Льготы страхователям, применяющим специальные налоговые режимы

Для целей налогообложения прибыли могут быть учтены расходы на приобретение перевозочного документа (авиабилета) (включая случаи проведения работником отпуска за пределами Российской Федерации) в размере, указанном в справке о стоимости перевозки по территории Российской Федерации до места фактического пересечения границы Российской Федерации воздушным судном, включенной в стоимость перевозочного документа (авиабилета), выданной транспортной организацией, а также расходы на провоз багажа. Эта же сумма освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц.

Обратим внимание, что из текстов Федерального закона № 212-ФЗ и Федерального закона № 125-ФЗ исключены упоминания о не облагаемой взносами сумме оплаты стоимости проезда членов семей работников к месту проведения отпуска и обратно, взятой на себя страхователем. Это новшество не нужно трактовать как отмену соответствующей льготы. Неверно думать, что с 2015 г. такие расходы страхователя «обрастут» еще и страховыми взносами. Дело в том, что компенсация причитается именно членам семьи работника, а не ему самому за членов его семьи (см. ст. 325 ТК РФ). В этом случае льгота не требуется ввиду отсутствия объекта обложения взносами - с членами семьи работника работодатель не связан никакими договорными отношениями, в которых те выступали бы как застрахованные лица. Законодатели просто «почистили» закон от неверной, вводящей в заблуждение нормы. Бухгалтеру же при заполнении отчетности в фонды следует учесть, что с 2015 г. компенсации членам семьи северянина, связанные с проездом в отпуск, нужно будет не исключать как не облагаемые взносами выплаты, а изначально не учитывать при определении облагаемой базы по вышеозначенной причине.

При расходах плательщиков страховых взносов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту [12].

К числу застрахованных обязательным пенсионным страхованием по новому правилу отнесены все временно пребывающие в России иностранцы, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Это очень существенно расширило круг тех, за кого страхователям придется платить взносы в Пенсионный фонд. Ведь до 2015 г. из числа временно пребывающих в РФ иностранных граждан к застрахованным этим видом обязательного социального страхования относились только заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

Таким образом, теперь ни срок договора, ни его характер (трудовой или гражданско-правовой) значения иметь не будут. Каждому временно пребывающему в РФ иностранцу, работающему по трудовому или гражданско-правовому договору, получающему авторское вознаграждение, потребуется СНИЛС.

Взносы за всех временно пребывающих в РФ иностранцев уплачиваться будут в едином порядке, определенном ст. 22.1 Федерального закона № 167-ФЗ, а именно по тарифу, установленному для граждан Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения иностранного гражданина.

Важно, что за высококвалифицированных иностранных специалистов, признанных таковыми в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», взносы в ПФР уплачивать по-прежнему не нужно. Они к числу застрахованных лиц не отнесены .

В остальном же страхователи, принявшие на работу или заключившие гражданско-правовые договоры с иностранными гражданами любой категории , с 2015 г. в части пенсионного страхования никаких специальных льгот не будут иметь.

Тем не менее временно пребывающие в РФ иностранцы по-прежнему не являются застрахованными обязательным социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также обязательным медицинским страхованием и платить за них взносы в ФСС РФ и ФФОМС не нужно.

Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний уплачиваются за иностранных граждан в общеустановленном порядке - их Федеральный закон № 125-ФЗ из общей массы застрахованных лиц никак не выделяет.

Закон вводит ограничения на применение тарифных льгот страхователями, применяющими ЕНВД и являющимися аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. С 2015 г. применять более низкий по сравнению с другими страхователями тариф они смогут только в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению.

Урезаны льготы и индивидуальным предпринимателям, применяющим патентную систему налогообложения. За своих наемных работников они смогут уплачивать взносы по льготному - 20%-ному тарифу только в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанном в патенте .

Подобных оговорок в прежней редакции указанных Законов не было, что давало страхователям возможность отстаивать свое право на применение льготы в отношении организации (предпринимателя), а не только в отношении отдельных ее (его) работников , Определение ФАС Северо-Западного округа от 05.02.2014 по делу № А21-6831/2013, Постановление ФАС Московского округа от 18.04.2014 № Ф05-1549/2014 по делу № А40-106868/13 и др..

В новой редакции ч. 3 ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ уточнен порядок начисления пеней: первым днем, за который они будут начислены, как и сейчас, является день, следующий за установленным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, а последним днем, за который начисляется пеня, с 2015 г. станет день уплаты (взыскания) суммы страховых взносов.

