Доходы и расходы бюджетов. Бюджетный дефицит: характеристика и влияние на экономику.

Бюджетный дефицит – это финансовое явление, при котором наблюдается превышение расходной части бюджета над его доходной частью.

1) расходы= доходы(это сбалансированный бюджет (сальдо = 0)) – лучший вариант;

2) расходы<доходы(положительное сальдо (профицит));

3) расходы> доходы(дефицит).

Причины:

1) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

2) дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т. п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;

3) дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Что делать? Сокращать расходы, наращивать доходы. А как?

Пути финансирования бюджетного дефицита:

1) эмиссия денежных знаков. Этот путь ведет к инфляции. Возникают отрицательные социально-экономические последствия;

2) государственные займы. В этом случае в финансировании участвуют компании, банки, у которых имеются свободные денежные средства;

3) иностранные займы. Их предоставляет МВФ;

4) использование национального богатства. Увеличение ставок налогов является не методом финансирования бюджетного дефицита, а способом его сокращения.

Региональные и муниципальные финансы: понятие, состав.

Региональные финансы – часть государственных финансов, которые охватывают совокупность финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются финансовые ресурсы для обеспечения государственных полномочий и функций органов власти субъектов РФ.

В РФ к региональным финансам принято относить финансы субъектов РФ, формирующих второй уровень системы государственных финансов.

В состав региональных финансов включаются следующие элементы:

1) Региональные бюджеты (бюджеты субъектов федерации)

2) Государственные территориальные внебюджетные фонды;

3) Государственный кредит субъекта Федерации;

4) Др. денежные средства, являющиеся собственностью субъекта РФ.

Муниципальные финансы — форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования

В состав муниципальных финансов включаются:

1) средства местного бюджета;

2) муниципальные внебюджетные фонды;

3) государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;

4) другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

Доходы и расходы региональных бюджетов.

Доходы региональных (местных) бюджетов

-местных налогов и сборов,
- неналоговых доходов (доходы от предприятий, арендные доходы, денежные сборы, штрафы, пошлины,)

- поступлений из вышестоящих бюджетов. (осуществляются в случае недостатка собственных финансовых ресурсов)

Расходы региональных (местных) бюджетов:

- на жилищно-коммунальное хозяйство (жилье, водоканализационные, транспортные предприятия, городское благоустройство, дорожное хозяйство),
- здравоохранение,

- образование,

- погашением займов и выплат процентов по ним,

- содержание местных органов власти и правопорядка, а в некоторых странах и судов.

Расходы региональных (местных) бюджетов зависят от бюджетной политики государства и степени децентрализации управления социальной сферой. Финансирование социальных программ - это наиболее крупная часть бюджетных расходов и является решающим фактором для аккумулирования финансовых ресурсов в бюджете соответствующего уровня финансовой ответственности.

Бюджетное регулирование: понятие, формы межбюджетных отношений (см. БК РФ)

Бюджетное регулирование- это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях' выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов..

Межбюджетные отношения – отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:
• дотаций субъектам Российской Федерации;
• субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
• субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
• иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
• межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Субсидии - это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Субвенциибюджетам субъектов Федерации предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер (расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы;расходов по федеральным целевым программам; капитальных расходов

Наши рекомендации