Общая характеристика законодательства РФ о банкротстве

Для регулирования общественных отношений, возникающих между различными отраслями права, законодательство включает в себя разнообразные нормы права, учитывая при этом практический интерес. Тем самым реализуется главная функция законодателя и, применяемых им, нормативно-правовых актов.

Действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 года (далее – Закон о банкротстве 2002 года) полностью охватывает данное положение, он представляет собой основополагающий комплексный правовой акт, регулируя при этом частные и публичные отношения, которые возникают в связи несостоятельностью (банкротством) должника.

Указанный закон определяет основания, при которых должник будет признаваться несостоятельным (банкротом), регулирует процедуры, меры предупреждения и отношении лиц, участвующих в отношениях, возникающих в процессе несостоятельности (банкротства).

Содержание норм материального и процессуального права, является главной особенностью Закона о банкротстве 2002 года – он установил правила поведения участников общественных отношений и механизм исполнения материально-правовых норм.

Например, содержание норм материального права закреплено в «Главе I – Общие положения».[17] Данная глава указывает на правовое положение лиц, участвующих в делах о несостоятельности (банкротстве). Сюда законодатель относит должника, руководителя должника, кредиторов, уполномоченные органы, орган по контролю (надзору), конкурсного управляющего и др. Содержание норм процессуального права указано в «Главах IV, V, VI, VII, VIII– Наблюдение, Финансовое оздоровление, Внешнее управление, Конкурсное производство, Мировое соглашение».[18] Перечисленные главы характеризуют особенность правового положения лиц, участвующих в делах о несостоятельности (банкротстве) в указанных процедурах. Также нормы процессуального права нашли своё закрепление в «Главе IX – Особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц и в Главе X – Банкротство граждан».[19]

Регулируя отношения кредитора и должника, возникающие в процессе несостоятельности (банкротства), законодательное разделение правовых норм должно происходить в меру. Чем больше законодатель вмешивается, тем меньше будет появляться самостоятельности у участников данных отношений.

По мнение многих авторов, специализация и дифференциация правовых норм о несостоятельности (банкротстве), должна происходить намного интенсивнее. Например, по мнению Выборного В.В. необходимо закрепить в Законе о банкротстве 2002 года такое правило, как «преимущественное право Росрезерва на денежные средства и иные активы должника в пределах его долговых обязательств, тем самым выделить нормы права, определяющие особенности банкротства организаций, участвующих в обороте материальных ценностей государственного материального резерва, поскольку указанные ценности являются федеральной собственностью».[20]Анализируя данное предложение, можно сказать, что реализация его на практике приведет к ограничению интересов кредиторов, произойдет неодинаковость требований в отношении частных и публичных интересов.

В Законе о банкротстве 2002 года существуют также общие и специальные нормы в части процессуальных норм. Например, нормы «Главы III – Разбирательство дел о банкротстве в Арбитражном суде»[21], будут являться общими нормами по отношению к процессуальным нормам, которые в Законе о банкротстве 2002 года регулируют банкротство отдельных категорий должников.

Следовательно, Закон о банкротстве 2002 года имеет непростую и многоуровневую структуру, при рассмотрении дел о несостоятельности, должен подлежать учету суда.

Законодательство о банкротстве включает в себя не только Закон о банкротстве 2002 года, но и разнообразные законодательные акты, которые регулируют отношения несостоятельности (банкротства).

Гражданский кодекс РФ, Арбитражно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ, Закон об исполнительном производстве 2007 РФ также включают в себя нормы права, регулирующие отношения в сфере несостоятельности (банкротства).

Названное положение задаёт необходимость выяснения соотношения Закона о банкротстве 2002 года с гражданским, уголовным законодательством, с законом об исполнительном производстве и другими правовыми актами, и определения его места в структуре законодательства, без чего невозможно его правильное толкование и применение.

