Схема Бухучета операций банка с основными средствами и нематериальными активами
Приобретение основных средств и нематериальных активов, капитальных вложений
1) Оприходование основных средств, нематериальных активов и капитальных затрат в арендованные здания сопровождается следующими проводками:
получение основных средств, нематериальных активов, капитальных затрат
Дт: 1652,1653,1654
Кт: 1856
Учет основных средств и нематериальных активов, построенных (разработанных) подрядным ли хозяйственным способом
2) Если строительство осуществляется за счет материалов банка, то на стоимость передаваемых материалов:
Дт: 1860
Кт: 1602
3) При ежемесячном представлении подрядной организацией актов выполненных работ формы 3 и 2в:
Дт: 1651, на сумму выполненных работ, с учетом НДС
Кт: 1856 на сумму аванса
Кт: 1860 на сумму использованных материалов
Капитальный и текущий ремонт основных средств, модернизация нематериальных
4) Если приведенные работы по ремонту увеличивают срок службы или значительно улучшают показатели основных средств и нематериальных активов, то понесенные затраты относятся:
Дт: 1652, 1657
Кт: 1860
- по автомобильному транспорту
Дт: 1658
Кт: 1860
- по основным средствам, за исключением зданий и сооружений, транспортных средств:
Дт: 1653,1654, 1655,1656, 1657,1659
Кт: 1856, 1860
Амортизация основных средств, нематериальных активов, капитальных вложений
а) При начислении амортизации основных средств и нематериальных активов производственного назначения, производящемся ежемесячно, независимо от выбранных методов (в зависимости от группы основных средств ):
Дт: 5781, 5782, 5783,
Кт: 1692,1693,1694,1697
б) При начислении амортизации на основные средства и нематериальные активы, используемые для не производственной деятельности:
Дт: 5783
Кт: 1692,1694,1697,1698,1699 данные суммы расходов не подлежат вычету из совокупного годового дохода банка.
Переоценка основных средств
1. Переоценка основных средств: при положительной переоценке
Дт: 1692,1693, 1694,1698, 1699
Кт: 1652, 1653, 1659
2) В случае если в предыдущем периоде по основному средству возникали расходы, а в текущем переоценка положительная то переоценка осуществляется за счет доходов
Дт: 1652,1653,1654,1658 на сумму переоценки основных средств
Кт: 4711
3) При отрицательной переоценке
Дт: 1692,1693, 1694,1698, 1699
Кт: 1652,1653, 1654,1658, 1659
4) В случае если фонда переоценки недостаточно то разницу за счет расходов:
Дт: 5711
Кт: 1652,1653,1654,1658 на сумму переоценки основных средств
Списание (выбытие) с баланса основных средств или нематериальных активов
1) При списании полностью амортизированных основных средств или нематериальных активов, выполняются проводки:
- на сумму балансовой стоимости
Дт: 1692,1693,1694
Кт: 1652,1653,1654, 1657,1658,1659,1660 на всю оставшуюся сумму произведенной переоценки
2) При списании основных средств, нематериальных активов, капитальных вложений остаточной стоимостью на сумму разницы между балансовой стоимостью и суммами начисленного вноса н проведенной переоценки выполняются проводки:
- списание суммы балансовой стоимости:
Дт: 1692,1693,1694
Кт: 1652,1653,1654,1657,1658,1659
-на сумму всей оставшейся суммы переоценки:
Дт: 3540
Кт:3580
3) Если Банк реализует списанные основные средства, то деньги, вырученные от реализации, относят на доход. следующей проводкой: на сумму реализации:
Дт: 1051
Кт: 2867
-на сумму всей оставшейся суммы переоценки:
Дт: 3540
Кт: 3580
Учет финансовых результатов
В процессе своей деятельности организации зарабатывают доходы и несут расходы.
Доходы и расходы являются элементами финансовой отчётности, характеризующими результаты деятельности предприятия и непосредственно связанными с измерением прибыли.
В соответствии с разделом 2 «Концепции и основные принципы» НСФО №2 доход - это увеличение экономических выгод в течение отчётного периода в форме притока или прироста активов или уменьшения обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличному от увеличения, связанного со взносами лиц, участвующих в капитале. К доходам относят выручку от реализации продукции, работ, услуг, проценты и дивиденды к получению, роялти, арендную плату, а также прочие доходы.
