Глава i. основные черты и тенденции развития российского законодательства о несостоятельности (банкротстве)

§ 1.1. История развития института несостоятельности (банкротства) в России

Конкурсное право, как отрасль, регулирующая общественные отношения между кредитором, должником и третьими лицами, в силу несостоятельности (банкротства) должника, положило своё начало еще в римском праве. Например, А.Х. Гольмстен относит конкурсное право к древнейшим, «когда объектом взыскания было не столько имущество должника, сколько его личность, и когда должник мог быть продан на торгах с тем, чтобы вырученные средства распределить между кредиторами».[1]

Совершенствование торговли и кредитных отношений стало главной причиной развития конкурсного права. Например, когда в Италии стала развиваться торговля, стали появляться ранние конкурсные статуты (статут Венеции 1244 года, статут Генуи 1488 года). Во Франции стали появляться архаичные указы Франциска I 1536 года, Генриха IV 1609 года, ордонанс Кольбера 1673 года, затем торговое уложение 1807 года и закон 1808 года. В Германии появился Общегерманский конкурсный устав 1876 года.

Анализируя историю развития института несостоятельности в России, можно сказать, что она прошла три этапа развития: дореволюционный этап (до 1917 года), советский этап (1917-1992 гг.) и современный этап (с 1992 года – по настоящее время).

В России институт несостоятельности (банкротства) появился достаточно давно. По мнению Г.Ф. Шершеневича, «зачатки конкурсного процесса были не чужды древнейшему законодательству России».[2] Несмотря на то, что термин «банкротство» появился в российском праве значительно позже, один из основных письменных источников русского права – Русская правда, уже упоминает о положениях, связанных с вопросами несостоятельности.

Указанный сборник правовых норм говорит о невозможности погашения должником долга, при этом не указывает на неплатежеспособность должника, когда определяет понятие банкротство.

Важно отметить, что уже в то время появился порядок удовлетворения требования кредиторов. Например, в статье 55 Русской правды говориться: «О долге. Если какой-либо должен будет многим, а крупный иногородний или чужеземный купец, приехав, не зная этого, отдаст ему (свой) товар, а (тот) не захочет отдать купцу деньги, к тому же первые заимодавцы станут препятствовать (этому), не давая денег, — тогда отвести его (т. е. должника) на торг, продать (его имущество и его самого), затем отдать вначале деньги (иноземного или иногороднего) купца, а местные (пусть) поделятся теми деньгами, которые останутся; если же будут (за должником) княжеские деньги, то деньги князя возвратить вначале, а остальное (поступит) в раздел; если кто взимал неоднократно проценты (с должника), то тот не должен ничего получать».[3] Анализируя эту статью, например А.Х. Гольмстен, приходит к выводу, что «требования князя удовлетворялись в первую очередь, затем удовлетворялись требования иностранных купцов и только после этого – требования соотечественников».[4]

В то время, данный вопрос мог решаться совсем иначе. Например, в Смоленской торговой правде 1229 года «иностранные купцы имели право первоочередного удовлетворения своих требований из конкурсной массы».[5]

Подход к несостоятельности, который обозначается в Русской правде, сохранился и в более позднем российском законодательстве. В 1729 году появился Вексельный устав, который послужил следующим этапом развития конкурсного права. Устав попытался дать определение несостоятельности, где были выделены признаки несостоятельности. В их числе российский законодатель совершенно оправдано называет «неисправность в платежах», «потерю имущества», «бегство должника». В дореволюционное время практика нуждалась в четких критериях, для определения должников несостоятельными, однако, узаконенное обозначение несостоятельности не было достаточно определенным. Для этого использовалось законодательство иностранных государств, где конкурсное право являлось более развитым. При этом в России, издавались отдельные указы, в целях совершенствования законодательства о несостоятельности.

В дальнейшем стали появляться прецеденты (после появления Вексельного устава), что оставило след в развитии института несостоятельности.

