III Распределение поступлений и расходов между уровнями бюджетной системы
Разграничение поступлений между уровнями бюджетной системы направлено на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, обеспечение предоставления местными исполнительными органами одинакового уровня государственных услуг. Основной целью политики разграничения поступлений является обеспечение всех уровней государственного управления достаточными финансовыми средствами для полноценного осуществления возложенных на них функций. Бюджетным кодексом определены принципы построения межбюджетных отношений и распределены все поступления между уровнями бюджетов. Распределение доходов между уровнями бюджетов установлено в соответствии с разграничением полномочий между уровнями государственного управления.
В основу разграничения доходов между уровнями бюджетной системы положены следующие основные принципы:
1) стабильность доходов, т.е. за каждым уровнем бюджетной системы законодательно закрепляются соответствующие поступления, а также на среднесрочный период устанавливаются размеры бюджетных субвенций и изъятий. Данный принцип обеспечивает заинтересованность местных исполнительных органов в увеличении налогового потенциала и объективность в планировании расходов местных бюджетов;
2) достаточность доходов, т.е. каждый уровень бюджетной системы должен располагать финансовыми средствами, обеспечивающими полноценное предоставление государственных услуг. В связи с неравномерностью распределения доходной базы между регионами, поскольку экономическое развитие территорий сильно дифференцировано, равная доступность населению государственных услуг достигается посредством использования различных регулирующих доходов;
3) единство форм и методов регулирования доходов, т.е. предоставление каждому уровню бюджетной системы дополнительных доходов должно основываться на единых подходах. Это достигается посредством использования официальных трансфертов и бюджетных кредитов, а на уровне область-район также использованием нормативов распределения доходов. При определении форм регулирования доходов необходимо учитывать налоговый потенциал каждого уровня бюджетов, результаты оценки объективных бюджетных потребностей территории, утвержденные натуральные нормы, т.е. натуральные показатели потребления или использования необходимых материальных и нематериальных благ.
3) эффективность предоставления государственных услуг, т.е. каждый уровень бюджетной системы должен обеспечивать наиболее результативное производство и предоставление государственных услуг. Это достигается закреплением исполнения государственных услуг за более низким уровнем бюджетной системы, поскольку они могут реально учесть потребности их получателей и предоставлять эти услуги своевременно и качественно.
Сущность государственного регулирования доходов региональных бюджетов состоит в распределении поступлений между территориальными звеньями бюджетной системы РК, гарантирующих нормативную часть расходов, законодательно закрепленную за каждым из этих звеньев, и, тем самым, сводящих к минимуму необходимость дополнительного распределения между ними финансовых средств. Это подразумевает, что доходная структура регионального бюджета должна полностью или в значительной мере контролироваться властями соответствующего уровня, т.е. формироваться преимущественно из местных налогов. Такое распределение доходных источников необходимо, прежде всего, с политической точки зрения, поскольку при данном подходе гражданам легче понять, что если по их желанию будут произведены дополнительные расходы, то придется ввести дополнительные налоги или тарифы, которые будут покрыты конкретно за счет них самих или других жителей региона.
Решение проблемы вертикальной сбалансированности бюджетов следует рассматривать с двух позиций. Во-первых, вертикальная сбалансированность предполагает разумное распределение и законодательное закрепление бюджетных полномочий за соответствующим уровнем власти, т.е. выравнивание финансовых потребностей властей соответствующего уровня для оказания закрепленного за ними набора обязательных государственных услуг (видов общественного товара). Во-вторых, необходимость выравнивания финансовых возможностей соответствующих уровней власти путем долевого участия разных уровней власти в общенациональных поступлениях при распределении налогового потенциала страны.
Соответственно целью вертикального бюджетного выравнивания является обеспечение финансовой базы для реализации бюджетных полномочий различных уровней власти, и в первую очередь расходных функций. При этом основные принципы распределения расходных функций заключаются в следующем:
- государственные услуги, оказываемые в местных пределах, должны предоставляться местными властями;
- услуги, которыми пользуются одновременно жители нескольких местных административных единиц, должны предоставляться властями областного (регионального) уровня;
- услуги, распространяемые на всю страну, должны предоставляться Правительством.