Согласно разъяснениям Минтруда России (Письмо от 16.05.2014 № 17-4/В-211) до 2015 г. день уплаты взносов не должен включаться в период начисления пеней за несвоевременную уплату этих страховых взносов, т.к. день исполнения обязанности по уплате страховых взносов не может быть одновременно днем просрочки исполнения этой обязанности, в отношении которой начисляются пени.

Надо отметить, что в обновленном виде правило об уплате пеней совпадает с аналогичной нормой налогового законодательства.

Комментируемый Закон также существенно изменил процедуры проведения органами внебюджетных фондов выездных проверок страхователей.

Так, установлены основания для продления двухмесячного срока выездной проверки до четырех или шести месяцев . Причинами продления проверки могут являться:

1) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у плательщика страховых взносов нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах и требующей дополнительной проверки;
2) наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится выездная (повторная выездная) проверка;

3) проведение выездной (повторной выездной) проверки организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

а) четыре и более обособленных подразделения - до четырех месяцев;

б) десять и более обособленных подразделений - до шести месяцев;

4) непредставление плательщиком страховых взносов в установленный в соответствии с ч. 5 ст. 37 Федерального закона № 212-ФЗ срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) проверки.

Заключение

Обязательное социальное страхование гарантируется Конституцией России и является неотъемлемым правом всех граждан. Законно предусматривает, что выплаты по социальному страхованию должны быть доступны всем застрахованным. Социальное страхование в России направлено на защиту работающих граждан, которые по той или иной причине не могут сохранять своего материального положения и социального статуса. Во-вторых, обязательное социальное страхование в России охватывает несколько слоев населения: это не только трудящиеся граждане, но и инвалиды, пенсионеры, малообеспеченные граждане. Кроме того, социальное страхование направлено не только на работающих граждан, но и на членов их семьи, иными словами, иждивенцев. Данная система страхования включает в себя ряд отделов. Каждый из них относится к определенному слою населения, охватывая определенную проблему. Все виды социального государственного страхования зафиксированы документально в законах. Социальное страхование в России на случай временной нетрудоспособности. Сюда относят не только люди, потерявшие трудоспособность из-за несчастного случая или профессиональной болезни, но и беременные женщины и молодые мамы, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком.

Временная нетрудоспособность оплачивается государством, таким образом, трудящийся не остается без средств к существованию.

Страхование от несчастных случаев говорит само за себя. Направлено оно на слой граждан, получивших травмы на работе, или же на семьи погибших на работе. Приобретенные заболевания, к примеру, астма, язва, хронические болезни – все это оплачивается государством и относится к социальному страхованию от несчастных случаев.

Медицинские полис, который имеется у каждого из нас, является официальным документом, представляющим обязательное медицинское страхование в России. Этот документ удобен в использовании и гарантирует бесплатную медицинскую помощь каждому его обладателю. Пенсионное страхование, пожалуй, самая изменчивая область социального страхования в России. Оно подвергается изменениям и перерассмотрениям очень часто. Неизменно пока то, что ежемесячные отчисления трудящихся граждан будут служить пенсионными выплатами после выхода на пенсию. Не смотря на то, что машинизация и высокие технологии процветают, смертность на рабочем месте еще актуальна. Именно этим занимается социальное страхование на случай смерти. Как правило, в этом случае материальную компенсацию получают семьи погибших, оставшиеся без материальных средств к существованию. Это касается несовершеннолетних иждивенцев, семей, где есть дети инвалиды или другие нетрудоспособные граждане. Так или иначе, обязательную выплату при гибели работника получают все семьи.

Фонды социального страхования той или иной области имеют свой бюджет, расходы которого, в основном, направлены на выплаты пособий: больничных листов, пособий по безработице, пособий по материнству.

Суммы, которые выплачиваются той или иной категории граждан, регламентируются законодательно, их расчет также установлен законом.

Помимо основной суммы от государственного фонда и по государственной программе, граждане также могут рассчитывать на дополнительные региональные выплаты, если они предусмотрены правительством края или области.

Так, пособие по беременности и материнству является единым по всей стране и высчитывается, исходя из заработной платы. Но в некоторых регионах страны предусмотрены дополнительные социальные выплаты, их сумма уже зависит от решения правительства области.

Так или иначе, обязательное социальное страхование в России – гарантия материальной безопасности трудящихся.

При заключении каждого из видов договора страхования необходимо понимать, что страховое событие (риск), указанный в договоре страхования должен носить вероятностный и случайный характер его наступления.