Доход представляет собой валовые поступления экономических выгод за период, возникающие в ходе обычной деятельности организации, когда их результатом является прирост собственного капитала, отличный от прироста собственного капитала за счет взносов собственников.
Доход включает только валовые поступления экономических выгод, полученных организацией и подлежащих получению им на свой собственный счет. При этом, суммы, полученные в пользу третьей стороны, такие как налоги на товары и услуги и налог на добавленную стоимость, не являются экономическими выгодами, поступающими в организацию, и не ведут к увеличению собственного капитала.
Поэтому они исключаются из дохода. Точно также при агентских отношениях, валовый приток экономических выгод включает суммы, собираемые в пользу принципала (лица, поручающего агенту совершить сделку от его имени и за его счет без права подписи документов по сделке), которые не ведут к увеличению собственного капитала организации. Суммы, полученные в пользу принципала, не являются доходом. Доходом является сумма комиссионного вознаграждения.
Учет дохода, возникающего от определенных видов деятельности и событий, как: продажа товаров; предоставление услуг; использование активов организации, приносящих проценты, лицензионные платежи и дивиденды организуется в соответствии с МСФО (IAS) 18 «Выручка».
Справедливая стоимость - это сумма, на которую актив может быть обменен или исполнено обязательство при совершении операции между хорошо осведомленными, желающими совершить такую операцию независимыми сторонами. Доход измеряется по справедливой стоимости полученного или подлежащего получению вознаграждения. При обмене товаров и услуг на аналогичные по характеру и величине товары и услуги, обмен не рассматривается как операция, создающая доход.
При обмене товаров и услуг на отличные товары или услуги, обмен рассматривается как операция, создающая доход, измеряемый по справедливой стоимости полученных товаров или услуг, скорректированных на сумму денежных средств или их эквивалентов.
При осуществлении измерения и признания дохода каждая операция рассматривается отдельно. Но необходимо выделить два случая, при которых данное суждение не применимо:
1)если операция связана с другими операциями таким образом, что их коммерческий эффект не может быть определен без ссылки на серию операций в целом, критерии признания могут применяться одновременно к двум или более операциям; если необходимо показать содержание операции, критерии признания необходимо применять к отдельно выделяемым элементам операции.
Применение критериев признания зависит от предмета сделки и от её характера. Необходимо различать и раскрывать отдельно доход, полученный в результате:
1. продажи товаров;
2. предоставлении услуг;
3. использования другими организациями активов компании, приносящих проценты, роялти и дивиденды.
Совокупный годовой доход - доход юридического или физического лица из разных источников в течение календарного года. Совокупный годовой доход включает доходы, полученные от продолжаемой и прекращаемой деятельности. Доход от продолжаемой деятельности может быть получен от реализации готовой продукции, от реализации приобретенных товаров, строительно-монтажных, научно-изыскательских работ, а также в виде вознаграждения, дивидендов, гонораров, от реализации нематериальных активов, основных средств.
Организация может иметь отдельное крупное направление деятельности или географический район ведения операций, которые согласно плану продает целиком или по частям. Результаты этих сделок отражаются как прекращаемая деятельность. Операции такого рода регламентируются МСФО 5 «Выбытие внеоборотных активов, удерживаемых для продажи, и прекращенная деятельность».
Учет доходов осуществляется в соответствии с МСФО №18 «Выручка».
Доход может быть получен в результате: реализации товарно-материальных запасов (готовой продукции, товаров); оказания услуг; передачи в пользование активов, принадлежащих организации и приносящих проценты, роялти и дивиденды.
Доход от реализации товаров и оказания услуг определяется по стоимости реализации, предусмотренной в договоре между организациями.
Важным в учете доходов и расходов является момент их признания. Так, для признания дохода о реализации требуется исполнение следующих условий:
а) организация имеет право на получение этого дохода, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
б) сумма дохода может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Эта уверенность имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении его получения;
г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Учет финансовых результатов в организациях организации ведут:
на счетах раздела 6 «Доходы», которые предназначены для обобщения информации о доходах, полученных от реализации готовой продукции (товаров), оказания услуг, и прочих доходах, а также возврате проданных товаров и скидках с продаж и цены;
на счетах раздела 7 «Расходы», в которых отражена себестоимость реализованной готовой продукции (товаров, работ, услуг), а также прочих расходов, связанных с реализацией готовой продукции (товаров, работ, услуг), долгосрочных активов, инвестиций и финансовых инвестиций.
