Общая характеристика валютного законодательства

Валютное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, определяющих международные расчеты, прин­ципы проведения операций с валютными ценностями, порядок осуществления контроля за соблюдением валютного законода­тельства.

Валютное законодательство состоит из трех блоков. Первый — специальные законодательные и нормативные документы, по­священные валютному регулированию и контролю.

Во второй блок входят законодательные и нормативные до­кументы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, деятельность институтов, выполняющих функции валютного регулирования и валютного контроля, а также институтов, осу­ществляющих операции с валютными ценностями. К данному блоку относятся законы РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятель­ности», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О биржах», «О рынке ценных бумаг», «О товар­ных биржах и биржевой торговле», «Об иностранных инвести­циях».

К третьему блоку валютного законодательства относятся за­коны всеобщего действия, такие, как КонституцияРФ, Граж­данский кодексРФ.

Валютное законодательство служит правовой основой ва­лютного регулирования и валютного контроля.

Под валютным регулированием понимается определение госу­дарством принципов осуществления операций с валютными ценностями. С помощью валютного регулирования государство стремится защитить национальную валюту, поддержать ее ус­тойчивость, ограничить масштабы утечки капитала из страны, обеспечить необходимый уровень валютных резервов страны и равновесие платежного баланса. Перечислим основные направле­ния валютного регулирования в Российской Федерации:

— формирование и развитие национального валютного рынка;

— регулирование сферы применения иностранной валюты в стране;

— регламентация порядка осуществления резидентами и не­резидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерези­дентов;

— определение прав и обязанностей резидентов и нерези­дентов в отношении владения, пользования и распоряжения ва­лютными ценностями;

— определение полномочий и функций органов валютного регулирования.

К основным методам валютного регулирования, используе­мым в России, относятся:

— требование проведения валютных операций через упол­номоченные банки;

— лицензирование валютных операций путем выдачи упол­номоченным банкам лицензий на проведение валютных опера­ций и выдачи разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;

— требование обязательного перевода из-за границы экс­портной выручки;

— введение обязательной продажи экспортерами части ва­лютной выручки на внутреннем валютном рынке;

— ограничение сроков продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке;

— требование предварительного депонирования импортера­ми в уполномоченных банках рублей в сумме, эквивалентной покупаемой иностранной валюте;

— установление лимитов открытой валютной позиции бан­ков;

— введение различных категорий рублевых счетов для нере­зидентов и валютных счетов для резидентов.

Валютный контроль — это государственный контроль за со­блюдением резидентами и нерезидентами норм валютного зако­нодательства. В Российской Федерации он осуществляется по следующим направлениям:

— определение порядка и форм учета, отчетности и доку­ментации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, проверка полноты и объективности учета и отчетности по ва­лютным операциям и рублевым операциям нерезидентов;

— надзор за соответствием проводимых резидентами и нере­зидентами валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;

— контроль экспортных операций;

— контроль импортных операций;

— контроль за валютными операциями, связанными с пере­водами иностранной валюты из Российской Федерации по кон­трактам, обладающим признаками фиктивности;

— проверка выполнения резидентами обязательств в ино­странной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке;

— определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.

Валютный контроль осуществляется в России в трех основ­ных формах:

1) путем документарного надзора, основанного на анализе бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности;

2) с помощью инспекционных проверок;

3) путем применения мер воздействия в случае нарушения валютного законодательства.

По Закону РФ «О валютном регулировании и валютном кон­троле»* валютный контроль в России осуществляется органами валютного контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами ва­лютного контроля являются Банк России и Правительство РФ (п. 2 ст. 11). Для реализации функций Правительства РФ по ва­лютному контролю была образована Федеральная служба Российской Федерации по валютному и экспортному контролю (ВЭК). В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 198) органом валютного контроля является также Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ).

* Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. № 3615-1 в ред. федеральных законов от 29 декабря 1998 г. № 192-ФЗ, от 5 июля 1999 г. № 128-ФЗ.

Агентами валютного контроля согласно данному Закону (п. 3 ст. 11) являются организации, которые в соответствии с законо­дательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля под­отчетны соответствующим органам валютного контроля. Упол­номоченные банки подотчетны Центральному банку РФ (п. 4 ст. 11).

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет функции органов и агентов валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, опреде­ляют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

— осуществляют контроль за валютными операциями, про­водимыми в Российской Федерации резидентами, за соответст­вием этих операций законодательству, наличием лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими нормативных актов органов валютного контроля;

— проводят проверки валютных операций резидентов и не­резидентов Российской Федерации.

Указанный Закон устанавливает ответственность за наруше­ние валютного законодательства (ст. 14). Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

— взыскания в доход государства полученного по недействи­тельным в силу указанного Закона сделкам;

— взыскания в доход государства необоснованно приобре­тенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты в случае отсутствия учета валютных операций, ведения учета валютных операций с нарушением установленного порядка, не­представления или несвоевременного представления органам и агентам валютного контроля запрашиваемых ими документов и информации об осуществлении валютных операций несут ответ­ственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой до­кументация и информация не были представлены в установлен­ном порядке. Порядок привлечения к ответственности в данных случаях устанавливается Банком России.

