Общенаучные методы познания, непосредственно связанные с применением этих категорий
1. Сравнение - сопоставление двух или более предметов, с целью выяснитьих сходство или различие, или то и другое (исходный метод познания).
2. Индукция - мысленный переход от менее к более общему, в пределе до всеобщего (обобщение).
3. Дедукция - переход от более общихк менее общим знаниям, в пределе к единичному.
4. Аналогия – А α β δ γ– В α γ η ώ предмет обладает не только установленными признаками, но и признакомВ. Этот вывод носит вероятностный характер. Степень вероятности можно повысить следующими способами:
a) сходных признаков должно быть много;
b) все эти признаки у предмета А и у предмета В должны быть существенными;
c) между всеми признаками предметовА и В должна существовать связь.
5. Моделирование - его можно рассматривать, как вид аналогии с учетом его особенностей:
a) интересующий нас предмет исследуется не непосредственно, а через изучение его заменителя (модели);
b) этот предмет может пока и не существовать;
c) модель может быть не только вещной, но и мысленной.
Ошибки в понимании этих категорий:
- общего нет в вещах, оно лишь в мышлении (номиналисты);
-общее существует в виде общих идей, понятой, которые первичны по отношению к вещам. Платон и реалисты считали дедукцию сутью метода познания. Бэкон считал индукцию основным методом познания. Аристотель к главному методу относил переход от общего к особенному и единичному; в связи с этим он разработал формальную логику.
Сущность и явление.
Сущность - это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона вещей, которая обуславливает их функционирование, поведение, другими словами - внутренняя основа вещи, определяющая способ ее существования и функционирования. Сущность присуща всем вещам данного класса.
Явление - это производное от сущности, относительно изменчивая сторона вещи, представляющая собой ее функционирование. Сущность и явление находятся в единстве так, что каждая сущность обнаруживает себя только через явление, явление же - это обнаружение какой-либо сущности.
Проявления сущности многообразны, отсюда, для познания явление богаче, а сущность глубже. Поскольку сущность обнаруживает себя через явление, то познание идет в направлении от явления к сущности и далее, к их единству. Познание идет от раскрытия менее глубоких уровней сущности к раскрытию более глубоких.
Поскольку вещи взаимодействуют между собой в чем-то изменяя друг друга, отсюда явление может представлять собой не только обнаружение сущности данной вещи, но и в чем-то сущностей других вещей, взаимодействующих с первой.
Я1 С1
Я2 С2
Я3 С3
Таким образом, может быть видимость, которая представляет собой такое явление, которое создает в нас впечатление, будто бы в данном случае обнаруживается другая сущность. Видимость (кажимость) может возникать и вследствие аспекта наблюдения, положения наблюдателя.