Законодательная деятельность Пенсионного Фонда Российской Федерации
Правовое регулирование пенсионного обеспечения является одной из главных социальных гарантий развития государства, затрагивающей интересы всего населения страны, как нетрудоспособного, так и трудоспособного гражданина.
Современное российское законодательство в области пенсионного обеспечения состоит из ряда крупных нормативно-правовых актов, принятых в форме Федеральных законов РФ. Правовой основной действующей в России пенсионной системы является Конституция Российской Федерации.
Конституция РФ[6] - это основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу.
В Конституции четко указаны, права человека в области социального обеспечения. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый гражданин имеет право на государственные пенсии и социальные пособия. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Конституция гарантирует социальную защиту граждан РФ и провозглашает основные направления государственной внутренней политики, касающейся пенсионного обеспечения.
Пенсионный фонд РФ участвует в реализации прав граждан на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ".[7] Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда РФ на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Особенностью бюджетного статуса Пенсионного фонда является также то, что его бюджет является самостоятельным и независимым от иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество Пенсионного фонда находятся в государственной собственности Российской Федерации и изъятию не подлежат. Органы Пенсионного фонда наделены полномочиями распорядителей и получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов Пенсионного фонда РФ.
На каждого работающего гражданина в начале его трудовой деятельности открывается индивидуальный лицевой счет в ПФР[8], на котором накапливаются все данные, необходимые для назначения ему в будущем трудовой пенсии. Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) является уникальным и принадлежит только одному человеку.
На индивидуальном лицевом пенсионном счете человека в ПФР ведется персональный учет всех внесенных за него работодателями страховых взносов со всех мест трудовой деятельности человека и с любой точки России. Эти данные учитываются при выходе человека на пенсию для расчета или перерасчета пенсии. На лицевых счетах граждан также отражается информация о добровольных взносах граждан, если граждане являются участниками госпрограммы софинансирования пенсии и взносов государства по этой программе и т.д. Все перечисления в ПФР за гражданина - "стекаются" в его пенсионный счет, уникальным идентификатором которого является СНИЛС.
Таким образом, размер пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность.
Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования строится на принципах таких как:
- обязательные уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и учета сведений о застрахованных лицах;
- доступность для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда РФ, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет;
- использования сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда РФ, для целей пенсионного обеспечения, обязательного медицинского страхования и обязательного социального страхования;
- соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем, в том числе физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически уплаченных и поступивших суммах страховых взносов;
- осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования, данных указанного учета для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству РФ, в том числе для реализации на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение.
В дальнейшем в системе пенсионной системе урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию[9].
К полномочиям федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в РФ относятся:
- установление порядка принятия бюджета Пенсионного фонда РФ и порядка его исполнения;
- утверждение бюджета Пенсионного фонда РФ и отчета о его исполнении;
- определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;
- определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования;
- управление системой обязательного пенсионного страхования;
- обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в объеме, предусмотренном бюджетом Пенсионного фонда РФ;
- определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
- осуществление государственного надзора и контроля, за реализацией прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии, в том числе ее накопительной составляющей.
Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: организации, индивидуальные предприниматели физические лица индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в РФ за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ из федерального бюджета.
Еще один закон больше расширил функции ПФРФ и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии[10].
Федеральный закон устанавливает и выплачивает трудовые пенсии, а также порядок выплаты.
Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью.
Трудовая пенсия по старости – это ежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам, достигшим установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж, в целях компенсации им заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности. Право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Согласно действующему пенсионному законодательству размер трудовой пенсии по старости складывается из страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости.
Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.
Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии.
ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.
Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II, III группы.
Условиями назначения трудовой пенсии по инвалидности являются:
- признание лица инвалидом I, II или III группы;
- наступление инвалидности гражданина не связано с совершением им
- умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке;
- наличие хотя бы одного дня страхового стажа.