Система страхования финансируется из социальных взносов работающих граждан, размер которых утвержден законодательством и при помощи других законных способов пополнения. В России действует несколько социальных фондов со строго определенной ответственностью.

Основание для этого становится страховой случай, в подтверждении его наступления, застрахованный должен предоставить соответствующие документы, по каждому виду страхованию. ФСС проводит выплаты по обязательному социальному страхованию в случае временной нетрудоспособности застрахованного, для чего нужно представить соответствующее медицинское заключение и выписку из трудовой книжки, также фонд производит выплату детских пособий и пособий по материнству.

Пособия и другие выплаты, идущие через ФСС, проводятся через бухгалтерию страхователя, то есть, эти средства находятся в распоряжении самих страхователей и застрахованных. Суммы страховых взносов, которые поступают в ФСС, являются остатком средств от начисленных взносов, после того, как страхователь осуществит необходимые расходы. Закон предусматривает различные виды социального государственного страхования все они обязательны. Если на производстве произойдет несчастный случай, либо работник получит профессиональное заболевание, ему выплачиваются страховые выплаты за полученный вред, пособия, призванные компенсировать потерянный работником доход, кроме того, обязательно оплачивается полная реабилитация работника.

Список литературы:

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации: принята на всенар. голосовании 12 дек. 1993 г. // Рос. газета. – 1993. – 25 дек.

2. Об организации страхового дела в Российской Федерации: федер. закон [от 27 ноября 1992 г. № 4015-I] (с изм. на 23 мая 2016 г. № 146-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. –1993 г.-№ 2.

3. Рекомендация Международной Организации Труда об обеспечении дохода[12 мая 1944 г.] // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2001. – № 2. – Ст. 163.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ] (с изм. на 23 мая 2016 г. № 146-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994 г. -№ 238-239– Ст. 987.

5. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федер. закон [от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ] (с изм. на 4 июня 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 12 августа 1998 г. -№ 153-154– Ст. 137.

6.

7. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: федер. закон [от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ] (с изм. на 29 декабря 2015 г. № 394-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 12 августа 1998 г. -№ 31-154– Ст. 3803.

8. Об основах обязательного социального страхования: федер. закон [от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ] (с изм. на 29 декабря 2015 г. № 394-ФЗ) // Рос. газета. – 21 июля -1999 г.

9. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: федер. закон [от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ] (с изм. на от 14 декабря 2015 г. № 373-ФЗ.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 15 декабря -2001 г. № 297 – Ст. 2156.

10. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федер. закон [от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ] (с изм. на 4 июня 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 17 декабря -2001 г. № 52– Ст. 137.

11. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: федер. закон [от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ] (с изм. на 9 марта 2016 г. № 55-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – декабря- 2006 г. № 297 – Ст. 2581.

12. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования : федер. закон [24 июля 2009 г. № 212-ФЗ] (с изм. на 29 декабря 2015 г.№ 394-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 7 июля- 2009 г. -№ 30 ст. 3738.

13. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федер. закон [от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ] (с изм. на 30 декабря 2015 г. № 432-ФЗ ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – ноября- 2010 г. № – Ст. 6422.

14. Указ Президента РФ от 25 июля 2013 г. № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» [от 25 июля 2013 г. № 645] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – от 25 июля - 2013 г.– Ст. 4086.

15. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ [от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – от 14 мая - 2014 г.– Ст. 4086.

Литература

16. Антипьева Н. В. Единство и дифференциация правового регулирования как принцип права социального обеспечения // Вестник Пермского университета. -2013. -№ 3.- С. 8-16.

17. Андреев В. С. Вопросы теории советского права социального обеспечения: Научные труды. М.: МГЮА, 2013. Т. -528 с.

18. Андреев В. С. Право социального обеспечения в СССР. М., 1987.- 350 с.

19. Андреев В. С. Материальное обеспечение граждан СССР в старости, в случае инвалидности и временной нетрудоспособности: Научные труды. М.: МГЮА, 2013.- 528 с.

20.

21. Астрахан Е. И. Принципы пенсионного обеспечения рабочих и служащих в СССР. М., 1961. -327 с.

22. Александров А.И. Страхование. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 350 с.

23. Белых В.С., Кривошеев И.В. Страховое право РФ. – М: Норма, 2011. - 281с.

24. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. – М.: Статут, 2015. – 483 с.

25. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. – М.: Юрист, 2013. – 536.

26. Гражданское право: Учебник / Под ред. Толстого Ю.К. и Сергеева А.П. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ПРОСПЕКТ, 2013. – 632 с.