При повторном нарушении вышеперечисленных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписа­ний органов валютного контроля резиденты, включая уполномо­ченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

— взыскания в доход государства всего полученного по не­действительным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ;

— приостановления действия либо лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

— других санкций, установленных законодательством Рос­сийской Федерации.

Взыскание упомянутых сумм штрафов и иных взысканий производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, в судебном поряд­ке. (По определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-0 положения о бесспорном порядке взыскания штрафов и иных санкций с юридических лиц без их согласия не применяются — п. 4 ст. 11.)

Должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нере­зидентов, а также физические лица, виновные в нарушении ва­лютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации.

Статья 15 Закона РФ «О валютном регулировании и валют­ном контроле» устанавливает права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля. Они имеют право в пределах установленной компетенции:

— проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объ­яснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере законодательства;

— приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае представления запрашиваемых документов и информации;

— приостанавливать действие или лишать резидентов, вклю­чая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций.

Основные понятия валютного законодательства

В указанном выше Законе (ст. 1) определяются такие ключе­вые понятия валютного законодательства, как «валютные цен­ности», «уполномоченные банки», «валютные операции».

Валютные ценности согласно Закону состоят из четырех ком­понентов (п. 4 ст. 1). Первый — иностранная валюта. Под ино­странной валютой понимаются денежные знаки иностранных государств в наличной форме (в виде банкнот, казначейских билетов и монет), в безналичной форме (в виде средств на сче­тах), а также средства на счетах в международных денежных единицах (т.е. СПЗ и евро)*.

* СПЗ (СДР) — специальные права заимствования, выпускаемые МВФ. Евро — международная денежная единица, выпускаемая Европейским центральным банком (до 1999 г. называлась экю).

Второй компонент — ценные бумаги в иностранной валюте. Они делятся на три группы. К первой относятся платежные до­кументы — чеки, векселя, аккредитивы и др. Вторая группа ценных бумаг включает фондовые ценные бумаги (акции и об­лигации). В третью группу ценных бумаг входят другие долговые обязательства.

Третий компонент валютных ценностей — драгоценные ме­таллы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий.

Четвертый компонент — природные драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты) в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелир­ных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких из­делий.

Валютные операции определяются в п. 7 ст. 1 данного Зако­на. Это, во-первых, операции, связанные с переходом права соб­ственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства пла­тежа иностранной валюты и платежных документов в иностран­ной валюте; во-вторых, ввоз, вывоз, пересылка в Россию и из России валютных ценностей; в-третьих, международные де­нежные переводы. В декабре 1998 г. п. 7 ст. 1 был дополнен но­вым подпунктом, который внес существенное изменение в по­нятие «валютные операции». В связи с этим теперь к валютным операциям относятся также расчеты между резидентами и нере­зидентами в валюте Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 ст. 1 операции с такими валютными ценностями, как иностранная валюта и ценные бумаги в ино­странной валюте, подразделяются на текущие валютные опера­ции и операции, связанные с движением капитала.

К текущим валютным операциям относятся (п. 9 ст. 1):

— переводы в Россию и из России иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций (т.е. с получе­нием и предоставлением кредитов в виде аванса и отсрочки платежа) на срок не более 90 дней;

— получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

— переводы в Российскую Федерацию и из нее процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

— переводы неторгового характера в Россию и из России, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся (п. 10 ст. I):

— прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

— портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;

— переводы в оплату права собственности на здания, соору­жения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимо­му имуществу, а также иных прав на недвижимость;

— предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней;

— все иные валютные операции, не являющиеся текущими. Согласно Закону РФ «О валютном регулировании и валют­ном контроле» (п. 11 ст. 1)уполномоченными банками являются банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Центрального банка РФ на проведение валютных операций.

В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ «О порядке примене­ния федеральных законов, регламентирующих процедуру реги­страции кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» от 23 июля 1998 г. № 75-И Банк России выдает три вида валютных лицензий:

— лицензия на осуществление банковских операций со сред­ствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц); при наличии указанной лицензии банк вправе устанавливать корреспондент­ские отношения с неограниченным количеством иностранных банков. Лицензия может быть выдана как вновь созданному, так и действующему банку для расширения деятельности. При на­личии или одновременно с этой лицензией банку может быть выдана лицензия на привлечение во вклады и размещение дра­гоценных металлов;

— лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Она может быть выдана банку при наличии или одновременно с первой лицензией при условии, что с даты государственной регистра­ции банка прошло не менее двух лет;

— Генеральная лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских опера­ций со средствами в рублях и иностранной валюте. Банк, имеющий Генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке создавать филиалы за границей Российской Федерации и (или) приобретать доли (акции) в уставном капитале кредит­ных организаций-нерезидентов.

Наши рекомендации