Социально-экономическая сущность специальных фондов

Специальные фонды выступают одним из звеньев общегосударственных финансов.

Наиболее известной формой организации финансовых ре­сурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе выступают государственный и местные бюджеты. Но ограни­ченность ресурсов и ряд факторов обусловливают целесообраз­ность параллельного использования и другой формы — специ­альных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственные процессы и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильности экономики. Во-вторых, правительство получает денежные средства, находящиеся в значительной мере вне эффективного финансового контроля со стороны законодательной власти, т.к. эти фонды, как правило, автономны от бюджета. В-третьих, от­влекая часть определенных расходов из бюджета, внебюджет­ные фонды сокращают его дефицитность. Активное сальдо фондов может использоваться для покрытия дефицита бюджета че­рез кредитные операции.

Таким образом, специальные правительственные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ре­сурсов, привлекаемых государством для финансирования своих мероприятий. Порядок образования и использования данного звена финансовой системы регламентируется законодательст­вом. К ним относятся различные фонды, специальные сметы и счета.

В развитых зарубежных странах число крупных специаль­ных фондов колеблется от 30 до 80.

Специальные фонды создаются двумя путями:

• выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

• формированием спецфонда по особому решению законода­тельного органа конкретным назначением.

В финансовой системе зарубежных стран специальные фон­ды занимают важное место. Объем концентрируемых в них средств значителен. Во Франции спецфонды по размеру при­ближаются к государственному бюджету страны, в Японии из них финансируется свыше половины государственных расхо­дов, в Великобритании — 1/3. На специальные фонды возлага­ются прежде всего такие функции, как экономическая и социальная. С их помощью возможно:

• влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

• обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

• оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социаль­ной инфрастуктуры в целом;

• предоставлять займы, в т.ч. зарубежным партнерам, вклю­чая иностранные государства.

В основу классификации специальных фондов могут быть положены различные признаки (см. табл. 1).

Источники формирования специальных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для ре­ализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития.

Следовательно, источники формирования спецфондов име­ют как относительно постоянный, так и временный характер. Они могут быть разными на территории государства, различа­ясь по административно-территориальным единицам.

Главными методами мобилизации средств при образовании фондов выступают специальные налоги и сборы, установлен­ные законодательной властью. Значительное количество фон­дов формируется за счет средств государственного и местных бюджетов, ресурсы из которых поступают в виде безвозмезд­ных субсидий или определенных отчислений от налоговых пос­туплений.

Доходами специальных фондов могут также выступать доб­ровольные взносы и заемные средства.

Направление расходования средств, поступающих во вне­бюджетные фонды, обусловливается назначением фондов, кон­кретными экономическими условиями и содержанием разрабо­танных и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в цен­ные бумаги. Специальные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования, а, во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.

Таблица 1

Наши рекомендации