Помимо Федеральных законов, законодательство о банкротстве включает в себя подзаконные правовые акты (указы Президента, постановления Правительства, акты Минэкономразвития РФ – регулирующий орган в сфере финансового оздоровления и развития).

Также в состав законодательства о несостоятельности (банкротства) относятся нормы международного права, локальные нормативные правовые акты и обычаи.

Основной Закон государства - Конституция РФ содержит положения, регулирующие отношения в сфере несостоятельности (банкротства). Часть 2 статьи 118 КРФ указывает, что «Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства».[22] Судопроизводство, по правилам которого суды рассматривают дела о банкротстве, составляет часть гражданского судопроизводства.

Из пункта «о» статьи 71 следует, что «В введении Российской Федерации находятся судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности».[23] Принимать нормативно-правовые акты, регулирующие отношения банкротства, органы субъектов РФ и органы местного самоуправления не могут. Действительно, «законодательство о банкротстве относятся к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ, что Российская Федерация формирует правовые основы регулирования банкротства в отношении федеральных унитарных предприятий, а субъекты РФ устанавливают правила о банкротстве региональных предприятий».[24]

Так, Гражданский кодекс РФ закрепляет нормы о банкротстве. Например, статья 25 Гражданского кодекса РФ закрепляет, «Несостоятельность (банкротство) гражданина» [25] и статья 65 Гражданского кодекса РФ указывает на «Несостоятельность (банкротство) юридического лица».[26] В них законодатель определяет, что специальным Законом о банкротстве устанавливается, основания, порядок и последствия признания судом лица несостоятельным, очередность удовлетворения требований кредиторов, порядок применения процедур в делах о банкротстве.

Существует различие между правилами в Законе о банкротстве 2002 года и правилами Гражданского кодекса РФ. Например, Закон о банкротстве 2002 года характеризует внешние признаки банкротства. В нем существуют определенные правила, при которых будет происходить очередность удовлетворения требований кредиторов и особенный порядок ликвидации юридических лиц, которые признаются несостоятельными (банкротами). Отсюда следует вопрос, как указанные правила сопоставляются с требованием пункта 2 статьи 3 Гражданского кодекса, которое поясняет, что «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу РФ»?[27]

«Между тем в статье 76 Конституции Российской Федерации не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае - федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу статьи 76 Конституции Российской Федерации не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой».[28] Следовательно, общее положение, закрепленное в пункте 2 статьи 3 ГК РФ (нормы гражданского права, которые находятся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу) ликвидируются специальными положениями, закрепленными в статье 25 ГК РФ (Несостоятельность (банкротство) гражданина) и статье 65 ГК РФ (Несостоятельность (банкротство) юридического лица), которые адресуют нас к Закону о банкротстве 2002 года.

Нормы, закрепленные в Законе о банкротстве 2002 года (основания, порядок и последствия признания судом лица несостоятельным, очередность удовлетворения требований кредиторов, порядок применения процедур в делах о банкротстве) должны соответствовать Гражданскому кодексу РФ, поскольку так указывает пункт 2 статьи 3 ГК РФ (нормы гражданского права, которые находятся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу).

Ранее в судебной практике было определено, что «При принятии к производству дел о несостоятельности (банкротстве) необходимо иметь в виду, что перечень лиц, которые могут быть признаны по решению суда несостоятельными (банкротами), определен в статьях 65 и 25 Гражданского кодекса Российской Федерации».[29] Но в дальнейшем, постановление Высшего Арбитражного суда РФ указало, что «Согласно пункту 2 статьи 1 Закона о банкротстве 2002 года действие настоящего Закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций, таким образом, с 03.12.2002 дела о признании несостоятельными (банкротами) соответствующих юридических лиц подведомственны арбитражным судам».[30] Следовательно, лица признаваемые несостоятельными (банкротами), указаны в Законе о банкротстве 2002 года, а не в ГК РФ. В наши дни, нормы Гражданского кодекса РФ и нормы Закона о банкротстве 2002 года, которые определяют круг лиц, признаваемых банкротами, приведены в соответствии друг с другом.

