Совершенствование вопросов разграничения расходных и доходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ

Современная система межбюджетных финансовых потоков начала складываться в Российской Федерации, начиная с 1991 года. К этому времени до образования независимого российского государства бюджетная система РСФСР была частью централизованной бюджетной системы Советского Союза, которая в свою очередь представляла собой совокупность всех бюджетов страны, объединенных в государственном бюджете СССР. Распределение доходных поступлений между бюджетами разных уровней в общих чертах было следующим Подробнее см. С.Синельников "Бюджетный кризис в России: 1985 - 1995 годы", изд-во "Евразия", М. - 1995.. В союзный бюджет зачислялись налог с оборота (за вычетом части, передаваемой в бюджеты союзных республик), налог на прибыль предприятий и организаций союзного подчинения, подоходный налог с населения, взносы на государственное социальное страхование, таможенные платежи. В бюджеты союзных республик поступала часть налога на прибыль предприятий и хозяйственных организаций республиканского и местного подчинения, подоходный налог с колхозов, кооперативных и общественных предприятий, сельскохозяйственный налог, отчисления от налога с оборота и других общесоюзных доходов в размере предусматриваемых в законе о государственном бюджете на соответствующий год и некоторые другие платежи. В доходы местных бюджетов поступали отчисления из прибыли предприятий местного подчинения, трансферты из вышестоящих бюджетов. Распределение доходов отражало специфику советской налоговой системы, которая не позволяла обсуждать вопросы распределения доходных полномочий между различными уровнями власти, т. к. большинство основных показателей подлежало утверждению вышестоящими властями. Процесс принятия бюджетов административно-территориальных образований заключался в утверждении их расходных и доходных показателей органами государственной власти вышестоящего уровня, а сами региональные бюджеты впоследствии подлежали консолидации в единый государственный бюджет. В силу отсутствия каких-либо единых норм закрепления доходных источников и расходных полномочий, для каждой административно-территориальной единицы существовали индивидуальные пропорции распределения налоговых и неналоговых доходов, за счет которых финансировались заранее согласованные расходы. Межбюджетное выравнивание осуществлялось также путем выделения из бюджета вышестоящего уровня дотаций на финансирование тех или иных расходных статей, причем объемы дотирования определялись в результате согласования потребностей в средствах на основании натуральных нормативов. Естественно, что введение принципов реального федерализма в сфере государственного устройства потребовало серьезной реформы бюджетной системы и межбюджетных отношений внутри России. Можно выделить 4 периода: 1991-1993, 1994-1998, 1999-2001, 2001-2004 гг. В конце 1991 года Верховным Советом РСФСР были приняты Законы «Об основах бюджетного процесса и бюджетного устройства в РСФСР» и «Об основах налоговой системы РСФСР», которые содержали основные принципы бюджетного федерализма. Эти попытки реализации основных принципов федерализма в сфере построения бюджетной системы столкнулась с серьезными трудностями. Региональные власти дотационных субъектов Федерации по привычке, унаследованной от советских времен, вели борьбу за перераспределение бюджетных ресурсов путем заключения индивидуальных договоренностей с федеральными органами власти, а сильные в финансовом отношении регионы на фоне развивающегося экономического кризиса стремились сократить перечисление налоговых поступлений в федеральный бюджет. Некоторые национальные республики (республики Саха, Татарстан, Башкортостан) прекратили перечислять налоги в федеральный бюджет, добиваясь права аккумулировать в собственном бюджете все поступающие с территории региона налоговые доходы, регулярно перечисляя в федеральный бюджет единственный платеж, сумма которого должна была определяться в результате переговоров с федеральным правительством. В условиях значительного снижения налоговых поступлений, федеральные органы власти начали процесс передачи части расходных полномочий федерального бюджета на региональный уровень, что отразилось в увеличении доли расходов бюджетов субъектов РФ бюджет расход финансовый федеральный.

Заключение.

