Вопрос 3. Методы познания: общенаучные и специальные методы товароведения

В товароведении как прикладной естественно-научной дисциплине наряду с собственными методами (например, органолептическими, экспертными и измерительными методами определения значений показателей качества) применяются и заимствованные из других, в основном фундаментальных наук — физики, химии, математики и др.

Применяемые в товароведении методы подразделяются на три группы:

1. Теоретические (методы, основанные на мыслительных действиях и операциях в целях познания и исследования действительности). К ним относятся:

· Анализ - это разделение исследуемого объекта (товара, технологического процесса и т.п.) на составные элементы, выделение отдельных его признаков, свойств и операций. Данный метод обычно используется на первом этапе научных исследований для определения свойств, состава, структуры, строения товара, операций и приемов различных процессов;

· Сравнение - метод-операция, основанный на сопоставлении объектов для выявления общности и различия между ними. Сравнение может осуществляться по одному или нескольким признакам. Сравнивать следует только однородные объекты, имеющие общие признаки и составляющие определенную классификационную группировку;

· Сравнительный анализ;

· Синтез – это объединение составных элементов объекта в единое целое (систему). При этом между отдельными элементами возникают логические причинно-следственные связи, обуславливающие целостность объекта;

· Диагностика - метод-операция, базирующийся на описании основных признаков, показателей исследуемого объекта и выявлении определенных соответствий (тождественности) или несоответствий и причин их возникновения;

· Прогнозирование - метод, основанный на исследовании перспектив изменения определенных процессов. С помощью этого метода в товароведении осуществляется прогнозирование качества и его изменений при хранении в зависимости от определенных условий и сроков, а также рационального ассортимента;

· Планирование - метод, основанный на разработке долгосрочных и краткосрочных планов или проектов. Этот метод используется при управлении ассортиментом и качеством товаров, их закупках и размещении на хранение, установлении периодичности реализации отдельных товарных партий;

· Обобщение - метод, основанный на выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и их отношений. В результате обобщения выбираются наиболее типичные, присущие всем или многим объектам свойства либо процессы, несмотря на частные или случайные исключения;

· Абстрагирование - метод, основанный на мысленном выделении и превращении в самостоятельный объект рассмотрения отдельных характеристик товаров или факторов, влияющих на них. Особенностью этого метода является то, что выделенная характеристика самостоятельно не существует в ее физическом проявлении;

· Конкретизация - метод, основанный на представлении объекта в конкретной, наглядной форме. Как и абстрагирование, конкретизация является результатом мыслительной деятельности человека;

· Идеализация - метод, основанный на мысленном конструировании понятий об объектах, не существующих или недостижимых в действительности, но к которым необходимо стремиться их прообразам в реальном мире;

· Моделирование - метод, основанный на построении моделей и переносе информации по аналогии от модели к прототипу. Этот метод является совокупностью нескольких методических приемов: выбор или преобразование модели, построение модели или перенос информации по аналогии от модели к реальному объекту, являющемуся его прототипом;

· Систематизация - метод, основанный на построении единой системы характеристик объектов и связанных с ними процессов. С помощью этого метода обеспечивается упорядочение и формирование рационального торгового ассортимента, необходимого и достаточного для достижения определенных целей организации, а также выбор показателей при оценке качества и условий хранения для минимизации потерь. Данный метод заложен в основу классификации и кодирования.

2. Эмпирические (методы, основанные на познавательных действиях и операциях с использованием средств измерений (технических устройств или органов чувств) для определения действительных значений характеристик исследуемых объектов. Данные методы включают как методы-операции (измерительные, органолептические и др.), так и методы-действия (обследование, мониторинг):

· Измерительный метод - метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических средств измерений;

· Органолептический метод — метод определения значений показателей качества с помощью органов чувств. В научной и практической товароведной оценке качества товаров этот метод, имеющий физиолого-психологические основы, получил самое широкое распространение;

· Регистрационный метод — метод, основанный на наблюдениях и учете определенных объектов (товаров, процессов и услуг) и их характеристик;

· Социологический метод — метод, основанный на проведении опросов с помощью специально разработанных анкет. Он находит широкое применение для выявления запросов потребителей в отношении определенных товароведных характеристик, мнений и оценок экспертов.

3. Практические (методы, основанные на технологических действиях и операциях, предназначенных для определения характеристик товара (качества, количества, товарной информации) и обеспечения их сохранения при товародвижении. Практические методы включают технологические методы-действия (маркировка, упаковывание и т. п.), а также методы-операции — оценка качества и измерение количества):

· Методы оценки качества — методы, предназначенные для измерения значений показателей качества и установления их соответствия определенным требованиям;

· Технологические методы — методы, предназначенные для обеспечения сохраняемости товаров, их рационального товародвижения;

· Методы упаковывания — способы, предназначенные для обеспечения сохраняемости товаров с помощью упаковки. Эти методы определяются видом и размером упаковки, ее назначением;

· Методы маркирования — способы, предназначенные для информационного обеспечения товаров и их идентификации;

· Методы транспортирования — способы, предназначенные для перемещения товаров и обеспечения их сохранности в пути. Эти методы подразделяются в зависимости от вида транспортных средств и способа размещения в них товаров;

· Методы хранения — способы, предназначенные для сохранеия товаров на складах производственных, а также предприятий оптовой и розничной торговли;

· Методы товарной обработки — способы подготовки товаров к продаже с целью улучшения их качества и сохраняемости. К ним относятся методы сортировки, калибровки, фасования товаров и др.

Наши рекомендации