Права и обязанности сторон по договору поставки. Приёмка товара по количеству и качеству.

Обязанности поставщика:передать товар в обусловленный срок, равномерными партиями, в соответствии с установленными графиками; восполнить недопоставленный товар в следующий период; вывезти товар, от которого отказался покупатель, но принял его на ответственное хранение; подготовить товар к вывозу и уведомить об этом покупателя, если договор заключен с условием выборки товара; выполнить указание покупателя об отгрузке заказанного им товара другому лицу; возместить расходы, понесенные покупателем, в связи с ответственным хранением им товара.

Права поставщика:требовать от покупателя оплаты товара; указывать покупателю, по какому именно договору ему следует засчитывать поставленные им товары, если их количество было недостаточным и при этом с данным покупателем было заключено несколько договоров поставки; потребовать от покупателя оплаты товара в случае, если он без достаточных оснований отказывается от его принятия.

Обязанности покупателя:совершить все действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных по договору поставки; осмотреть принятые товары в срок, определенный законом или договором, проверить количество и качество товаров, а в случае выявления несоответствия или недостатков товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика; в случае получения товаров от транспортной организации проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах; в случае отказа от переданного ему поставщиком товара принять его на ответственное хранение и незамедлительно уведомить поставщика; осмотреть передаваемые ему товары в процессе их выборки; оплатить поставленные ему товары с соблюдением порядка и формы расчетов в соответствии с договором.

Права покупателя:требовать предоставления товара, обусловленного договором; предъявлять требования, предусмотренные ст. 475 ГК, в случае поставки ему товара ненадлежащего качества; требовать замены в разумный срок товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, в случае, если покупатель продает поставленные ему товары в розницу; предъявлять требования, предусмотренные ст. 480 ГК, в случае поставки ему товаров с нарушением условий договора о комплектности; приобретать не поставленные поставщиком товары у других лиц с отнесением понесенных расходов на поставщика; отказываться от оплаты товаров ненадлежащего качества и некомплектных товаров, а в случаях, если такие товары оплачены, требовать возврата денежных сумм до устранения недостатков или доукомплектования товаров либо их замены; указывать поставщику, по каким именно договорам следует засчитывать уплаченную им денежную сумму, в случае, когда им было заключено несколько договоров, сумма эта недостаточна для погашения обязательств по всем договорам; отказываться от принятия товаров, поставка которых просрочена, уведомив поставщика о своем отказе.

В рамках данной процедуры осуществляется проверка исполнения названных обязанностей по определенным показателям: качество, количество, состояние тары и упаковки. Одной из целей приемки является выявление недостатков полученных товаров. Приемка товаров осуществляется с целью дальнейшего исполнения покупателем корреспондирующей обязанности по ст. 483 ГК РФ об извещении продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке. Приемка товаров по количеству — это установление точного количества поступившего товара и его соответствия данным сопроводительных документов, предусматривающее выполне­ние следующих операций: отбор тарных мест для вскрытия; вскрытие тары; подсчет количества единиц (взвешивание товаров); сверка с сопроводительными документами. Приемка товаров по качеству — это определение достоин­ства товаров (т.е. их качества), комплектности (т.е. наличия всех предметов, входящих в данный комплект) и маркировки. Приемка товаров по качеству предусматривает выполнение следующих операций: перемещение товаров к рабочему месту товароведов-бракеров; вскрытие тары; непосредственная проверка качества и его соответствия ус­ловиям договора.

Ответственность поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора (недопоставка и просрочка поставки; поставка некачественного товара; поставка некомплектного товара; иные основания ответственности).

Основания ответственности поставщика в договоре поставки следующие:
- просрочка товара - передача поставщиком покупателю товара после истечения срока поставки, предусмотренного договором;
- недопоставка - передача поставщиком покупателю в установленный срок меньшего количества товара, чем предусмотрено договором;
- поставка некачественного товара;
- поставка некомплектного товара.
Следует отметить, что ГК РФ регулирует лишь общие вопросы ответственности за нарушение договорных обязательств по договору поставки, предоставляя сторонам право самостоятельно установить в договоре размеры штрафов и порядок их взыскания. ГК РФ допускает установление санкций законом или иными правовыми актами.
Обычно за нарушения со стороны поставщика данная сторона выплачивает покупателю неустойку в процентном отношении к стоимости не поставленного в срок товара. В соответствии со ст.330 ГК РФ неустойка представляет собой определенную в договоре или законе денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, в частности при просрочке исполнения. Неустойка носит универсальный характер.
Неустойка может быть “законной” и договорной. Законная неустойка предусмотрена требованиями законодательства и определяется нормативными актами в твердой сумме либо в процентах к денежной оценке обязательств.
Поскольку взыскание неустойки предполагает невыполнение или
ненадлежащее выполнение договорных обязательств, то требование об уплате неустойки может совпадать с требованием о возмещении убытков. В договорах поставки большое значение имеет неустойка за недопоставку и просрочку поставки товаров (ст.521 ГК РФ). Установленная законодателем или условиями договора неустойка за недопоставку или просрочку поставки заказанной продукции взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество продукции в последующих периодах поставки, если законом или договором не предусмотрен иной порядок уплаты неустойки.
Иногда применяется штрафная неустойка. В этом случае с виновной стороны убытки взыскиваются в полном размере, без учета неуплаченной неустойки. Таким образом, покупатель получает всю сумму неустойки и полное возмещение убытков.
Основной формой ответственности за неисполнение обязательств считается возмещение убытков. Потерпевшая сторона имеет право требовать возмещения убытков в любом случае, если иное не предусмотрено действующим законодательством или условиями договора. Если в договоре не оговорен вопрос о возмещении убытков, то это представляет право кредитору требовать полного возмещения убытков в соответствии со ст. 15 ГК РФ. Полное возмещение убытков включает в себя как реальный ущерб - расходы, понесенные потерпевшей стороной, утрату или повреждение ее имущества, так и упущенную выгоду, которую кредитор мог бы получить при надлежащем выполнении обязательства, если бы его права по договору не были бы нарушены. На кредитора возлагается обязанность доказать объем понесенных убытков и причинную связь между ними и нарушением условий заключенного договора поставки.

1. Если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров либо не выполнил требования покупателя о замене недоброкачественных товаров или о доукомплектовании товаров в установленный срок, покупатель вправе приобрести непоставленные товары у других лиц с отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение.

Исчисление расходов покупателя на приобретение товаров у других лиц в случаях их недопоставки поставщиком или невыполнения требований покупателя об устранении недостатков товаров либо о доукомплектовании товаров производится по правилам, предусмотренным пунктом 1 статьи 524 настоящего Кодекса.

2. Покупатель (получатель) вправе отказаться от оплаты товаров ненадлежащего качества и некомплектных товаров, а если такие товары оплачены, потребовать возврата уплаченных сумм впредь до устранения недостатков и доукомплектования товаров либо их замены.

1. Если в разумный срок после расторжения договора вследствие нарушения обязательства продавцом покупатель купил у другого лица по более высокой, но разумной цене товар взамен предусмотренного договором, покупатель может предъявить продавцу требование о возмещении убытков в виде разницы между установленной в договоре ценой и ценой по совершенной взамен сделке.

Наши рекомендации