Согласно инструкции (основ) по разработке рабочего плана счетов бухгалтерского учета для организаций, составляющих финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденного Министерство Финансов Республики Казахстан от 22 декабря 2005 года для учета доходов предназначены счета раздела 6 «Доходы». Данный раздел включает следующие подразделы:
- «Доход от реализации продукции и оказания услуг»,
- «Доходы от финансирования»,
- «Прочие доходы»,
- «Доходы, связанные с прекращаемой деятельностью»»
. - «Доля прибыли организаций, учитываемых по методу долевого участия».
Доход - это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме притока или прироста активов или уменьшения обязательств, что приводит к увеличению капитала, отличному от увеличения, связанного с взносами лиц, участвующих в капитале.
В конце отчётного периода счета данного раздела закрываются на счетах группы 5610 «Итоговый доход (итоговый убыток)».
Подраздел 6000 «Доход от реализации продукции и оказания услуг» включает следующие группы счетов:
- «Доход от реализации продукции и оказания услуг», где отражаются операции, связанные с получением доходов от реализации продукции и оказания услуг;
- «Возврат проданной продукции», где отражаются операции, связанные с возвратом проданной продукции;
- «Скидки с цены и продаж», где отражаются операции, связанные с предоставлением скидки с цены или продаж.
Подраздел 6100 «Доход от финансирования» предназначен для учета дохода от финансирования и включает следующие группы счетов:
- «Доходы по вознаграждениям», где отражаются операции, связанные с получением доходов по финансовым активам, например, депозитам, предоставленным займам;
- «Доходы по дивидендам», где отражаются операции, связанные с получением доходов по полученным дивидендам по ценным бумагам;
- «Доходы от финансовой аренды», где отражаются операции, связанные с получением доходов по переданным в финансовую аренду активам;
- «Доходы от операций с инвестициями в недвижимость», где отражаются операции, связанные с получением доходов от недвижимости (земли, здания или их части), находящейся в распоряжении (владельца или арендатора по договору аренды) с целью получения арендных платежей или доходов от прироста стоимости капитала или того и другого;
- «Доходы от изменения справедливой стоимости финансовых инструментов», где отражаются операции, связанные с получением доходов от изменения справедливой стоимости финансового актива или обязательства, оцениваемого по справедливой стоимости с признанием ее изменения в качестве дохода;
- «Прочие доходы от финансирования», где отражаются операции, связанные с получением доходов от финансирования, не указанные в предыдущих группах.
Подраздел 6200 «Прочие доходы» предназначен для учета прочих доходов, и включает следующие группы счетов:
- «Доходы от выбытия активов», где отражаются операции, связанные с получением доходов от реализации активов, например, основных средств, нематериальных активов, финансовых активов;
- «Доходы от безвозмездно полученных активов», где отражаются операции, связанные с безвозмездным получением активов;
- «Доходы от государственных субсидий», где отражаются операции, связанные с получением государственных субсидий;
- «Доходы от восстановления убытка от обесценения», где отражаются операции, связанные с восстановлением убытка от обесценения активов, признаваемого в качестве дохода в отчете о прибылях и убытках согласно требованиям стандартов финансовой отчетности;
- «Доходы от курсовой разницы», где отражаются операции, связанные с получением доходов от курсовой разницы, возникающей в результате отражения в отчетах одинакового количества единиц иностранной валюты, выраженной в валюте отчетности с использованием разных обменных курсов валют.
Курсовые разницы, возникающие при погашении монетарных статей или при представлении в отчетности монетарных статей организации по курсам, отличным от тех, по которым они были первоначально признаны в текущем периоде или представлены в предшествующих финансовых отчетах, признаются в качестве дохода или расхода в периоде их возникновения, за исключением курсовых разниц в зарубежную деятельность;
- «Доходы от операционной аренды», где отражаются операции, связанные е получением доходов по переданным в операционную аренду активам;
- «Доходы от изменения справедливой стоимости биологических активов», где отражаются операции, связанные с получением походов от изменения справедливой стоимости биологических активов;
- «Прочие доходы», где отражаются операции, связанные с получением прочих доходов, не указанных в предыдущих группах.
Подраздел 6300 «Доходы, связанные с прекращаемой деятельностью» предназначен для учета доходов, связанных с прекращаемой деятельностью, и включает группу счетов:
- «Доходы, связанные с прекращаемой деятельностью» где отражаются операции, связанные с получением доходов от реализованных активов или расчетов по обязательствам, связанным с прекращаемой деятельностью.
