Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства.Внебюджетные фонды — это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъек­тов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализа­ции конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

Считается, что внебюджетные фонды возникли раньше бюджета и в какой-то мере послужили его основой. Объясняется это тем, что в процессе становления современной системы государственной власти происходило выделение отдельных функций государства и закрепление за ними специальных финансовых ресурсов. Как пра­вило, это были специальные виды правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Покрывались они специ­альными доходами. Количество специальных фондов и счетов не было постоянным. Одни счета открывались, другие закрывались.

Наличие этих фондов, хотя и было необходимо, создавало оп­ределенные финансовые неудобства. В одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других — избыток. Кроме того, правительство могло использовать эти средства бесконтрольно. Поэтому по мере укрепления централизованного государства постепенно происхо­дило объединение специальных фондов в едином государственном бюджете. Однако многие внебюджетные фонды сохранили свое значение и самостоятельность и существовали наряду с бюдже­том. Специальные счета создавались для строительства, правитель­ственной предпринимательской деятельности, управления денеж­ной массой и государственным долгом, системой социального страхования.

Широкое распространение в большинстве стран специальные внебюджетные фонды государства получили после Второй ми-262

ровой войны. Сегодня они являются полноправным элементом финансовой системы и одним из способов перераспределения финансовых ресурсов.

Выделение наряду с бюджетом специальных внебюджетных фондов обусловлено несколькими причинами:

1) необходимостью выделения специальных денежных ресурсов с целью их более эффективного и строго целевого использования;

2) необходимостью определения особых и одновременно устой­чивых финансовых источников для удовлетворения специальных потребностей государства;

3) необходимостью изыскания дополнительных средств для удовлетворения общественных потребностей, которые не могут быть в полном объеме профинансированы из бюджета, но которые являются основой расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, социальных выплат населению и т.п.

Внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный прин­цип финансирования социальных и других расходов. Они позво­ляют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление использования средств, внебюджет­ные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспри­нимается в обществе. А вот если происходит увеличение ставок во внебюджетные фонды, то это воспринимается более спокойно, поскольку большинство граждан получает доходы из внебюджет­ных фондов.

Таким образом, главная причина создания внебюджетных фон­дов — необходимость выделения чрезвычайно важных для обще­ства расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

Материальным источником внебюджетных фондов во всех странах является национальный доход, а преобладающая часть фондов созда­ется в процессе его перераспределения. В этом смысле внебюджетные фонды являются финансовой категорией и частью системы государ­ственных финансов. В то же время внебюджетные фонды обладают целым рядом особенностей. В частности, в России:

1) проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов предоставляются одновременно с проектом соответствующих бюд­жетов на очередной финансовый год;

263

2) бюджеты государственных внебюджетных фондоврассмат­риваются и утверждаются в форме федеральных законов одновре­менно спринятием федерального закона офедеральном бюджете на очередной финансовыйгод;

3)внебюджетные фонды имеют строго целевую направлен­ность. Их расходование может осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством РФ, всоответствии с бюджетами фондов, утвержденными федеральными законами или законами субъектов РФ;

4) доходы государственных внебюджетных фондов формируют­ся за счет обязательных отчислений, а также добровольных взносов физических июридических лип;

5) страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возника­ющие при их уплате, имеют налоговую природу. Тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

6) денежные ресурсы внебюджетных фондов находятся в госу­дарственной собственности. Они не входят всостав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию накакие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

7) расходование средств из внебюджетных фондов осуществля­ется по распоряжению Правительства или специально уполномо­ченного органа (правление фонда).

Главными источниками формирования государственных вне­бюджетных фондов являются:

• специальные целевые налоги и сборы, установленные для со­ответствующего фонда;

• средства из бюджета;

• отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

• прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фон­дом как юридическим лицом;

• займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.
В России начиная с 1992 г. действует более двух десятков вне­
бюджетных фондов. Возникновение в России в90-е гг. специаль­
ных внебюджетных фондов было явлением относительно новым.
До этого внебюджетных фондов как таковых не было. В СССР
вместо этого существовало два типа бюджета: обыкновенный и
чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из тради­
ционных, относительно постоянных доходов и направлялся на
финансирование расходов, связанных с осуществлением основ­
ных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически
выполнял функции специальных фондов. Он не утверждался,не
публиковался и содержалсяв тайне, поскольку бюджетная система

264

СССР предусматривала существование одного государственного бюджета. За счет средств чрезвычайного бюджета погашался госу­дарственный долг, покрывались убытки, вызванные стихийными бедствиями, и т.п. Кроме того, за счет его средств покрывался дефицит обыкновенного бюджета.

Целевые бюджетные фонды стали создаваться в России в пе­риод перехода страны на новые экономические отношения. За­кон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1 9 9 1 г. впервые предоставил возможность органам власти образовывать целевые бюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

В 90-е гг. внебюджетные фонды были созданы на разных уров­нях управления — федеральном, уровне субъектов РФ и местном уровне. Главной причиной их создания была необходимость выде­ления чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Ведущую роль среди них заняли социальные внебюджетные фонды.

Одновременно с социальными были созданы и другие внебюд­жетные фонды. В конце 90-х гг., исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Прави­тельство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив некоторую автономность этих фондов. Они были включены в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформирова­лись в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных фондов и были официально утверждены законодательными актами.

В настоящее время в России существуют три типа внебюджет­ных фондов:

1) социальные внебюджетные фонды, имеющие оба1егосудар-ственное значение;

2) экономические внебюджетные фонды (внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения);

3) территориальные внебюджетные фонды.

Наши рекомендации