Размер трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле:
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (инвалида);Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) к 180 месяцам, по состоянию на указанную дату (До достижения инвалидом возраста 19 лет нормативная продолжительность страхового стажа составляет 12 месяцев, затем увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, но не более чем до 180 месяцев. Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.
Нетрудоспособными членами семьи признаются:
Дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы;
Один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности;
Родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами
Дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.
Условиями назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца являются:
Наличие у умершего кормильца хотя бы одного дня страхового стажа.
Наступление смерти кормильца не связано с совершением им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью.
Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца равен:
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала умершего кормильца;
Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.
К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;
КН - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с которого назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему
нетрудоспособному члену семьи.
Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Для того что бы определить права на трудовую пенсию должен быть страховой стаж суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. После этого, подсчитывается общая сумма страховых взносов и, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии. После подсчета общей сумму устанавливается трудовая пенсия перерасчет или корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой. Право на трудовую пенсию имеет граждане РФ, которые застрахованные.
Трудовая пенсия состоит из двух частей: страховая и накопительная. Страховая часть финансируется за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.
Накопительная часть трудовой пенсии, так же как и страховая часть, формируется за счет сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, направленных на финансирование именно накопительной части трудовых пенсий. Отличие накопительной части трудовой пенсии от страховой заключается в том, что суммы накопительной части могут быть инвестированы государством с целью увеличения размеров накопительной части трудовых пенсий. После наступления пенсионного возраста гражданин может получать суммы, накопившиеся на индивидуальном страховом счете. В соответствии с действующим законодательством накопительная часть пенсии формируется у мужчин 1953 и женщин 1957 г. рождения и моложе. Лица старше этого возраста не имеют права на формирование накопительной части пенсии, соответственно, у этой категории лиц накопительная часть трудовой пенсии отсутствует. В этих случаях трудовая пенсия состоит из двух частей: базовой и страховой. Накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности также формируется только для мужчин 1953 и женщин до 1957г. рождения и моложе, получивших инвалидность после 1 января 2001 г.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из двух частей: базовой и страховой.
Базовая часть трудовой пенсии представляет собой гарантированное государством минимальное пенсионное обеспечение и несет в себе функцию обеспечения малоимущих пенсионеров трудовой пенсией, соответствующей прожиточному уровню. Финансирование этой части трудовых пенсий осуществляется из федерального бюджета за счет сумм единого социального налога. Базовая часть трудовых пенсий постоянно увеличивается с целью сохранения ее размера на уровне прожиточного минимума и индексируется в соответствии с темпами инфляции.
Страховая часть трудовой пенсии формируется за счет сумм страховых взносов, взимаемых в рамках системы обязательного пенсионного страхования. В течение периода трудовой деятельности на индивидуальном лицевом счете гражданина за счет страховых средств накапливается сумма, которую гражданин имеет право получить в виде надбавок к пенсии. Таким образом, размер надбавок к пенсии эквивалентен размеру суммы, накопившейся на индивидуальном счете гражданина.
Сроки, на которые назначаются трудовые пенсии:
Трудовая пенсия по старости — бессрочно.
Трудовая пенсия по инвалидности — на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, но не долее чем до дня назначения трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной) либо до дня достижения возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца - на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе и бессрочно.
Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ. С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.
Пенсионный фонд имеет особый статус в законодательстве о противодействии коррупции. Федеральный закон "О противодействии коррупции"[11]имеет целый ряд антикоррупционных правовых механизмов распространяет не только на государственных служащих, но и на должностных лиц и работников организаций. К таким организациям приравнен и Пенсионный фонд РФ, который напрямую упоминается в ФЗ «О противодействии коррупции», а также в ст. 349.2 Трудового кодекса РФ.
Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.
На сегодняшний день создана нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов.
Пенсионный Фонд РФ руководствуется в своей деятельности не только Федеральными законами Систему нормативных правовых актов Пермского края составляют: Устав Пермского края, Указы губернатора Пермского края, Постановления Правительства Пермского края, Нормативные правовые акты органов исполнительной власти Пермского края.