Подраздел 6400 «Доля прибыли организаций, учитываемых по методу долевого участия» предназначен для отражения доли прибыли организаций, учитываемых методом долевого участия, и включает следующие группы счетов:
- «Доля прибыли ассоциированных организаций», где учитывается доля прибыли ассоциированных организаций, учитываемых методом долевого участия;
- «Доля прибыли совместных организаций», где учитывается доля прибыли совместных организаций, учитываемых методом долевого участия.
Финансовый результат представляет собой прирост (или уменьшение) стоимости собственного капитала организации, образовавшейся в процессе ее предпринимательской деятельности за отчетный период.
Доход от реализации продукции признается при соблюдении условий, указанных раньше, а также, если: покупателю передано право собственности; оценка фактических или ожидаемых расходов по сделке производится с большой степенью достоверности.
До введения в Республике Казахстан метода начисления большая часть организаций при определении дохода пользовалась так называемым кассовым методом.
Сигналом для учета момента реализации являлся момент поступления денежных средств на счет производителя работ, услуг. В связи с переходом нашей республики на правила учета, адекватные международным, с января 1996 г. все организации при определении дохода должны пользоваться методом начисления, основанном на концепциях реализации и увязки доходов с расходами. Метод начисления означает, что доходы признаются (отражаются), когда они заработаны, а расходы и убытки, когда они были понесены, а не тогда, когда денежные средства получены и выплачены.
Работа по принципу начисления, несомненно, усложняет работу, как бухгалтера, так и других служб организации, так как один из основных критериев признания дохода, полученных от реализации продукции, - это передача продавцом покупателю значительных рисков и вознаграждений от права собственности на проданные продукции. Если продавец сохраняет за собой право собственности, то, как правило, эту сделку нельзя признать как продажу.
Оценка момента передачи организацией-продавцом покупателю значительных рисков и вознаграждений, связанных с собственностью, требует изучения условий сделки. В большинстве случаев передача рисков и вознаграждений, связанных с собственностью, совпадает с передачей юридических прав собственности или передачей прав владения покупателю. Передачей признается вручение вещей приобретателю точно так же, как их сдача транспортной организации или на почту для пересылки приобретенных вещей.
Рассмотрим различные хозяйственные ситуации для определения момента и условий признания дохода.
Продажа по схеме «выписать-отложить», когда доставка откладывается по просьбе покупателя, хотя он приобретает право собственности и признает выписку счета. Доход признается, когда покупатель приобретает право собственности, о чем можно судить по следующим признакам: существует вероятность осуществления поставки; товар в наличии, обозначен и готов к отправке покупателю в момент признания продажи; покупатель особо подтверждает инструкции по отложенной поставке; применяются обычные условия платежа.
Когда существует только намерение приобрести или произвести товары в срок для поставки, доход не признается.
Отгруженные товары связаны с условиями, которыми могут быть: установка и проверка.
В данном случае доход признается тогда, когда покупатель принимает поставку, и после того, как завершена установка и проверка. Не надо путать со случаями, когда процесс установки несложен (например, установка оттестированного на заводе телевизора или холодильника, которые требуют только распаковки и подключения питания) или проверка выполняется только для окончательного определения цен по договору (например, поставки железной руды, сахара); продажа с правом покупателя отказаться от товара, когда покупатель оговорил ограниченное право возврата; продажа по консигнации, при которой получатель (покупатель) берет на себя обязательства продать товары от лица поставщика (продавца). В данном случае доход признается поставщиком после продажи товаров получателем третьей стороне; продажа с оплатой наличными при получении.
Заказы с частичной или полной предоплатой за товары, которых еще нет в наличии в запасах, например, когда товары еще должны быть произведены или доставлены прямо покупателю от третьей стороны.
Доход признается только тогда, когда товары доставлены покупателю. Продажи посредникам, а именно распространителям, дилерам или другим лицам для перепродажи.
Доход от таких продаж обычно признается, когда переданы риски и вознаграждения (право собственности). Однако если покупатель действует по существу в качестве агента, продажа отражается как продажа по консигнации.
Доходы полученные от основной или неосновной деятельности организации, составляют его совокупный годовой доход, который признается и учитывается в соответствии с МСФО 5.
Доход может быть получен от реализации товарно-материальных запасов, оказания услуг, передачи в пользования активов, принадлежащих организацию и приносящих процент.
