Общая характеристика законодательства об охране вод

Вопросы охраны вод регулируются многими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, ее субъектов, региональными актами. В первую очередь это Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г., Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г., Федеральные зако-

ЛЫ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г., „О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г.. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 г., «О плате за пользование водными объектами» от 6 мая 1998 г., «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 г.. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению устойчивого функционирования внутренних водных путей России» от 14 августа

1997 г. и Федеральные целевые программы «Внутренние водные
пути России», «Оздоровление экологической обстановки на реке
Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации
природных комплексов Волжского бассейна на период до 2001 года»
(Программа «Возрождение Волги») от 24 апреля 1998 г.; Инструк­
ция о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехниче­
ских сооружений предприятий, организаций, подконтрольных орга­
нам Госгортехнадзора России, утвержденная постановлением Феде­
рального горного и промышленного надзора России 12 января

1998 г. № 2; Санитарные правила и нормы охраны поверхностных
вод от загрязнений; Санитарные правила и нормы СанПиН
2.1.4.027-95 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения
и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения», утвержденные
Госкомсанэпиднадзором РФ 10 апреля 1995 г., нормативные акты
об охране малых рек от загрязнения, засорения и истощения, поста­
новления Правительства РФ «Об обеспечении безопасной эксплуата­
ции гидротехнических сооружений» от 23 апреля 1996 г., «О поряд­
ке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых
вредных воздействий на водные объекты» от 19 декабря 1996 г.
№ 1504, «Об утверждении Положения о ведении государственного
мониторинга водных объектов» от 14 марта 1997 г. № 302, «Об ут­
верждении Правил предоставления в пользование объектов, находя­
щихся в государственной собственности, установления пересмотра
лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и
распорядительной лицензии» от 3 апреля 1997 г. № 383, «Об утвер­
ждении Положения об осуществлении государственного контроля
за использованием и охраной водных объектов» от 16 июня 1997 г.,
«Об утверждении Порядка эксплуатации водохранилищ» от 20 июня

1997 г. № 762, «Об организации государственного надзора за безо­
пасностью гидротехнических сооружений» от 16 октября 1997 г.,
«О Концепции федеральной целевой программы «Обеспечение насе­
ления России питьевой водой» и осуществлении первоочередных ме­
роприятий по улучшению водоснабжения населения» от 6 марта

1998 г. №292, а также правила, регулирующие нормативы сброса
загрязняющих веществ, санитарно-гигиенические нормативы и т д.

Таким образом, даже сами названия перечисленных актов обо­значают круг регулируемых ими объектов, отношений, правил пове­дения. Российское законодательство действительно подробно реша­ет вопросы водопользования и охраны вод от загрязнения, истоще­ния, неправомерного использования и т. д., применяя для этого весь набор существующих правовых инструментов: от разрешительной системы (лицензирования) до установления достаточно жестких мер юридической ответственности, от создания системы ограниче­ний до системы платежей, сочетая правовые, точнее административ­но-правовые методы с экономическими.

Наши рекомендации