В сравнении с Арбитражным процессуальным кодексом РФ 2002 года, Закон о банкротстве 2002 года – специальный закон. Статья 222 АПК РФ (Решение арбитражного суда по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение) указывает, что «Решение по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, принимается арбитражным судом, по правилам главы – «Решение арбитражного суда».[31]Статья 223 АПК РФ (Порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве)) определяет, что «дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренными АПК РФ, с особенностями, установленные Федеральными законами, регулирующие вопросы несостоятельности (банкротства)».[32] Также Статья 32 Закона о банкротстве 2002 года (Порядок рассмотрения дел о банкротстве) указывает, что «Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными ФЗ «О Несостоятельности (банкротстве)».Следовательно, арбитражный суд рассматривает дела о банкротстве по правилам АПК РФ, с особенностями Закона о банкротстве 2002 года, в части процессуальных норм. Закон о банкротстве 2002 года имеет немалое количество процессуальных норм, которые имеют отношение к стадиям судопроизводства по делам о несостоятельности (от возбуждения – до исполнения).

Закон о банкротстве 2002 года также является специальным законом, по сравнению, с Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 года. Статья 40(Приостановление исполнительного производства судебным приставом-исполнителем) данного закона определяет, что «Исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях - применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном статьей 96ФЗ «Об исполнительном производстве» (статья 96 - Порядок обращения взыскания при введении в отношении должника-организации процедур банкротства, а также при ликвидации должника-организации)».[33]Статья 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» 2004 года (Окончание исполнительного производства) также указывает, «Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях: признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему».[34] Следовательно, исполнительно производство приостанавливается – при возбуждении судопроизводства по делу, и прекращается – при признании должника банкротом. Статья 69.1 ФЗ "Об исполнительном производстве" 2004 года (Особенности обращения взыскания при введении в отношении должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, процедур, применяемых в деле о его несостоятельности (банкротстве)) и статья 96 ФЗ «Об исполнительном производстве» 2004 года (Порядок обращения взыскания при введении в отношении должника-организации процедур банкротства, а также при ликвидации должника-организации) указывают на основание соответствующего судебного акта по делу, в отношении приостановления или прекращения производства по делу. Указанный судебный акт направляется главному судебному приставу, для обеспечения наступления одного из видов последствий.

«В одном деле суд указал, что при возбуждении производства по делу о несостоятельности организации, которая является должником, исполнительное производство и реализация имущества, на которое наложено взыскание, приостанавливаются до рассмотрения судом дела о банкротстве. Утверждение мирового соглашения о передаче недвижимого имущества должника одному из кредиторов нарушает права иных кредиторов должника».[35]

В данном случае, законодатель имеет ввиду, что исполнение решения о признании должника банкротом будет происходить по правилам конкурсного производства. Если в решении суда будет отказ о признания лица банкротом, то исполнение решения будет происходить по общим правилам Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Нормы корпоративного законодательства являются общими к нормам законодательства о банкротстве. Например, Президиум ВАС РФ указывает, что «нормы Закона о банкротстве 2002 года, которые регламентируют продажу имущества должника, применимы с нормами ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», где при отчуждении доли третьем лицу, будет предоставлена защита участнику общества, при этом названные нормы не будут вступать в разногласие с целями и задачами законодательства о банкротстве».[36]