Доход от реализации готовой продукции, товаров приобретенных и от оказания услуг определяется по стоимости их реализации, предусмотренной в договоре между сторонами.
Сумма дохода, вытекающая из сделок, изменяется стоимостью, полученной или подлежащей получению с учетом сумм скидок с цены или продаж, а также уценок, согласованных в договоре.
Под стоимостью реализации понимается сумма, которую покупатель оплачивает за актив или стоимость его обмена между готовыми к сделке независимыми сторонами.
Стоимость реализации предполагает также, что стороны договора принимают во внимание такие принципы бухгалтерского учета, как: начисления, правдивого и беспристрастного представления, осмотрительности и др.
Доход от реализации товаров признается при соблюдении следующих условий: сумма дохода оценивается с большей степенью достоверности, т.е., обе стороны, участвующие в сделке, знают о том, какую сумму запрашивает продавец и какую сумму должен заплатить покупатель; существует вероятность того, что экономическая выгода, связанная со сделкой, будет получена организацией.
Доход от выполненных работ и оказания услуг признается в случае соблюдения требований к определению дохода от реализации товаров.
Для отражения доходов организации предназначены счета раздела 6 «Доходы». По кредиту счетов отражаются доходы от реализации продукции (работ, услуг), доходы, полученные в прошлом периоде, но относящиеся к отчетному периоду, доходы от выбытия основных средств, нематериальных активов, суммы полученных положительных курсовых разниц , полученные субсидии и прочие доходы.
В разделе 6 «Доходы» есть 2 группы счетов предназначенных для корректировки дохода: 6020 «Возврат проданной продукции», и 6030 «Скидки с цены и продаж».
Суммы, учтенные на этих счетах должны вычитаться из дохода. В конце года счета раздела 6 закрываются счетом 5610 «Итоговый доход (итоговый убыток)». На 1 января и 31 декабря они остатков не имеют.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.П. Проскурина, «Бухгалтерский учет от азов до баланса», Издательство «Лем»,2017 год;
2. В.П. Проскурина, «Бухгалтерские проводки», Издательство «Лем»,2015 год;
3. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V;
4. В.Л. Назарова, «Бухгалтерский учет», Издательство «Алматыкітап»,2011 год;
5. В.П. Проскурина, «Бухгалтерские проводки», Издательство «Лем»,2015 год;
6. Г.П. Дурановская, «Заработная плата: порядок начисления», Издательство «Лем»,2017 год;
7. Назарова В.Л., «Бухгалтерский учет в отраслях», Алматы, 2005 год;
8. Радостовец В.В., Шмидт О.И., «Теория и отраслевые особенности бухгалтерского учета», Издательство «Центраудит- Казахстан», 2000 год;
9.Мадиева К.С., Жакупова О.М., «Бухгалтерский учет в торговле», Учебное пособие, Караганда, 2006 год;
10. Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (с изменениями и дополнениями на 01.01.2017 г.)
11. Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.12.2016 г.)
12. Э.О. Нурсеитов, Д.О. Нурсеитов, «МСФО в Казахстане: Принципы перехода и применения», Издательство «Лем», 2017 год.
13. Типовой план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом министра финансов РК от 23.05.2007 г. № 185.
14. Путеводитель бухгалтера, Алматы, 2016 год.
15. http://uchebnik.kz
16. http://b-uchet.kz
Финансовая отчетность
Элементами финансовой отчетности, связанными с оценкой финансового положения, являются активы, обязательства и капитал.
Активы - ресурсы, контролируемые индивидуальным предпринимателем или организацией в результате прошлых событий, от которых ожидается получение будущих экономических выгод.
Обязательство - существующая обязанность индивидуального предпринимателя или организации, возникающая из прошлых событий, урегулирование которой приведет к выбытию ресурсов, содержащих экономические выгоды.
Капитал - доля в активах индивидуального предпринимателя или организации, остающаяся после вычета всех обязательств.
Элементами, непосредственно связанными с измерениями результатов деятельности в отчете о прибылях и убытках, являются доходы и расходы.
Доходы - увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме притока или прироста активов или уменьшения обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличному от увеличения, связанного с взносами лиц, участвующих в капитале.
Расходы - уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода в форме оттока или уменьшения активов или возникновения обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, отличному от уменьшения, связанного с распределением лицам, участвующим в капитале.
