Сбалансированность, дефицит и профицит бюджета. Доходы и расходы бюджетов различных уровней

Сбалансированность бюджета- это равенство между доходной и расходной частями государственного бюджета. Если бюджет сбалансирован, у государства не возникает необходимости заимствовать дополнительные средства и этим увеличивать государственный долг.

Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит государственного бюджета – это разность между расходами и доходами государства за определенный период.

Профицит бюджета - это превышение бюджетных доходов над расходами.

Общие принципы

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами — дефицит бюджета либо превышение доходов над расходами — профицит бюджета. Федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет составляются и утверждаются без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается профицит бюджета, до утверждения бюджета осуществляется его сокращение в следующей последовательности:

• сокращается привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности; для федерального бюджета — сокращается привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов;

• предусматривается направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

• увеличиваются расходы бюджета.

В случае профицита могут быть сокращены налоговые доходы бюджета.

Под первичным профицитом понимается превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга. В этом случае обслуживание государственного долга превышает сумму дефицита бюджета.

Для финансирования дефицита бюджета предусматриваются альтернативные источники его покрытия. Это прежде всего заемные средства, привлекаемые с денежного, кредитного или финансового рынков.

При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники его финансирования. Текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов бюджета субъекта РФ, объем доходов местного бюджета.

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ. Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта РФ.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга

Доходы и расходы бюджетов разных уровней по своим показателям очень разнообразны. При сопоставлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо сопоставить эти показатели. Для данной цели проводится их систематизация по однородным признакам с помощью бюджетной классификации. Бюджетная классификация утверждается соответствующим нормативным актом, приобретая при этом определенную юридическую силу. Первоначально бюджетная классификация утверждалась приказами Министерства финансов. В главе 4 БК РФ бюджетная классификация определена как группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

В состав бюджетной классификации включена:

1) классификация доходов бюджетов Российской Федерации;

2) функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации; 3) экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации;

4) классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

5) классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

6) классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

7) классификация видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

8) ведомственная классификация расходов федерального бюджета.

Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы страны Группы доходов, в свою очередь, состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Функциональная классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы страны и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Всего в Бюджетном кодексе РФ названо четыре таких уровня: первый уровень - разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства;

второй уровень - подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов;

третий уровень - классификация целевых статей расходов федерального бюджета, отражающая финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов данной классификации; четвертый уровень - классификация видов расходов бюджета, которая детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.

Экономическая классификация расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы страны по их экономическому содержанию.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов - группировка заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главные распорядители средств федерального бюджета утверждаются федеральным законом.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждаются расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Этим же законом утверждаются группы расходов, предметные статьи, подстатьи и элементы расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Перечень главных распорядителей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, распорядителей средств местных бюджетов утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Рассмотренные виды бюджетной классификации являются едиными для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и утверждаются федеральным законом. Законодательные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

ТЕСТЫ

Б 8. Б

Г 9. В

А 10. В

Б

А,В

Г

Б

Билет 15

1. Формы безналичных расчетов: сравнительная характеристика

Основные формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты по инкассо.

