Общенаучные методы познания, непосредственно связанные с применением этих категорий

1. Сравнение - сопоставление двух или более предметов, с целью выяснитьих сходство или различие, или то и другое (исходный метод познания).

2. Индукция - мысленный переход от менее к более общему, в пределе до всеобщего (обобщение).

3. Дедукция - переход от более общихк менее общим знаниям, в пределе к единичному.

4. Аналогия – А α β δ γ– В α γ η ώ предмет обладает не только установленными признаками, но и признакомВ. Этот вывод носит вероятностный характер. Степень вероятности можно повысить следующими способами:

a) сходных признаков должно быть много;

b) все эти признаки у предмета А и у предмета В должны быть существенными;

c) между всеми признаками предметовА и В должна существовать связь.

5. Моделирование - его можно рассматривать, как вид аналогии с учетом его особенностей:

a) интересующий нас предмет исследуется не непосредственно, а через изучение его заменителя (модели);

b) этот предмет может пока и не существовать;

c) модель может быть не только вещной, но и мысленной.

Ошибки в понимании этих категорий:

- общего нет в вещах, оно лишь в мышлении (номиналисты);

-общее существует в виде общих идей, понятой, которые первичны по отношению к вещам. Платон и реалисты считали дедукцию сутью метода познания. Бэкон считал индукцию основным методом познания. Аристотель к главному методу относил переход от общего к особенному и единичному; в связи с этим он разработал формальную логику.

Сущность и явление.

Сущность - это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона вещей, которая обуславливает их функционирование, пове­дение, другими словами - внутренняя основа вещи, определяющая способ ее существования и функционирования. Сущность присуща всем вещам данного класса.

Явление - это производное от сущности, относительно изменчивая сторона вещи, представляющая собой ее функционирование. Сущность и явление находятся в единстве так, что каждая сущность обнаруживает себя только через явление, явление же - это об­наружение какой-либо сущности.

Проявления сущности многообразны, отсюда, для познания явление богаче, а сущность глубже. Поскольку сущность обнаруживает себя через явление, то познание идет в направлении от явления к сущности и далее, к их единству. Познание идет от раскрытия менее глубоких уровней сущности к раскрытию более глубоких.

Поскольку вещи взаимодействуют между собой в чем-то изменяя друг друга, отсюда явление может представлять собой не только обнаружение сущности данной вещи, но и в чем-то сущностей других вещей, взаимодействующих с первой.

Общенаучные методы познания, непосредственно связанные с применением этих категорий - student2.ru Я1 С1

 
  Общенаучные методы познания, непосредственно связанные с применением этих категорий - student2.ru

Общенаучные методы познания, непосредственно связанные с применением этих категорий - student2.ru Общенаучные методы познания, непосредственно связанные с применением этих категорий - student2.ru Я2 С2

Общенаучные методы познания, непосредственно связанные с применением этих категорий - student2.ru Я3 С3

Таким образом, может быть видимость, которая представляет собой такое явление, которое создает в нас впечатление, будто бы в данном случае обнаруживается другая сущность. Видимость (ка­жимость) может возникать и вследствие аспекта наблюдения, положения наблюдателя.

Наши рекомендации