Также номы трудового законодательства являются общими по сравнению с нормами законодательства о банкротстве. Труд работников в процедурах реализации несостоятельности (банкротства) работодателя имеет особый подход к правовому регулированию. Такой подход соответствует экономической и защитной функциям трудового права, и отвечает главным задачам института несостоятельности (банкротства). По мнению Коробченко В.В., «необходимо сосредоточить нормы, которые отражают особенность правового регулирования труда работников в ходе реализации процедур банкротства, в отдельной главе раздела XII Трудового кодекса (Особенности регулирования труда отдельных категорий работников)».[37] Сравнивая трудовое и законодательство о банкротстве, как специальное и общее, положение об удовлетворении интересов работников, при процедуре несостоятельности (банкротства) работодателя, точнее указать в Законе о банкротстве 2002 года. Это соответствует правовому положению законодателя о банкротстве, например, статья 12.1 Закона о банкротстве 2002 года «Собрание работников, бывших работников должника, избрание представителя работников должника»[38] и нормам Трудового права, получившим своё закрепление, в статье 252 ТК РФ «Основания и порядок установления особенностей регулирования труда»[39] и в статье 278 ТК РФ «Дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации».[40]

При соотношении налогового законодательства и общего, необходимо отметить, что Закон о банкротстве 2002 года определил, что уполномоченные органы на собрании кредиторов могут получать право голоса, и право заключать мировое соглашение, указав требования по обязательным платежам в третью очередь удовлетворения требования кредиторов. При этом Закон о банкротстве 2002 года в статье 156.1 (Содержание мирового соглашения) определил, что «Условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемых в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах».[41] Так, статья 64 Налогового кодекса «Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов»[42] указывает, что отсрочка или рассрочка по уплате налога, не должна превышать трех лет, следовательно, уполномоченный орган может заключать мировое соглашение в такой же срок.

«Надзорная инстанция суда определила, что при погашении задолженности по обязательным платежам, взимаемых по правилам налогового законодательства, условия мирового соглашения должны происходить с требованиями законодательства о налогах и сборах».[43]

Подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты регулирующего органа – Минэкономразвития РФ) занимают особое место в законодательстве о банкротстве. Они регулируют неплатежеспособность юридических лиц, и связанные с ними отношения.

Так, «первая инстанция суда отказала в требовании удовлетворить заявление в привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, но надзорная инстанция суда признала это решение незаконным. Так как Временные правила, который нарушил арбитражный управляющий, являются нормативно-правовым актом органа исполнительной власти и не входят в систему законодательства о банкротстве (несостоятельности)».[44]

Постановления Конституционного суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ и сохранившие силу - постановления Пленума ВАС РФ имеют важное значение в законодательстве о банкротстве. Часть 3 статьи 5 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 «О Верховном Суде Российской Федерации» закрепляет, что «Пленум Верховного Суда Российской Федерации: рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации».[45] Однако указанные акты не относятся к источникам права, они представляют собой акты судебного толкования норм права.

Несостоятельность (банкротство), как институт конкурсного права, состоит из норм материального (куда входит публичное и частное право) и норм процессуального права, признаваясь при этом комплексным правовым институтом[u4] . Использование норм гражданского, гражданско-процессуального, уголовного, арбитражно-процессуального, административного права необходимо для решения и реализации задач, связанных с банкротством. При этом не исключена возможность применять правовые нормы земельного, трудового и семейного права, при возникновении определенной ситуации. Однако значительное количество норм, применяющихся в делах о банкротстве, составляют нормы гражданского права. Прежде всего, это нормы о правах и обязанностях должника, его имуществе и недействительности некоторых сделок; нормы закрепляющие права и обязанности кредиторов, в частности, особенности их участие в процедурах несостоятельности (банкротства); нормы о распределении вырученных средств между кредиторами. Многие указанные положения обладают определенной особенностью, однако все они должны соответствовать нормам гражданского права, при этом, применении правовых норм из других отраслей, будет носить вспомогательный характер. Действительно, нормы Арбитражного процессуального кодекса РФ о возбуждении дела о банкротстве будет применяться, когда имеются в Гражданском кодексе РФ признаки несостоятельности (банкротства). Всё это имеет колоссальное значение для правильного толкования и применения норм, в отношении дел, связанных с несостоятельностью (банкротством).

Наши рекомендации