентами при равных для всех участников финансового рынка условиях внешней среды.

8.Принципы проведения внутреннего анализа. Анализ внутренней средывскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели фирмы, более верно сформулировать миссию, т. е. определить смысл и направления деятельности фирмы. Исключительно важно всегда помнить, что фирма не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим сотрудникам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями. Управленческий анализ - это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей фирмы, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. Конечной целью управленческого анализа является предоставление информации менеджерам и другим заинтересованным лицам для принятия адекватных стратегических решений, выбора стратегии, которая в наибольшей степени соответствует будущему фирмы. в результате проведения внутреннего анализа фирмы можно выявить ряд моментов: - переоценивает или, наоборот, недооценивает себя фирма; - переоценивает или недооценивает оно своих конкурентов; - каким требованиям рынка оно придает чересчур большое или, наоборот, слишком малое значение. Результаты анализа должны заставить персонал фирмы понять и принять необходимость изменений. Важность и необходимость проведения управленческого анализа определяется также изменением парадигмы управления в переходной экономике: постепенным переходом от производственной к маркетинговой ориентации управления в сочетании с изменением логики планирования. В современных условиях, когда фирмы ограничены в возможностях расширения ресурсного потенциала, анализ внутренних возможностей и ресурсов фирмы должен стать отправной точкой разработки стратегии фирмы и планирования его деятельности. Такая логика планирования «от ресурсов - к стратегии» наиболее адекватна условиям деятельности российских фирм.

9. Анализ доли рынка.Доля рынка представляет собой традиционный инструмент, с помощью которого можно оценить эффективность деятельности любого предприятия, а также спрогнозировать дальнейшие перспективы развития. Данный показатель показывает, какое место занимает фирма на соответствующем рыночном сегменте относительно своих конкурентов.Доля рынка отображает, насколько результативную маркетинговую деятельность ведет предприятие. Независимо от принятого определения базового рынка доля рынка может быть рассчитана различными способами. Доля рынка по объему - количество проданных изделии, отнесенное к суммарному объему продаж (в штуках) на базовом рынке. Доля рынка в стоимостном выражении рассчитывается на основе выручки, а не объема продаж в штуках. Долю рынка в стоимостном выражении часто трудно интерпретировать, поскольку изменения доли рынка отражают комбинацию изменений в количестве проданных изделий и цене. Доля обслуживаемого рынка рассчитывается не относительно всего базового рынка, а относительно продаж в сегментах (сегменте), где работает фирма. Соответственно доля обслуживаемого рынка всегда выше, чем доля рынка в целом.Относительная доля рынка сопоставляет продажи фирмы с продажами конкурентов. Доля рынка относительно лидера определяется сравнением с крупным конкурентом. Доля рынка главного конкурента получается делением абсолютной доли рынка этого конкурента на долю его ближайшего соперника

Наши рекомендации