Основой механизма вертикального выравнивания является, с одной стороны, законодательное закрепление за каждым бюджетным уровнем финансирования конкретных сфер деятельности, которые должны соответствовать предметам ведения и полномочиям центра и регионов (территорий), с другой – разграничение бюджетной ответственности между центральными и региональными органами власти и управления. Это обусловлено тем, что услуги, предоставляемые на местном уровне, как правило, должны финансироваться на местном уровне для более тесной взаимоувязки общественных затрат и результатов: когда «платит тот, кто пользуется», повышается и эффективность реализации услуг и ответственность за принятие решений. Однако при этом следует четко различать понятия предоставления услуг и их финансирования: многие услуги могут предоставляться на местном уровне, а финансироваться центром.
Первым шагом в разграничении бюджетных полномочий между центром и регионами республики стало разграничение предметов ведения и полномочий во всех областях хозяйственной деятельности, установленное Конституцией РК. Однако она устанавливает лишь общие принципы разделения компетенции между властями разных уровней, не регламентируя при этом механизмы финансирования закрепленных за центральными и региональными уровнями управления функций.
В настоящее время стихийно сложившаяся децентрализация расходных полномочий в бюджетной системе РК достигла некоего «естественного» предела. Так, за счет местных бюджетов финансируется около 70% общих расходов на развитие экономики, 80% - на образование, 88% - на здравоохранение, 70% - на социальное обеспечение и т.д.
При анализе проблемы закрепления расходов основной вопрос заключается в определении того уровня власти, который с максимальной степенью отдачи способен обеспечить выполнение тех или иных государственных функций по финансированию расходов и предоставлению услуг. От ответа на этот вопрос зависит достижение трех важных целей государства: стабилизация экономики, эффективность и справедливость распределения расходных функций. От того, насколько продуманы и корректно встроены в структуру общегосударственной и региональной политики эти исходные положения бюджетного регулирования во многом зависит реальный баланс, а значит, и целостность государства, стабильность состояния общества.
На основе и с помощью методов вертикального бюджетного выравнивания решается также проблема рационального закрепления доходных источников бюджетов за уровнями власти. Обеспечение финансовой самостоятельности территорий означает не только распределение ответственности между уровнями бюджетной системы по самостоятельному осуществлению определенных видов расходов, но и обеспечение реальных возможностей получения источников доходов.
Разработка системы закрепления налогов и перераспределения доходов между различными уровнями власти должна осуществляться по завершению распределения ответственности за расходы и установлению их общего объема на каждом уровне государственной власти. Функционирование такой системы означает действие той части механизма вертикального выравнивания, которая обеспечивает выравнивание финансовых возможностей различных уровней власти. Это осуществляется за счет перераспределения налоговых и других источников по уровням бюджетной системы с использованием различных методов.
Перераспределение налоговых поступлений может осуществляться посредством метода определения нормативов отчислений, смысл которого заключается в законодательном установлении определенной доли по отдельным видам налогов. В соответствии с этой установленной долей часть конкретного налога поступает в вышестоящий бюджет, а другая часть — в нижестоящие бюджеты.
При установлении нормативов отчислений используются методы квотирования и присоединения ставок. Под методом квотирования понимается оставление строго установленной процентной доли определенного налога в распоряжении того уровня административной единицы, на территории которой этот налог собран. Особенность данного метода заключается в его простоте и в наличии гарантий, что местные бюджеты получат определенную часть поступлений.
Суть метода присоединения ставок в том, что местным территориальным органам управления разрешается в дополнение к республиканским взимать одноименные налоги, ограниченного определенным пределом размера. Этот метод также отличается простотой и эффективностью, поскольку местные органы заинтересованы в выявлении платежеспособных налогоплательщиков и в своевременном поступлении платежей.