Общенаучные методы познания

Анализ - метод исследования, мысленное или практическое разложение изучаемого предмета или явления на характерные для него составные элементы, выделение в нем отдельных сторон, изучение каждого элемента или стороны явления отдельно как части одного целого. Анализ позволяет выявить здание исследуемого объекта, его структуру, отделить существенное от несущественного, свести сложное к простому. Цель анализа - познание частей как элементов сложного целого. Процедура, обратная анализа, - синтез.

Синтез - исследование явления в целом, на основе объединения связанных друг с другом элементов в единое целое. Синтез позволяет обобщить понятия, законы и теории.

Обобщение - логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему. Результат этого процесса - обобщенное понятие, суждение, закон науки, теория. В научном исследовании обобщением является распространение выводов, сделанных на ограниченном количестве данных, на более широкую сферу практики.

Абстрагирование - метод научного познания, суть которого заключается в выделении нескольких признаков или свойств исследуемого объекта, по обозначенного умственного отключения других свойств, связей и отношений предмета. Абстрагирование позволяет заменить в сознании человека сложный процесс более простым, характеризующий существенные признаки предмета или явления, важно для создания многих понятий.

Индукция - вид умозаключения и метод исследования. В индуктивном рассуждении идут от частиц, единичных суждений, фактов, положений к общим выводам. Это форма движения познания от эмпирического к теоретическому уровню. Индуктивный вывод всегда имеет не достоверный, а лишь вероятный или правдоподобный характер. В реальном познании индукция всегда выступает в единстве с дедукцией.

Дедукция - вид умозаключения и метод познания, переход от общих суждений к частному, от некоторых предложений-посылок к их последствиям, применение установленного общего положения к частному.

Аналогия - общенаучный метод исследования, вид умозаключения, что позволяет выявить свойства одного предмета на основании его сходства с другим. Знание, полученное при рассмотрении какого-либо объекта ("модели"), переносится на другой объект (предмет, явление, процесс), что менее изученный или доступный для исследования.

Моделирование - это теоретический метод исследования объектов, явлений и процессов не непосредственно, а с помощью их заменителей - моделей. В процессе моделирования эксперимент в натуре заменяется экспериментом на модели. С помощью моделирования описываются структура объекта (статическая модель), процесс его функционирования и развития (динамичита модель).

Исторический метод-состоит в последовательном рас­смотрении и описании всех этапов становления, развития и формирования изучаемых явлений или процессов. Он прослеживает все витки реального сложного спиралевидного процесса развития со всеми его зигзагами и отступ­лениями. Исторический метод познания является поэтому наиболее трудоемким и требует большой затраты сил и времени. Вместе с тем он позволяет ответить на многие вопросы, на которые не может дать исчерпывающих от­ветов логический метод познания. К числу таких вопро­сов принадлежит вопрос о последовательности, направле­нии исторического развития изучаемых объектов.

Логический метод –состоит в выявлении основных, наиболее важных и существенных черт, свойств и характеристик и последовательном переходе от исходных понятий, отражающих эти свойства и черты, ко все более сложным конкретным понятиям, дающим нам более полное и всестороннее знание об изучае­мых явлениях и процессах. Применение этого метода по­зволяет нам познать предмет таким, каким он является в своих существенных чертах сейчас, в момент, когда осуществляется процесс познания.

Наши рекомендации