Расходы бюджетов на национальную экономику

Раздел 0400 "Национальная экономика" состоит из двенадцати подразделов и аккумулирует расходы, связанные с руководством, управлением, оказанием услуг, а также предоставлением государственной поддержки в целях развития национальной экономики.

По подразделу 0401 "Общеэкономические вопросы" подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих руководство и управление в сфере национальной экономики, в том числе: промышленности и энергетики, соблюдения законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, технического регулирования и обеспечения единства измерений, регулирования естественных монополий, регулирования в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, экологического, технологического и атомного надзора.

Кроме того, данный подраздел отражает расходы на обеспечение деятельности органов занятости населения, реализацию государственной политики в области занятости населения, в разрезе мероприятий по содействию занятости населения.

По подразделу 0402 "Топливно-энергетический комплекс" подлежат отражению расходы на государственную поддержку организаций топливно-энергетического комплекса, угольной промышленности, а также расходы на обеспечение деятельности органов власти и учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере установленных функций и оказывающих услуги в установленной сфере деятельности, в том числе: обеспечение деятельности поисковых и аварийно-спасательных учреждений, учреждений, обеспечивающих предоставление услуг, связанных с реструктуризацией угольной отрасли, а также расходы, связанные с реструктуризацией угольной отрасли.

По подразделу 0403 "Исследование и использование космического пространства" подлежат отражению расходы на предоставление услуг в сфере исследования и использования космического пространства в мирных целях в интересах науки, техники и различных отраслей экономики, за исключением работ в интересах обороны и безопасности, а также расходы, связанные с государственной поддержкой космической деятельности, включая федеральные целевые программы.

По подразделу 0404 "Воспроизводство минерально-сырьевой базы" подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, учреждений, осуществляющих руководство и управление в данной сфере, а также расходы, связанные с осуществлением мероприятий по геологическому изучению недр, воспроизводству минерально-сырьевой базы, поискам и разведке месторождений полезных ископаемых.

По подразделу 0405 "Сельское хозяйство и рыболовство" подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, учреждений, осуществляющих руководство и управление в области сельского хозяйства, сохранение, мелиорацию пахотных земель, предоставление субсидий юридическим лицам в указанной сфере, сельскохозяйственное производство, в том числе обеспечение мероприятий по проведению закупочных и товарных интервенций продовольственного зерна, оказание ветеринарных услуг, услуг по борьбе с вредителями сельскохозяйственных растений и других.

Данный подраздел также отражает расходы на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, учреждений, осуществляющих руководство и управление в области рыболовства и охоты, охраны, рационального использования, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, контроль за рыболовством в речных, прибрежных и морских водах, мониторинг водных биологических ресурсов, содержание аварийно-спасательного флота, обеспечивающего безопасность судов рыбохозяйственного комплекса, и прочие мероприятия в области рыбоводства и рыболовства.

По подразделу 0406 "Водное хозяйство" подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности органов государственной власти, учреждений, осуществляющих руководство и управление в данной сфере, а также на водохозяйственные и водоохранные мероприятия.

По подразделу 0407 "Лесное хозяйство" подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности органов государственной власти, учреждений, осуществляющих ведение лесного хозяйства, а также расходы на мероприятия в области лесного хозяйства.

По подразделу 0408 "Транспорт" подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере транспорта и дорожного хозяйства, учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере транспорта, государственную поддержку воздушного, железнодорожного, морского, речного и других видов транспорта, в том числе субсидирование пассажирских перевозок.

Подраздел 0409 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)" включает расходы на обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих управление в сфере дорожного хозяйства, расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значений, местного значения и искусственных сооружений на них, расходы на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в сфере дорожного хозяйства, расходы на государственную (муниципальную) поддержку в указанной сфере, а также расходы на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в целях софинансирования содержания и развития дорожного хозяйства.

Подраздел 0410 "Связь и информатика" включает расходы на обеспечение деятельности органов государственной власти, учреждений, осуществляющих руководство и управление в данной сфере, формирование федеральных и региональных информационных ресурсов, а также государственную поддержку отраслей связи и информационных технологий.

По подразделу 0411 "Прикладные научные исследования в области национальной экономики" подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих прикладные исследования и научные разработки в сфере национальной экономики, а также расходы на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в различных отраслях экономики.

