Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета в зарубежных странах
Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций.
Бюджет – это главный централизованный фонд денежных средств государства. Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение. Она дает возможность маневрировать ресурсами, сосредотачивать их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Государственный бюджет представляет собой сложное явление. Он одновременно касается и экономики, и финансов, и права, и политики. Эта многосторонность бюджета обусловливала трудности исследования государственного бюджетного устройства и установления самого понятия бюджета.
Очень распространенным было определение бюджета как росписи доходов и расходов, однако бюджет более широкое понятие, чем роспись.
Другие исследователи вкладывали в понятие «бюджет» правовое содержание. Так французский финансист Р. Стурм определял его как акт, содержащий предварительное одобрение государственных доходов и расходов.
Ряд ученых рассматривают бюджет как политический акт и план управления на будущий период, программу управления, предложенную исполнительной властью на одобрение парламента. Авторы данного подхода отмечают, что предварительное утверждение доходов и налогов – это политическое средство, обеспечивающее регулярный созыв парламента и дающее ему орудие для борьбы с исполнительной властью.
Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в единую систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с различными звеньями финансовой системы. Признание бюджета основным финансовым планом характеризует его важное место в перераспределении национального дохода, особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через государственный бюджет перераспределяется около 50% национального дохода, примерно 3/4 всех денежных средств многих стран.
Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны. В госбюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты — налоги, внутренние займы, расходы. Такое положение бюджета в жизни общества придает ему силу закона. Поэтому бюджет любой страны утверждается высшими законодательными органами — парламентами, а выполнение его доходной и расходной части становится обязательным для участников бюджетного процесса.
Экономическое значение бюджета заключается прежде всего в том, что он через систему доходов (налоги), объем и направление финансовых средств воздействует на социально-экономическое процессы — деловую активность, занятость, рынок капитального оборудования и потребительских товаров, объем валового национального продукта.
В настоящее время в зарубежной теории и практике бюджет определяется как план государственного хозяйства на текущий год, имеющий силу закона и обладающий существенными признаками: плановостью, единством, многофункциональностью, публичностью, специализацией.
По материальному содержанию государственный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, а по социально-экономической сущности – основное орудие перераспределения национального дохода.
Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.
Государственный бюджет, в силу своего положения, тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях рыночной экономики необходимую им помощь. Эта помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы, решение ими возложенных на них задач.