Тсгвенность сторон по договору поставки

В случае неисполнения или ненадлежащего исполне-я договора поставки стороны несут ответственность не-исимо от вины. Стороны освобождаются от ответствен-;ти, если докажут, что надлежащее исполнение догово-поставки стало невозможным вследствие непреодоли-

Л СИЛЫ.

Формами имущественной ответственности за наруше-1 условий договора поставки являются:

уплата неустойки;

возмещение причиненных убытков. Неустойка согласно ГК взыскивается за недопоставку ю просрочку поставки товаров. Взыскание неустойки можно и за другие нарушения договора: за поставку ара, не соответствующего условиям договора по ассор-1енту, качеству, комплектности, в соответствии с Поло-шем о поставках товаров в Республике Беларусь, утверж-ным постановлением Кабинета Министров Республики щруеь от 8 июля 1996 г. № 444. ГК предусматривает три варианта исчисления убытков:

1) если покупатель приобрел в разумный срок подле-)ший поставке товар у другого лица, но при этом цена залась выше договорной, поставщик обязан компенси-ать покупателю разницу между уплаченной и договорной [ами (уплаченная цена должна быть разумной);

2) если покупатель допустил нарушения условий до-ора, поставщик также вправе в разумный срок продать ар по меньшей цене другому покупателю и потребовать мещения убытков в виде разницы- в ценах;

3) если договор поставки расторгнут, а новая сделка 1аключена. Предмет требования — разница между дого-ной и текущей ценой. Текущая цена — цена, которая

взимается обычно при сравнимых обстоятельствах за ана­логичный товар в месте, где должна была происходить пе­редача товара. Если текущая цена не существует, то может быть использована цена, которая применяется в другой местности, при условии, что эта местность может служить разумной заменой (подлежат вычету те транспортные рас­ходы, которые необходимы на доставку в соответствующую местность). Убытки, взыскиваемые с помощью текущей цены, называются абстрактными.

4. Поставка товаров для государственных нужд

Государственными нуждами признаются определяемые в установленном законодательством порядке потребности Республики Беларусь или ее административно-территори­альных единиц, обеспечиваемые, как правило, за счет средств бюджета и внебюджетных источников финанси­рования (ст. 495 ГК).

Правовое регулирование:

• Закон Республики Беларусь от 24 ноября 1993 г. «О по­ставках товаров для государственных нужд»;

• Положение о формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 1994 г. № 437.

Договор поставки товаров для государственных нужд является разновидностью договора поставки. Особенностями договора поставки товаров для государственных нужд яв­ляются: цель, которая стоит перед этим договором, особый субъектный состав, специальные источники финансирова­ния, использование государственного контракта и дого­вора поставки товаров для государственных нужд.

Предметом государственного контракта и договора по­ставки товаров для государственных нужд являются лю­бые товары, отвечающие целям поставок для государст­венных нужд. Договорные отношения по поставке товаров для государственных нужд оформляются в письменном виде.

Сторонами в государственном контракте являются го­сударственный заказчик и поставщик. В качестве государ­ственного заказчика выступает государство, представленное

уполномоченными государственными органами и организа­циями: министерствами, иными республиканскими орга­нами государственного управления и др. В качестве постав­щиков в государственном контракте и договоре поставки выступают лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Другая сторона в договоре поставки товаров для государственных нужд — покупатель. Покупателей по договорам поставки для государственных нужд определяют государственные заказчики. В основном это учреждения и организации, непосредственно использующие поставляемые товары либо обеспечивающие ими конечных потребителей. Заключение государственного контракта является обя­зательным лишь в предусмотренных законом случаях. Так, не имеют права необоснованно отказаться от заключения государственных контрактов на поставку товаров для го­сударственных нужд поставщики, являющиеся монополи­стами по продаже или производству определенных видов товаров.

Тема 33. Контрактация

/. Договор контрактации. Общая характеристика.

2. Права и обязанности сторон по договору контрактации.

Наши рекомендации