Финансовая отчетность
1. Финансовая отчетность представляет собой информацию о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуального предпринимателя или организации.
2. Финансовая отчетность, за исключением отчетности государственных учреждений, включает в себя:
1) бухгалтерский баланс;
2) отчет о прибылях и убытках;
3) отчет о движении денежных средств;
4) отчет об изменениях в капитале;
5) пояснительную записку.
Порядок составления финансовой отчетности и дополнительные требования к ней устанавливаются в соответствии с международными стандартами, международным стандартом для малого и среднего бизнеса и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
3. Объем, формы и порядок составления финансовой отчетности государственных учреждений, за исключением Национального Банка Республики Казахстан, устанавливаются бюджетным законодательством Республики Казахстан.
4. Финансовая отчетность подписывается руководством и главным бухгалтером организации, индивидуальным предпринимателем.
Финансовая отчетность организации, в которой бухгалтерский учет ведется бухгалтерской организацией или профессиональным бухгалтером, подписывается руководством, а также руководителем бухгалтерской организации или профессиональным бухгалтером.
Финансовая отчетность организации публичного интереса подписывается руководством и главным бухгалтером, являющимся профессиональным бухгалтером.
Основными принципами финансовой отчетности являются:
- Начисление. Финансовые отчеты составляются на основе принципа начисления, в соответствии с которым доходы признаются (отражаются), когда они заработаны, а расходы и убытки, когда они понесены.
- Непрерывность финансовой отчетности предполагает, что субъект будет продолжать свою деятельность в течение неопределенного периода, и нет
подтверждения тому, что он имеет намерение или возникнет необходимость ликвидации в обозримом будущем.
- Понятность. Информация, представляемая в финансовых отчетах, должна быть понятна пользователям.
- Значимость. Финансовая информация должна быть значимой для того, чтобы удовлетворять потребности пользователей в процессе принятия ими решений и помогать им в оценке событий операционной, финансовой и хозяйственной деятельности.
- Существенность. Финансовая информация является существенной, если ее пропуск или неправильное представление могут повлиять на экономические решения пользователей, принятой на основе финансовой отчетности.
- Достоверность. Отчетность достоверна, когда в ней отсутствуют существенная ошибка или предвзятость.
- Правдивое и беспристрастное представление. Финансовые отчеты должны создавать у пользователя правдивое и беспристрастное представление о финансовом положении, результатах операций, движении денежных средств субъектов.
- Нейтральность. Информация, представляемая в финансовой отчетности, должна быть свободной от предвзятости для того, чтобы быть надежной.
- Осмотрительность подразумевает соблюдение степени предосторожности при принятии решений, необходимых для вынесения оценок, в условиях неопределенности, для того, чтобы активы и доход не были переоценены, а обязательства или расходы не были недооценены.
- Завершенность и сопоставимость. В целях обеспечения достоверности, информация в финансовых отчетах должна быть полной. Для повышения полезности и содержательности информации одного отчетного периода должна быть сопоставимой с другим периодом.
- Последовательность. Пользователи должны иметь возможность сравнивать финансовые отчетности субъекта за разные отчетные периоды с целью определения тенденции изменений в его финансовом положении.
Важным требованием, предъявляемым к отчетности, является ее прозрачность, понимание данных отчетности инвесторами и акционерами. Отчетность должна составляться в установленные сроки.
Отчетность предприятий подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную.
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имуществом и финансовом положении предприятия, о результатах его хозяйственной деятельности, составленную на основе данных бухгалтерского учета.
Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности предприятия как в натуральном , так и стоимостном выражении.
Оперативная отчетность составляется на основании данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткий промежуток времени - сутки, пятидневку, декаду, половину месяца. Ее данные используются для оперативного контроля и управления процессами производства и реализации продукции.
Отчетность должна быть составлена по данным первичных документов, обобщенных в соответствующих накопительных документах и учетных регистрах в установленных формах. Следует иметь в виду, что учетные регистры должны содержать аналитические данные, в которых накапливают необходимую информацию на начало года, за год и наконец года для составления отчетности.
Финансовая отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности, отчета о достижении денежных средств, пояснительной записки к ним и другой дополнительной информации в виде таблиц и диаграмм.
Баланс и другие формы отчетности в целях обеспечения точности показателей необходимо подвергнуть тщательной арифметической и логической проверке. Преемственность баланса устанавливают путем сличения данных по его статьям за текущий период по графе на конец года.