27. Еременко В.И. Страховое право: Учеб. пособие. – М.: Норма, 2011. – 334 с.

28. Зенин И.А. Гражданское право РФ: Учебное пособие. – М: МЭСИ, 2013. – 391 с.

29. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. М.: БЕК, 2015. -430 с.

30. Каминский П. А., Павлюченко В. Г., Хмелевская С. А. Социальное страхование. М., 2013. -268 с.

31. Мартьянова Т.С. К реформе социального обеспечения: принципы и прагматизм. Издание Бюро МОТ в Москве. М., 2013. -157 с.

32. Лушникова М. В., Лушников А. М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М.: Юстицинформ, 2013.- 600 с.

33. Лушников А. М., Лушникова М. В., Барышникова Т. Ю. Теория социального обеспечения: прошлое и настоящее. Ярославль: ЯрГУ. 2015. -288 с.

34. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: Перспективы развития. М.: Городец, 2012.- 344 с.

35. Миронова Т. К. Право и социальная защита. М., 2013.-336 с.

36. Павлюченко В. Г. Обязательное медицинское страхование в России. М., 2011.- 412 с.

37. Парамонова С. В. Проблемы и перспективы пенсионной системы России. Красноярск, 2013.- 220 с.

38. Перемышленникова О. Н. Основные принципы взимания страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды // Финансовое право. -2013.- № 7.- С. 31-34.

39. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / под ред. В. Ш. Шайхатдинова. М.: Юрайт, 2015. -573 с.

40. Право социального обеспечения России / отв. ред. К. Н. Гу-сов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2014. -640 с.

41. Право социального обеспечения: учебник / под ред. М. В. Филипповой. М.: Юристъ, 2013.- 446 с.

42. Ульянишев В.Г. Страховое право. – М.: Юридическая литература, 2013. – 361 с.

43. Федорова М. Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. Омск, 2015. -382 с.

44. Фогельсон Ю.Б. Введение в страховое право. – М: Юристъ, 2015 г. – 423с.

45. Фогельсон Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. – М: Юристъ, 2015. – 489 с.

46. Шахов В.В., В.Н. Григорьев, С.Л. Ефимов. Страховое право: Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2014. – 483 с.

47. Шевченко Г.Н. Регрессные обязательства между субъектами гражданских правоотношений. – М.: ИНФРА, 2015. – 394 с.

48. Шиминова Н.Я. Основы страхового права России. – М.: Юрист, 2015. – 495 с.

Судебная практика

49. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.11.2012 № 27-П // Собрание законодательства РФ. - 2012. -№ 48.

50. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.2005 № 6-П // Собрание законодательства РФ. -2005. -№ 23.

51. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1999 № 18-П // Собрание законодательства РФ. -2000. -№ 3.

52. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 № 7-П // Собрание законодательства РФ. -1998.- № 10.

53. О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей: постановление Пленума Верховного Суда РФ [от 27 мая 1998 г. № 10] // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1998. – №

54. Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 февраля 2014 г. N Ф07-1061/14 по делу N А21-6831/20\\Вестник ВАС. 2014. № 2.

55. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 апреля 2014 г. N Ф05-1549/14 по делу № А40-106868/2013\\Вестник ВАС. 2014. № 4.

[1] Рекомендация Международной Организации Труда об обеспечении дохода[12 мая 1944 г.] // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2001. – № 2. – Ст. 163.

[2] Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / под ред. В. Ш. Шайхатдинова. М.: Юрайт, 2012.С.178.

[3] Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: Перспективы развития. М.: Городец, 2012.-С.167.

[4] Федорова М. Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. Омск, 2013.С.215.

[5] Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: федер. закон [от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ] (с изм. на 31 декабря 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 15 декабря -2001 г. № 297 – Ст. 2156.

[6] Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: федер. закон [от 29 декабря 2006 № 255-ФЗ] (с изм. на 31 декабря 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – декабря- 2006 г. № 297 – Ст. 2581

[7] Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: федер. закон [от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ] (с изм. на 1 декабря 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 12 августа 1998 г. -№ 31-154– Ст. 3803.

[8] См.:Фогельсон Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. – М: Юристъ, 2015.С.100.

[9] Федорова М. Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. Омск, 2015.С.167.

[10] Федорова М. Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. Омск, 2015.С.187.

[11] Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / под ред. В. Ш. Шайхатдинова. М.: Юрайт, 2015.С.114.

[12] Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / под ред. В. Ш. Шайхатдинова. М.: Юрайт, 2015.С.187.

Наши рекомендации