По подразделу 0412 "Другие вопросы в области национальной экономики" подлежат отражению расходы, связанные с экономическими вопросами, не отнесенные к вышеуказанным подразделам, в том числе: вопросы национальной экономики, отнесенные к сфере ядерно-оружейного комплекса, расходы, связанные с реализацией международных договоров Российской Федерации по использованию высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия, расходы, связанные с обеспечением ядерной, радиационной и экологической безопасности, проведение топографо-геодезических, картографических и землеустроительных работ, расходы на содержание и обеспечение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, осуществляющих руководство и управление экономическими вопросами в отдельных секторах экономики, расходы в области туризма и туристической деятельности, а также расходы в области электроэнергетики и промышленности гражданского назначения.

национальная экономика, отражает расходы на обеспечение деятельности отраслей экономики:

общеэкономические вопросы, топливно-энергетический комплекс, исследование и использование космического пространства, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, водное хозяйство, лесное хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика, прикладные научные исследования в области национальной экономики, другие вопросы в области национальной экономики;

В последние годы резко снизилась роль бюджетных расходов в решении структурных проблем народного хозяйства. К этому типу расходов относили расходы на отрасли материального производства, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения. Причем большая доля средств направлялась на финансирование капитальных вложений в государственном секторе экономики и выдачу предприятиям различных дотаций на возмещение разницы в ценах, оказание финансовой помощи низкорентабельным или даже убыточным предприятиям и т. д.

По ряду причин (важнейшие из которых — удовлетворение потребностей армии и наличие базовых отраслей экономики) государство вкладывает свои средства в создание предприятий с государственной или долевой (с участием государства) собственности. Как известно, на практике различают два типа государственных предприятий:

1) предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании (государство покрывает все расходы предприятия, зачисляя в бюджет все его доходы);

2) автономные предприятия (государство финансирует эти предприятия в случае убытков или для развития этих предприятий).

Историческими причинами возникновения так называемого государственного предпринимательства и его частичного или полного бюджетного финансирования можно считать: экономические причины (необходимость крупных капиталовложений), а также политические причины (военное производство, связь — во-первых, стратегически важные отрасли, а во-вторых, они дают толчок развитию ряду смежных отраслей, снижая затраты частных предпринимателей); фискальные причины (ограниченность ресурсов или сверхвысокая Доходность — классическим примером служит винно-водочная промышленность России).

Участие государства в хозяйственной деятельности осуществляется посредством финансирования:

• отраслей инфраструктуры;

• новых отраслей, имеющих стратегическое назначение (атомная Промышленность, освоение космоса, так как эти отрасли обычно требуют больших разовых вложений и не гарантируют прибыль);

• убыточных отраслей (добыча каменного угля, например, во Многих странах национализирована);

• отраслей, требующих больших первоначальных вложений имеющих длительный срок окупаемости (например, строительств ГЭС);

• сельского хозяйства и малодоходных отраслей, имеющих важное значение для развития других отраслей;

• научно-исследовательских работ фундаментального и поискового характера (во многом это связано с рискованностью научных изысканий);

• внешнеэкономической экспансии.

Итак, очевидно широкое разнообразие форм участия государства в экономике, и, следовательно, можно утверждать, что в современном мире развитие государственного сектора экономики протекает по-разному в ведущих и развивающихся странах. Рассматривая развитие расходов федерального бюджета на экономику в ретроспективе, следует отметить общую тенденцию к их снижению. Там, где вложения государства создали почву для проникновения частного капитала, последний вытесняет государственный сектор. В случае же усложнения экономической ситуации в стране увеличивается доля государственных расходов.

Однако данная тенденция к сокращению расходов федерального бюджета не может завершиться полным отказом от бюджетного финансирования этих затрат. И в условиях вида расходов самые положительные).

Итак, очевидно, что в современных условиях система расходования бюджетных средств должна претерпеть существенные изменения. Бюджетные ассигнования призваны обеспечивать решение наиболее важных и крупных государственных задач: финансиро-

приоритетные мероприятия, связанные с быстрыми темпами развития ключевых отраслей экономики; обеспечивать реализацию левых комплексных программ; создавать финансовые возможности для совершенствования производственной и социально-бытовой инфраструктуры. Правда, в течение ближайшего времени целевые бюджетные дотации на некоторые виды товаров еще сохранятся. Однако и объем бюджетных расходов, и их структура, по мнению многих аналитиков, должны претерпеть и претерпят существенные

изменения.

Подводя общий итог, следует сделать следующие выводы. Динамика бюджетных показателей свидетельствует, что намечается тенденция в смещении акцентов в распределении бюджетных средств, во-первых, в сторону усиления общих функции государства, во-вторых, в сторону изменения в содержании и направленности экономической функции.

Наши рекомендации