Доходы и расходы бюджетов. Бюджетный дефицит: характеристика и влияние на экономику.
Бюджетный дефицит – это финансовое явление, при котором наблюдается превышение расходной части бюджета над его доходной частью.
1) расходы= доходы(это сбалансированный бюджет (сальдо = 0)) – лучший вариант;
2) расходы<доходы(положительное сальдо (профицит));
3) расходы> доходы(дефицит).
Причины:
1) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.
2) дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т. п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;
3) дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.
Что делать? Сокращать расходы, наращивать доходы. А как?
Пути финансирования бюджетного дефицита:
1) эмиссия денежных знаков. Этот путь ведет к инфляции. Возникают отрицательные социально-экономические последствия;
2) государственные займы. В этом случае в финансировании участвуют компании, банки, у которых имеются свободные денежные средства;
3) иностранные займы. Их предоставляет МВФ;
4) использование национального богатства. Увеличение ставок налогов является не методом финансирования бюджетного дефицита, а способом его сокращения.
Региональные и муниципальные финансы: понятие, состав.
Региональные финансы – часть государственных финансов, которые охватывают совокупность финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются финансовые ресурсы для обеспечения государственных полномочий и функций органов власти субъектов РФ.
В РФ к региональным финансам принято относить финансы субъектов РФ, формирующих второй уровень системы государственных финансов.
В состав региональных финансов включаются следующие элементы:
1) Региональные бюджеты (бюджеты субъектов федерации)
2) Государственные территориальные внебюджетные фонды;
3) Государственный кредит субъекта Федерации;
4) Др. денежные средства, являющиеся собственностью субъекта РФ.
Муниципальные финансы — форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования
В состав муниципальных финансов включаются:
1) средства местного бюджета;
2) муниципальные внебюджетные фонды;
3) государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;
4) другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.
Доходы и расходы региональных бюджетов.
Доходы региональных (местных) бюджетов
-местных налогов и сборов,
- неналоговых доходов (доходы от предприятий, арендные доходы, денежные сборы, штрафы, пошлины,)
- поступлений из вышестоящих бюджетов. (осуществляются в случае недостатка собственных финансовых ресурсов)
Расходы региональных (местных) бюджетов:
- на жилищно-коммунальное хозяйство (жилье, водоканализационные, транспортные предприятия, городское благоустройство, дорожное хозяйство),
- здравоохранение,
- образование,
- погашением займов и выплат процентов по ним,
- содержание местных органов власти и правопорядка, а в некоторых странах и судов.
Расходы региональных (местных) бюджетов зависят от бюджетной политики государства и степени децентрализации управления социальной сферой. Финансирование социальных программ - это наиболее крупная часть бюджетных расходов и является решающим фактором для аккумулирования финансовых ресурсов в бюджете соответствующего уровня финансовой ответственности.
Бюджетное регулирование: понятие, формы межбюджетных отношений (см. БК РФ)
Бюджетное регулирование- это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях' выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов..
Межбюджетные отношения – отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:
• дотаций субъектам Российской Федерации;
• субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
• субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
• иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
• межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
Субсидии - это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Субвенциибюджетам субъектов Федерации предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер (расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы;расходов по федеральным целевым программам; капитальных расходов