Ревизия (аудит) операций с нематериальными активами

Цель проверки — сформулировать объективное мнение о достоверности и законности операций, осуществленных в организациях с нематериальными активами. Для достижения поставленной цели ревизор (аудитор) должен решить ряд задач:

— изучить состав и структуру нематериальных активов организации по данным первичных документов и учетных регистров, порядка их эксплуатации;

— подтвердить право собственности на нематериальные активы;

— установить правильность отражения в учете операций с нематериальными активами;

— подтвердить достоверность начисления и отражения в учете амортизации по нематериальным активам;

— оценить качество инвентаризаций нематериальных активов.

Источниками информации при проверке операций с нематериальными активами являются: договоры-купли продажи (создания) объектов нематериальных активов; авторские договоры; акты приемки-передачи нематериальных активов; протоколы собраний учредителей; свидетельства на право пользования, лицензии, протоколы о внесении объектов нематериальных активов в уставный фонд (совместную деятельность) и согласовании их стоимости; карточки учета нематериальных активов (форма № НМА-1); описи инвентарных карточек, инвентарная книга; акты списания нематериальных активов; разработочные таблицы по расчету амортизационных отчислений; учетные регистры (журналы-ордера, ведомости и др.) по счетам 04, 05, 91, 60, 76 и др.; Главная книга, бухгалтерский баланс (форма № 1) и пр.

Поскольку на практике операции с нематериальными активами в организациях бывают сравнительно немногочисленными, контрольные процедуры должны быть направлены, как правило, на сплошное изучение системы их учета. Для получения предварительной информации о состоянии систем учета и контроля за операциями с нематериальными активами проводится тестирование систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета нематериальных активов.

Нематериальные активы отражаются в учете в сумме фактических затрат на приобретение, изготовление и доведение до состояния, пригодного для использования в запланированных целях. Проверка операций с нематериальными активами проводится по четырем направлениям:

- проверка операций поступления и создания нематериальных активов;

- проверка учета амортизации нематериальных активов;

- проверка учета выбытия нематериальных активов;

- правильности налогообложения по нематериальным активам.

Для этого следует составить подробный список нематериальных активов и указанные в нем данные подвергнуть арифметической проверке, а состав нематериальных активов - инвентаризации.

При проверке операций поступления и создания нематериальных активов необходимо установить:

- создана ли в организации комиссия по приемке нематериальных активов;

- наличие договоров купли-продажи нематериальных активов, протоколов согласования договорной цены и правильности их оформления;

- правильность оценки вносимых в уставный фонд нематериальных активов и фактическое их поступление;

- порядок организации и ведения синтетического и аналитического учета нематериальных активов в бухгалтерском учете и по материально ответственным лицам в местах эксплуатации.

При проверке учета амортизации нематериальных активов необходимо убедиться в правильности отражения в учете и отчетности начисленной амортизации нематериальных активов.

Проверяя операции по выбытию нематериальных активов, необходимо установить:

- причины их выбытия (реализация, вклад в уставный фонд другой организации, окончание срока полезного использования и др.);

- правильность документального оформления и отражения в учете операций, связанных с выбытием нематериальных активов;

- достоверность данных финансового результата от выбытия нематериальных активов.

На заключительном этапе устанавливается: полностью ли соблюдены требования действующего законодательства по налогообложению операций с нематериальными активами в части налога на добавленную стоимость, налога на прибыль.

Обнаруженные в ходе проверки ошибки и нарушения фиксируются в рабочей документации проверяющего. Типичные ошибки в учете нематериальных активов:

- отсутствие первичных приходных документов или их оформление с нарушением установленных требований;

- неправильное отнесение отдельных видов расходов к нематериальным активам;

- неправильное начисление амортизации по отдельным объектам нематериальных активов.

Наши рекомендации