По экономической сущности , государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Несомненно, что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством. Основное требование к бюджетным расходам – гарантированное исполнение принятых расходных обязательств и формирование бюджетных расходов , исходя из приоритетов и планируемых результатов государственной политики. Формируя ту или иную структуру бюджетных расходов, Правительство ориентируется на выбранные им приоритеты социального и экономического развития. Эти приоритеты формулируются в программах социально-экономического развития страны на перспективу в ежегодных бюджетных посланиях Президента Федеральному собранию РФ. В России до сих пор сохраняется целый ряд негативных моментов в области расходования бюджетных средств. Это низкая эффективность использования бюджетных средств; недостаточное количество средств, выделяемых на решение социальных вопросов; низкая доля государственных инвестиций в народное хозяйство, что уменьшает возможности быстрой стабилизации финансового положения в стране. Определение приоритетных направлений расходования бюджетных средств – это очень важная и ответственная задача государства. В последние годы среди задач в области расходов, поставленных в бюджетных посланиях Президента РФ в качестве приоритетных обозначаются меры, направленные в основном на оптимизацию бюджетных расходов с учётом выработки критериев оценки их рациональности и эффективности. Суть расходов бюджетов бюджетной системы РФ заключается в том, чтобы они давали необходимую отдачу не только материального, но и социального характера. Основными задачами в области совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России являются:

- обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов;

- расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики;

- концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;

- усиления контроля за использованием бюджетных средств.

Основной задачей реформирования бюджетных расходов является повышение уровня объективности и достоверности долгосрочного и краткосрочного прогнозирования и планирования бюджетных расходов и создание системы управления, ориентированного на конечный результат, т.е. достижения конкретных показателей социального и экономического развития страны.

Список литературы.

1.Бюджетная система России/ под. ред. Поляка Г.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

2.Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998г. №145-ФЗ (с изм. и доп.от 24 декабря 2012г.)

3.Финансы, денежное обращение и кредит / под ред. Поляка Г.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011г.

4.Городецкий Д. Концепция бюджетной сбалансированности. // Экономист.2014.№4.

5.Современный финансово-кредитный словарь/ под общей ред. Лапусты М. Никольского П.- М.: ИНФРА-М. 2013г.

6. Нешитой А.С. Бюджетная система РФ. М.: Дашков и К, 2012.

7.Финансы. П.И. Вахрин, А.С. Нешитой.- М.:Маркетинг,2012г.

8.Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой.- М.: Финансы и статистика,2012г.

9.Беляков С.А. Финансирование системы образования в России.- М.: МаксПресс, 2012.

10.АлександровИ.М.Финансоваясистема РФ.-М.: Финансы и стастистика,2012.

11.Нешитой А.С. Бюджетная система РФ.- М.: «Дело и сервис»,2013г.

12. Открытый бюджет России, 2012-2013. Бюджет: мифы и реальность?/ науч.рук. А.В. Букерин. М.: Априком, 2014.

13. Путеводитель по российскому бюджету-2006./ науч. рук. О.К. Ястребова.М.: Возрождение,2012

14. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / И.М. Александров. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2011. - 486 с.

15. Бурханова И.В. Бюджетная система Российской Федерации. Конспект лекций/ Бурханова И.В. - М.: Эксмо, 2011. - 160 с.

16. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система РФ: Учебник - 3 изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2012. - 586с.

17. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - Изд.2-е, доп. и перераб. / Пол общ. ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изл-во РАГС, 2013. - 640 с.

18. Ефимова Е.Г. Экономика: Учебное пособие/ Ефимова Е.Г. - М.: МГИУ, 2013. - 368 с.

19. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. / И.М. Мысляева Изд.2-е, перераб. и дон. - М: ИНФРА-М, 2012. - 360 с.

20. Национальная экономика: учебник / под ред. П.В. Савченко. - М.: Экономисть, 2011. - 813 с.

21. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ / Т.П. Николаева /Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М.: 2012. - 225 с.

22. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт-Издат, 2013. - 543 с.

23. Финансы и кредит: Учеб. пособие. / Под ред. проф.А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 512 с.

24. Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. /под ред.В. В. Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 610 с.

Наши рекомендации