Система и роль налогов с физических лиц

В Российской Федерации, как и во всех других государствах мира, существует разветвленная система налогов, взимаемых с собственных граждан, лиц без гражданства и иностранных граж­дан, именуемых в российском законодательстве с 1990-х гг. обоб­щенным термином — физические лица. Эта система в 1992 г. суще­ственно изменилась. При сохранении наиболее крупного налога с физических лиц — подоходного налога, были отменены некоторые ранее установленные налоги, а именно: налог на холостяков, оди­ноких и малосемейных граждан, существовавший как дополнение к подоходному налогу; сельскохозяйственный налог; налог с вла­дельцев строений. Однако взамен было установлено несколько новых платежей, поглотивших или преобразовавших прежние, а их перечень дополнен и новыми налогами.

Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам вообще. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (часть первая) число налогов с физических лиц несколько сокращается, хотя из этого не вытекает обязательное уменьшение налогового бремени, т.е. обще­го размера суммы налоговых платежей. Последнее зависит от ста­вок и льгот по налогам, определения налоговой базы по объекту налогообложения и других факторов.

Какова же роль налогов в обществе и государстве? Основная роль налогов — фискальная (от лат. fiscus — казна), соответственно чему они используются как источник доходов государственной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства.

Но в налогах заложены большие возможности по регулированию социально- экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.

Так, налоги могут использоваться для регулирования производства, стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т.п.

С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые этот налог распространяется.

В налогах заложены возможности и регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего де­мографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.

5. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. НАЛОГ НА ДОХОДЫ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (данный вопрос подробно рассматривается в рамках дисциплины налогового права )

Родиной подоходного налога с физических лиц является Великобритания. Пер­вая попытка ввести подоходное налогообложение в России отно­сится к 1810 г., однако в 1820 г. налог был отменен в связи с незначительным поступлением данных платежей в государствен­ный бюджет. В течение XIX в. подоходное налогообложение как таковое отсутствовало. Первая мировая война подтолкнула рос­сийское правительство на новую попытку установления подоход­ного налога, что было осуществлено в 1916 г. по прусскому образ­цу. Вместе с тем, революция 1917 г. прервала данный процесс. Только декретами от 16 ноября 1922 г. и от 12 ноября 1923 г. подоходное налогообложение было возобновлено. В 30-е годы по­доходное налогообложение носило социальный характер. В част­ности, рабочие и служащие пользовались наибольшим количест­вом налоговых льгот по сравнению с другими социальными группами. В 1943 г. произошла новая реформа подоходного на­логообложения, в соответствии с которой под обложение налогом попадали граждане СССР, иностранные граждане и лица без гражданства.

Порядок взимания подоходного налога, введенный с января 1992 г., ознаменовал новый этап в развитии подоходного налого­обложения, что было вызвано преобразованиями в российской экономике.

Налог на доходы является основным налогом, уплачиваемым физическими лицами, и по суммам поступлений, и по кругу пла­тельщиков.

В соответствии со ст. 19 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» налог на доходы физических лиц отнесен к федеральным налогам и по форме возложения налогового бремени является прямым.

Часть первая Налогового кодекса РФ, устанавливающая иную систему налогов и сборов в Российской Федерации, относит налог на доходы физических лиц также к федеральным налого­вым платежам (ст. 13).

До 1 января 2001 г. правовое регулирование исчисления и взимания налога на доходы физических лиц осуществлялось на основании Закона РФ от 7 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц». С принятием части второй Налогового кодекса РФ правовая регламентация исчисления и взимания нало­га осуществляется в соответствии с положениями главы 23 ука­занного нормативного акта.

Согласно НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и основные эле­менты налогообложения, определяемые ст. 17 указанного норма­тивного акта.

По отношению к налогу на доходы физических лиц налого­плательщиками являются физические лица, среди которых за­конодатель выделяет налоговых резидентов РФ и налоговых не­резидентов. К налоговым резидентам РФ Кодекс относит физических лиц, фактически находящихся на территории Рос­сийской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Объектом налогообложения признается совокупный доход, полученный налогоплательщиками в течение налогового пе­риода:

1) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ — для налоговых резидентов РФ;

2) от источников в РФ — для налоговых нерезидентов.

В соответствии с НК РФ налоговым периодом признается ка­лендарный год (с 1 января по 31 декабря).

При определении налоговой базы, являющейся важным эле­ментов налогообложения, учитываются доходы физического лица, полученные им как в денежной, так и в натуральной фор­мах, а также доходы в виде материальной выгоды. По каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные на­логовые ставки, налоговая база определяется отдельно.

Доходы физического лица, выраженные в иностранной валю­те, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ, установленному на дату фактического получения доходов.

При получении налогоплательщиком дохода в натуральной форме, в виде товаров (работ, услуг) налоговая база определяется как их стоимость, исчисленная исходя из их рыночных цен на дату получения дохода. Правила определения цен установлены ст. 40 НК РФ.

Налоговый кодекс РФ устанавливает перечень доходов физи­ческих лиц, не подлежащих налогообложению. При этом в нем выделяются, во-первых, доходы, не подлежащие налогообложе­нию, и, во-вторых, доходы (расходы), уменьшающие размер нало­говой базы, т.е. вычеты.

Наши рекомендации