Сущность налогов и принципы налогообложения. Функция налогов и их роль в общественном воспроизводстве

Налоги –это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые госу­дарством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударст­венных потребностей.

В числе налоговых функций обычно выделяют фискальную, стимулирующую, распределительную, регулирующую и конт­рольную.

Фискальнаяфункция проявляется в бесперебойном обеспе­чении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, ха­рактерная для всех государств на различных этапах развития.

Стимулирующаяфункция налогов реализуется через систе­му льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязывае­мых с льготообразующими признаками объекта налогообложе­ния. Она проявляется также в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др. Для стимулирующей функции характерны две ос­новные черты. Во-первых, стимулирование социально-эконо­мической деятельности приоритетных для государства направ­лений через преференции и различные виды льгот по налогам. Во-вторых, мобилизация и ак­кумуляция финансовых ресурсов в централизованном фонде финансовых ресурсов государства. Данная черта характерна и для фискальной функции.

Распределительная,а точнее перераспределительная, функ­ция обеспечивает процесс перераспределения части валового внутреннего продукта, главным образом чистого дохода. Неко­торое его количество направляется на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), остальное – в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства в форме налогов. В этой функции реализуется общественное на­значение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.

Сегодня уже можно говорить о проявлении регулирующейфункции налогов. Обус­ловлено это тем, что налоги, активно участвуя в перераспреде­лительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспро­изводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая пла­тежеспособный спрос населения..

Налогам, как и финансам, присуща контрольнаяфунк­ция, которая способствует количественному и качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет кон­тролировать полноту и своевременность налоговых поступле­ний в бюджет и в конечном счете определяет необходимость ре­формирования налоговой системы.

Согласно статье 2 части 1 Налогового Кодекса Республики Беларусь к основным принципам налогообложения в Республике Беларусь относятся следующие положения:

1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.

3. Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

5. Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством.

Применяются следующие методы оплаты налога:

• наличным платежом, когда плательщик вносит в казну государства определенную сумму денег в наличной форме;

• безналичным платежом, когда перечисление производится через банк со счета клиента на счет бюджета;

• гербовыми марками, когда плательщик покупает специальные марки и наклеивает их на официальный документ, после чего этот документ приобретает законную силу.

Наши рекомендации