Форма б/р Определение, краткая хар-ка Достоинства Недостатки
Платежное поручение Расчетный документ, отражающий письменное поручение владельца счета обслуживающему его банку, о переводе определенной денежной суммы на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. К несомненным достоинствам расчетов платежными поручениями относится их универсальность, возможность оплатить и товары и услуги независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. Используя современные технологии связи с банком, это быстро осуществляемая форма оплаты. Не стоит упускать такой момент, как технические неполадки, в таком случае клиент вынужден подавать п/п на бумажных носителях, что обязывает его оплатить услуги банка в двойном, а иногда и больше, размере. Так же не стоит забывать о времени осуществления операций по перечислению в обслуживающем банке.
Аккредитивная форма оплаты Форма безналичных расчетов за товары и услуги, при которой оплата предъявленных поставщиком документов об отгрузке товаров или оказании услуг производится банком поставщика (в котором у него открыт расчетный счет) за счет средств плательщика, находящегося на его расчетном счете в другом, обычно иногороднем, банке. Банк плательщика дает поручение банку, обслуживающему получателя платежа, оплатить требуемую сумму в оговоренный срок на основе условий, предусмотренных в аккредитивном заявлении плательщика. Распространена в международной практике расчетов. Главное преимущество - гарантия платежа поставщику; контроль за выполнением условий поставки и условиями аккредитива банками; как правило не отвлекаются средства из хозяйственного оборота. Сложный документооборот и задержки документов, связанные с Контролем документов в банке и их пересылкой между банками, является недостатком аккредитивной формы расчетов. Во внешнеторговой сделке еще одним недостатком аккредитивной формы расчетов для сторон является высокая стоимость этой операции. За открытие, авизование, подтверждение, прием и проверку документов по аккредитиву и т.д. банки взимают комиссию, которая зависит от суммы аккредитива. В международной торговле сложилась практика разделения банковских расходов между контрагентами, каждый из которых оплачивает банковские комиссии на территории своей страны.
Расчеты по инкассо (платежные требования, инкассовые поручения) Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке). Этот вид расчетов считается достаточно удобным, т.к. он быстрый и не имеет под собой большого документооборота, особенно в случае использования инкассовых поручений. Разрыв во времени между отгрузкой товара, передачей документов в банк и получением платежа, который может быть достаточно продолжительным, что замедляет оборачиваемость средств экспортёра; Отсутствие надежности в оплате документов (может отказаться от оплаты товарных документов или оказаться неплатёжеспособным к моменту прибытия их в банк импортёра).
Расчеты с чеками Это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем -- лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком -- банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для предъявления его к оплате. Для поставщика: относительная быстрота расчетов; большая скорость поступления денег на счет чекодержателя и соответственно ускорение оборота и сокращения дебиторской задолженности; для покупателя: высокая степень гарантии получения товара, т.к. чек выписывается или передается в момент получения товара, выполнения работ и предоставления услуг. Для поставщика: недостаточная гарантия платежей из-за недостаточности средств у чекодателя, т.е. стоимость полученных товарно-материальных ценностей или услуг должна совпадать с суммой чека невозможность расчетов чеками по крупным суммам платежей; возможность подделки для покупателя: относительная сложность в оформлении чека покупателем; при получении продукции может оказаться, что часть ее не соответствует требованиям получателя, или, наоборот, появилась продукция, нужная потребителю, а сумма чека не позволяет уменьшить или увеличить ее размер
Расчеты с векселями строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводный вексель) уплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную денежную сумму. Вексель может быть ордерным (на предъявителя) или именным. В обоих случаях передача прав по векселю происходит путём совершения специальной надписи -- индоссамента, хотя для передачи ордерного векселя индоссамент не обязателен. Это существенно отличает вексель от передачи прав требования по цессии. Индоссамент может быть бланковым (без указания лица, которому передан вексель) или именным (с указанием лица, которому должно быть произведено исполнение). Лицо, передавшее вексель посредством индоссамента, несёт ответственность перед последующими векселедержателями наравне с векселедателем. Он обладает несомненными достоинствами, которые способствуют его широкому распространению. Вексель упорядочивает деловые отношения между партнерами, снижает риски, связанные с деловой практикой и коммерческим кредитованием, уменьшает потребность в денежных, оборотных средствах, является универсальным расчетным средством, ускоряет проведение сделок, обеспечивает получение кредита и соответствующую отсрочку платежа. Вексель входит в группу финансовых инструментов повышенного риска. По степени очередности выплат на предприятии среди других ценных бумаг - долговых обязательств - вексель стоит на последнем месте.
Расчеты с использованием банковских карт   это специальный платежный инструмент в виде эмитированной в установленном порядке пластиковой или другого вида карты, которая используется для осуществления перевода денежных средств со счета плательщика или с соответствующего счета банка с целью оплаты стоимости товаров и услуг, перечисление денежных средств со своих счетов на счета других лиц, получение денежных средств в наличной форме в кассах банков, финансовых учреждениях, пунктах обмена иностранной валюты уполномоченных банков и банковские автоматы, а также осуществление других операций, предусмотренных соответствующим договором Главные достоинства электронных денег: мобильность;быстрота переводов, обмена валют, пополнения электронных кошельков, вывода средств;конфиденциальность и высокая надежность (сохранность средств). На сегодняшний день существенный недостаток электронных денег заключается в том, что в нашем обществе не у всех имеется возможность ими расплачиваться. С другой стороны в сети, уже сформировался определённый ряд товаров, которые можно приобрести исключительно за электронные деньги (pin-коды, icq-номера, электронные книги, домены, хостинг и т.п.).

Содержание и участники бюджетного процесса. Формирование, рассмотрение и утверждение бюджета

Бюджетный процесс– регламентируемая нормами права деятельность органов гос власти, органов местного самоуправления, других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению , по утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и органов местного самоуправления. Основные регулирующие законодательные акты – Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Указы Президента РФ и др.

Бюджетный процесс включает следующие стадии: составление проекта бюджета, рассмотрение и утверждение бюджета, исполнение бюджета, составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Участниками бюджетного процесса в РФ являются: Президент РФ, органы законодательной гос власти, органы исполнительной гос власти, органы местного самоуправления, органы денежно-кредитного регулирования, кредитные организации, главыне распорядители и распорядители бюджетных средств и др. органы.

Формирование бюджетов– стадия бюджетного процесса, на которой определяется состав и объем доходов, расходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год.

Составление проектов бюджетов осуществляют Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

- Первый этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана – прогноза функционирования экономики страны на очередной год.

- Второй этап – распределение предельных объемов бюджетного финансирования с соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и соц сфере, отмене нормативных правовых актов, о приостановлении действия отдельных правовых актов или об их поэтапном введении.

Рассмотрение и утверждение бюджета – стадия бюджетного процесса, которая относится к компетенции соответствующих законодательных органов гос власти и представительных органов местного самоуправления. На этой стадии реализуется их право бюджетной инициативы, дается оценка представленного органами исполнительной власти проекта на очередной финансовый год. Бюджетная инициатива – право законодательных органов и других субъектов права законодательной инициативы вносить изменения в проект бюджета, а также предлагать проекты законов, касающиеся бюджетной сферы.

Успешное рассмотрение и утверждение бюджета невозможно без соблюдения опр требований: учет временного фактора; представление тщательно разработанного, прозрачного, с необходимыми сведениями проекта бюджета; творческое сотрудничество парламента и правительства (создание согласительных комиссий для преодоления возникших разногласий); ясная определенность в исполнении бюджета; своевременность разработки и утверждения отдельных законов, которые имеют последствия для бюджета; наличие регламентированной законом процедуры парламентского контроля.

Госдума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в 4 чтениях, на которые отводится соответственно 30, 15, 25 и 15 дней со дня его внесения или принятие в предыдущем чтении.

Тесты:

1–а, 2-а, 3-в, 4–г, 5-в , 6-а, 7- в, 8-а, 9-б, 10-а

Билет 16.

Вопрос 1. Понятие и элементы платежной системы

Наши рекомендации