«Так, в 1736 году по делу одного должника оказалось, что в составе конкурсной массы имеются товары, сданные на комиссию иностранным купцам. При этом часть продукции находилась в нераспакованном после транспортировки виде. Решая данное дело, Коммерц-коллегия (Центральное государственное учреждение России, занимавшиеся вопросами торговли), указала вернуть нераспакованные товары собственнику, а уже распакованные остались в составе конкурсной массы. Заслуживает внимания казус 1738 года, что товар был куплен несостоятельным должником и сопроводительные документы уже отправлены, но продавец настаивал на возвращении ему товара и предпринял меры по задержке товара, опасаясь неполучения оплаты. По решению Коммерц-коллегии, принимая во внимание ярмарочное время, товар выгрузили и распродали, а вырученные средства поступили в конкурсную массу для удовлетворения требования кредиторов».[6]

Устав о банкротах 1800 года является еще одним этапом развития института банкротства. Он был принят 12 декабря 1980 года и состоял из двух частей. Первая часть регулировала торговую или купеческую несостоятельность, вторая часть регулировала несостоятельность дворян и чиновников. Тем самым законодатель разграничил два вида несостоятельности – торговую и не торговую. Это разграничение влияло на подсудность дел. Торговые дела были подсудны коммерческим судам, а неторговые – общим судам.

Такое деление несостоятельности было свойственно многим европейским странам. «В частности, по австрийскому и венгерскому Конкурсному уставу в качестве основания неторговой несостоятельности признавался не факт прекращения платежей, а недостаточность имущества».[7]

Определение банкротства по Уставу обозначало отсутствие платежеспособность должника, а именно лицо, не имевшее возможности заплатить сполна по всем своим обязательствам.

Устав о банкротах 1800 гола различал следующие виды несостоятельности, в зависимости от вины должника: упадшая (которая наступала из-за отсутствия вины должника), неосторожная (наступавшая из-за неосторожной вины должника) и злостная (из-за умышленной вины должника).

23 июня 1832 года применяется новый Устав о несостоятельности, заменивший первую часть Устава о банкротах 1800 года. По мнению дореволюционного юриста Г.Ф. Шершеневича, «авторы этого Устава уделили недостаточное внимание материально-правовым проблемам конкурсного права»,[8] содержание Устава оценивалось им как неудовлетворительное.

Устав о несостоятельности 1832 года регулировал торговую несостоятельность, впоследствии, он почти полностью вошел в состав Устава судопроизводства торгового 1903 года.

Устав судопроизводства торгового 1903 года дал четкое определение торговой несостоятельности: «торговой несостоятельностью признается, когда кто-либо по торговле придет в такое положение, что не только не имеет наличных денег на удовлетворение в срок своих долгов в суммах более тысячи пятисот рублей, но и есть признаки, по коим заключить можно, что долги его неоплатны, то есть что всего имущества его для полной их уплаты будет недостаточно».[9]

Важно отметить, что конкурсное право дореволюционного времени содержало, как правило, нормы о банкротстве физических лиц. Уровень качества и разработанности норм того времени был достаточно велик. По мнению Попондопуло В.Ф.: «Многие спорные вопросы, возникающие в настоящие время в практике применения норм о банкротстве, успешно решались в дореволюционном законодательстве».[10]

В советском периоде конкурсные отношения не возникали, в связи с отсутствием каких-либо торговых отношений. Но в 1921 году появилась новая экономическая политика, возникли торговые отношения, и следуемые за ними, неплатежи по долгам. Нормы о банкротстве стали необходимы советскому периоду.

Так, принятие Гражданского кодекса РСФСР 1922 года и Гражданского процессуального кодекса РСФСР 1923 года – стало следующим этапом развития института несостоятельности.

В связи с отсутствием законодательства о банкротстве, судам, при рассмотрение дел о банкротстве, приходилось пользоваться Уставом о несостоятельности 1832 года. Вследствие этого в Гражданском кодексе РСФСР 1922 года были введены нормы о банкротстве (ст. 219, 260, 289, 294). С помощью них регулировались отношения, возникшие в связи с несостоятельностью гражданских и торговых товариществ и физических лиц.

В Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1923 года были введены 3 главы – глава 37 «О несостоятельности частных лиц, физических и юридических», глава 38 «О несостоятельности государственных предприятий», глава 39 «О несостоятельности кооперативных организаций».

В советском периоде юридическая литература указывала, что «законодательство о банкротстве направлено на охрану интересов трудящихся и государства при производстве дел о несостоятельности в противовес дореволюционным правилам, которые предоставляли кредиторам всю полноту распоряжения в конкурсном процессе».[11]

По сравнению с дореволюционном периодом, советский период не разграничивал несостоятельность на торговую и неторговую. Институт несостоятельности был достаточно прост, в нем кредиторы не принимали активного участия, их место занимали государственные органы.

По мнению, Телюкиной М.В. «Конкурсное законодательство советского периода представляло собой аномалию конкурсных отношений, поскольку защищало не законные интересы кредиторов и должника, а общий хозяйственный результат, что совершенно не свойственно нормальному конкурсному праву».[12]

Начиная с 1930-х годов, институт банкротства стал не признаваться, правила плановой социалистической экономики исключили несостоятельность. В дальнейшем, в 1960-х годах, категорию несостоятельности устранили из советского законодательства.

Современный этап развития института банкротства характеризуется с возникновением рыночных отношений. В условиях рынка была важна устойчивость кредитных отношений, защищенность участников гражданского оборота. Отсутствие этих критериев, породило дефективное положение в экономической сфере в целом. В связи с этим, был издан Указ Президента от 14 июня 1992 года №623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур».[13] Однако попытка применения его на практике так и не осуществилась.

Впервые институт банкротства получил правовое закрепление в Законе РФ от 19 ноября 1992 года №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».

Необходимо отметить, что при подготовке Закона был воспринят опыт законодательного регулирования отношений с неплатежеспособным или несостоятельным субъектом США.

Понятие несостоятельности предприятия Закон определял, как неспособность удовлетворять требования кредиторов, неспособность обеспечить обязательные платежи в государственный бюджет и внебюджетные фонды в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

Однако применение Закона 1992 года на практике затруднялось, в нём присутствовали недостатки. Он не регулировал процесс судопроизводства в отношении дел о банкротстве. Решение вопросов несостоятельности решали подзаконные нормативные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ). Данные акты создавали организационные, экономические условия для реализации Закона 1992 года в отношении государственных предприятий. «Существовали противоречия между Законом о банкротстве и подзаконными актами, закрепляющими, по существу, двойной стандарт в отношении частных и государственных предприятий».[14]

В 1994 году была принята первая часть Гражданского кодекса РФ, содержавшая нормы о несостоятельности (банкротстве). Многие положения Закона 1992 года устарели, что отразилось на практике применении данного закона. Нормы несостоятельности (банкротства) в основном не применялись. «В 1994 году во всех арбитражных судах России было рассмотрено около 100 дело признании предприятий несостоятельными».[15]

Наличие недостатков Закона 1992 года и вступление в силу первой части Гражданского кодекса привели к тому, что был принят новый Федеральный закон 1998 года «О несостоятельности (банкротстве)».[16]

Банкротами по Закону 1998 года признавались коммерческие организации, некоммерческие организации в форме потребительских кооперативов, различные фонды, граждане. В Законе был изменен критерий несостоятельности – им стала неплатежеспособность.

Данные закон в основном был направлен на защиту интересов кредиторов и недостаточно удовлетворял интересы должника и государства, что указывало на недостатки Закона, которые привели к разорению многих платежеспособных предприятий страны. Главной целью кредиторов стало получение имущества банкрота, а не финансовое оздоровление.

Данные обстоятельства стали толчком для принятия нового Федерального закона 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)», при его создании был учтен опыт постсоветского периода, в нем были устранены ошибки и недоработки предыдущего законодательства, что является главным достоинством действующего Закона[u3] .

Наши рекомендации