Социально-экономическая сущность гос. Внебюджетных фондов, источники их формирования и направления расходов

Финансовые отношения проявляются и называются по-разному.

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятия­ми, организациями и населением, называются бюджетными Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образо­вания и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансо­вого обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» Слово «бюджет» (бюджет) английского происхождения и означает чемодан, ме­шок с деньгами Особенности этих отношений как части финансовых заключа­ются в следующем они возникают в распределительном процессе, одним из участников которого является в обязательном порядке государство; они связаны с образованием и использованием централизованного фонда денежных средств для общегосударственных нужд.

Бюджетные отношения разнообразны, ведь они охватывают разные от­расли народного хозяйства, территории и уровни управления. Кроме того, им присущ объективный характер. Они обусловлены и объективно предопределены тем, что для реализации государством своих функций необходима финансовая база, в частности, определенная доля национального дохода.

В процессе бюджетных отношений они материализуются в бюджетном фонде страны. Этот бюджетный фонд, который характеризует степень централи­зации финансовых ресурсов у государства, зависит от многих факторов.

Вот эта совокупность бюджетных отношений по формированию и ис­пользованию бюджетного фонда страны и составляет понятие «госбюджета». Можно дать следующее определение

Госбюджет - это финансово-денежные отношения, возникающие у го­сударства с юридическими и физическими лицами по распределению и перерас­пределению национального дохода в связи с формированием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для выполнения функции государства (финансирование народного хозяйства, госуправление, оборона, социальные и др.). Госбюджет, являясь ведущим звеном финансовой системы и основной фи­нансовой категорией, объединяет основные финансовые категории (налоги, гос­расходы и др.).

Государственному бюджету присущи черты финансов, но одновременно он имеет особенности, отличные от других звеньев, элементов финансовых от­ношений Они заключаются в следующем:

1) госбюджет - форма перераспределительных отношений, связанная с накоплением части национального дохода у государства и ее использованием для потребностей всего общества;

2) с помощью госбюджета осуществляется перераспределение нацио­нального дохода между отраслями, регионами;

3) пропорции бюджетного перераспределения в большей мере, чем у дру­гих звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроиз­водства. Основные функции в общем, виде - распределительная и контрольная. В практическом плане эти функции проявляются в следующем:

- перераспределении национального дохода;

- государственном регулировании и стимулировании экономики;

- финансовом обеспечении социальной политики;

- контроле за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Функции бюджета, как и сама категория, объективны, но его использова­ние в качестве инструмента распределения и контроля возможно лишь при соз­дании определенных предпосылок. Эти предпосылки проявляются в форме бюджетногомеханизма. Элементами его являются: налоги, налоговые льготы, государственные инвестиции, дотации, бюджетное финансирование конверсии,

показатели соотношения удельного веса бюджетов различных уровней, отмена бюджетного дотирования нерентабельных предприятий, даже бюджетный дефи­цит

Бюджетный механизм - активный инструмент реализации бюджетной политики государства. Так, с помощью бюджетного механизма бюджет можно использовать для государственного регулирования экономики, стимулирования развития производства и социальных процессов.

Бюджетный механизм для регулирования экономики используется при маневрировании денежными средствами. А маневрирование денежных средств дает возможность совершенствовать структуру производства, сократить спад производства.

Несколько слов о роли госбюджета в социально-экономических процес­сах.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий (финансовый) год. Госбюджет всегда был важным фактором (инст­рументом) воздействия на развитие экономических и социальных процессов. С его помощью государство могло изменять структуру производства, осуществ­лять социальные изменения. Его такая особенность, свойство характерны для всех стран независимо от системы общественного производства, от историче­ских этапов развития общества или способа производства.

При переходе к другой модели развития экономики госбюджет не утра­чивает своей роли' при этом лишь меняются методы бюджетного воздействия на общественное производство. В этом случае кардинально изменяются бюджетные отношения, применяется новый бюджетный механизм. Причем изменение ме­тодов бюджетного воздействия может быть осуществлено даже в рамках одного способа производства (например, капиталистического). Например, монетаризм заменяют кейнсианской теорией и моделью. В новых условиях хозяйствования бюджетные средства могут быть направлены на государственные инвестиции в прогрессивной отрасли, на НТП, на социальную защиту населения, на нивелиро­вание социальных последствий расслоения граждан на бедных и богатых. С по­мощью бюджета, бюджетных средств можно сократить количество нерентабель­ных предприятий, перепрофилировать их или закрыть.

В целом с помощью бюджета можно повысить уровень жизни населения, в частности поднять уровень социального обслуживания, и, наоборот, привести к обнищанию населения (например, направляя бюджетные средства на военные цели).

Наши рекомендации