Общенаучные методы теоретического познания.

1. Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке).

Формализованный язык – создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания.

При формализации рассуждения об объектах переносится в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т.п.).

Главное в процессе формализации – над формулами искусственных языков можно производить операции, получать новые формулы и соотношения.

Формализация – есть обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм и их содержания. Она уточняет содержание путем выявления его формы и может осуществляться с различной степенью полноты. Но все углубляющаяся формализация содержания знаний никогда не достигает абсолютной полноты. Т.к. не прекращается развитие (изменение) предмета познания и знаний о нем.

2. Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы (постулаты).

Из аксиом логическим путем, посредством доказательств, выводятся все остальные утверждения этой теории.

Для вывода теорем из аксиом (и вообще одних формул из других) формулируются специальные правила вывода.

Доказательство в аксиоматическом методе – это некоторая последовательность формул, каждая из которых есть либо аксиома, либо получается из предыдущих формул по какому-либо правилу вывода.

Аксиоматический метод – лишь один из методов построения уже добытого научного знания. Он имеет ограниченное применение, т.к. требует высокого уровня развития аксиоматизированной содержательной теории. Французский физик Луи де Бройль: «аксиоматический метод может быть хорошим методом классификации или преподавания, но он не является методом открытия».

3. Гипотетико-дедуктивный метод -метод научного познания, сущность которого заключается в создании дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинное значение которых неизвестно, таким образом, заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь вероятностный характер.

Общая структура гипотетико-дедуктивного метода (шаги его реализации):

а) ознакомление с фактическим материалом, требующим теоретического объяснения и попытка такового с помощью уже существующих теорий и законов.

Если нет, то:

б) выдвижение догадки (гипотезы, предположения) о причинах и закономерностях данных явлений с помощью разнообразных логических приемов;

в) оценка основательности и серьезности предположений и отбор из их множества наиболее вероятной;

г) выведение из гипотезы (обычно дедуктивным путем) следствий с уточнением ее содержания;

д) экспериментальная поверка выведенных из гипотезы следствий.

Тут гипотеза или получает экспериментальное подтверждение, или опровергается.

Но подтверждение отдельных следствий не гарантирует ее истинности (или ложности) в целом. Лучшая по результатам проверки гипотеза переходит в теорию.

Гипотетико-дедуктивный метод не метод открытия, а способ построения и обоснования научного знания, поскольку показывает. Каким именно путем можно прийти к новой гипотезе.

Математическая гипотеза – разновидность гипотетико-дедуктивного метода, где в качестве гипотез выступают некоторые уравнения, представляющие модификацию ранее известных и проеренный состояний. Изменяя последние. Составляют новое уравнение, выражающее гипотезу, которая относится к новым явлениям.

4. Восхождение от абстрактного к конкретному– метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции («начало» – одностороннее, неполное знание) через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату – целостному воспроизведению в теории исследуемого предмета. Предпосылкой метода является восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному к выделению в мышлении отдельных сторон предмета и их закреплению в соответствующих абстрактных определениях.

Движение познания от чувственно-конкретному – движение о единичного к общему – логические приемы: анализ и индукция.

Восхождение от абстрактного к мысленно-конкретному – процесс движения от отдельных общих абстракций к их единству, конкретно-всеобщему – логические приемы: синтез и дедуция.

Это движение познания – диалектически противоречивое движение, отражающее противоречие развитие самого предмета, его перехода о одного уровня к другому в соответствии с развертыванием его внутренних противоречий.

Наши рекомендации