Философские основы методологии научного исследования

Баскаков А. Я., Туленков Н. В.

Методология научного исследования: Учебное пособие. — 2-е изд., испр. — К.: МАУП, 2004. — 216 с.

(часть 1-я, главы 1, 2, 3+ список литературы)

Часть I

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

философские основы методологии научного исследования - student2.ru философские основы методологии научного исследования - student2.ru Глава 1. СУЩНОСТЬ ОБЫДЕННОГО И НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Приступая к рассмотрению философских основ методологии научного исследования, необходимо прежде всего уточнить, что же следует понимать под обыденным и научным познанием окружающей нас объективной реальности.

Существует многообразие как способов, так и форм познавательной деятельности человека, благодаря которым окружающий нас природный и социальный мир можно воспринимать по-разному: не только глазами и умом ученого или сердцем верующего человека, но и чувствами или слухом музыканта. Его можно еще воспринимать и глазами художника или скульптора, да и просто с позиций рядово­го человека.

В настоящее время основной формой познания реальной или окружающей нас действительности является, как правило, научное познание. Однако кроме научного — есть и обыденное познание.

Следует заметить, что обыденное познание, которое иногда называют ещё "повседневным" или "житейским", доступно всякому нормальному современному человеку. Всё дело в том, что в обыденном познании находят отражение как ближайшие, так и непосредственные условия существования людей — природная среда, быт, экономические, политические, социальные и иные явления и процессы, в которые каждый современный человек включен каждодневно и непосредственно. Ядром такого обыденного познания является, прежде всего, здравый смысл, включающий элементарные и "верные" сведения или знания о реальном природном или социальном мире. Кроме того, обыденное познание включает в себя и элементы общественной психологии, а также опытные и производственные знания людей. Эти знания приобретаются человеком, как правило, в ходе повсед­невной жизни и служат целям более эффективной ориентации в мире и практической деятельности. Например, каждому человеку необходимо знать, что вода при нагревании до 100° С закипает, а к оголённому электропроводу притрагиваться опасно.

Таким образом, обыденное познание позволяет современному человеку не только приобретать простейшие знания о реальном мире, но и вырабатывать убеждения, идеалы. Оно как бы "схватывает" простейшие, лежащие на поверхности связи и отношения реальной действительности. Например, если птицы летают низко над землёй — к дождю, если в лесу много красной рябины — к холодной зиме. В рамках повседневного познания люди в состоянии приходить и к более глубоким обобщениям и выводам, касающимся их отноше­ния к другим людям, социальным группам, политическому строю, государству и т. д. При этом обыденное познание, особенно современного человека, может содержать и элементы научных знаний. И, тем не менее, обыденное познание развивается и функционирует стихийно.

В отличие от обыденного научное познание протекает в основном не стихийно, а целенаправленно и по сути представляет собой науч­ное исследование, имеющее определенную природу, структуру и особенности. Научное познание или исследование, таким образом, позволяет человеку приобретать истинные знания о наиболее важных аспектах изучаемых объектов, явлений или процессов, а также о существенных признаках, свойствах, связях и отношениях предметов и явлений действительности. Его результаты выступают, как правило, в виде системы понятий, категорий, законов или теорий [25, с. 50-58].

Одним словом, научное познание нацелено, прежде всего, на получение объективного и истинного знания об изучаемом объекте, явлении или процессе и не допускает пристрастного и тенденциозного от­ношения к ним. Для научного познания окружающий мир предстает как реальность, данная человеку в его чувственных и логических образах. Основная задача научного познания состоит в выявлении объективных законов окружающей действительности — природных, социальных, а также законов самого познания и мышления. Этим и обусловливается ориентация исследователя главным образом на общие, существенные свойства предметов и явлений и выражение их в системе абстракций. Иначе придется констатировать фактическое отсутствие науки, ибо само понятие научности предполагает, прежде всего, открытие законов, а также углубление в сущность изучаемых явлений.

Главной целью и высшей ценностью научного познания является открытие объективной истины, которая достигается преимущественно с помощью рациональных средств и методов, конечно, не без активного участия живого созерцания. Отсюда характерной чертой научного познания по содержанию является его объективность, предполагающая устранение по возможности всех субъективных аспектов. Вместе с тем надо иметь в виду и то, что активность субъекта познания, его конструктивно-критическое отношение к действительности — важнейшее условие и предпосылка научного познания.

Наряду с этим основной функцией научного познания или исследования является прежде всего обслуживание нужд и потребностей практики. Ведь наука в значительно большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, или, другими словами, быть "руководством к действию" по измене­нию окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен следующей формулой: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать практически" не только в настоящем, но и в будущем. Например, постановка научных проблем и их решение в рамках фундаментальных исследований теоретической физики способствовали открытию законов электромагнитного поля и предсказанию электромагнитных волн, открытию законов деления атомных ядер и квантовых законов изучения атомов при переходе электронов из одного энергетического уровня на другой. Эти важные теоретические достижения заложили концептуальную основу для будущих прикладных инженерно-технических исследований и разработок, внедрение в производство которых, в свою очередь, значительно революционизировало технику и технологию, т. е. способствовало созданию современной радиоэлектронной аппаратуры, атомных электростанций и лазерных установок.

Кроме того, в гносеологическом плане научное познание или исследование выступает еще и как сложный, противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих стройную систему идеальных форм и логических образов, закреплённых, прежде всего, в языке — естественном или — что более характерно — искусственном (например, в виде математических символов, химических формул и т. д.). Научное знание не просто фиксирует свои элементы, но и непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, т. е. формирует в соответствии со своими нормами и принципами. Такой процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала — это не только процесс её развития, но ещё и важный показатель научности познания.

Вместе с тем научное познание всегда осуществляется с помощью различных методов исследования, представляющих собой определённые способы, приёмы и процедуры, которыми должен владеть и уметь пользоваться субъект познания в процессе научного исследования. В процессе научного познания применяются также различные приборы, инструменты и другое "научное оборудование", зачастую достаточно сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелефоны, ракетно-космическая техника и многое другое). Кроме того, для науки в значительно большей мере, чем для других форм познания характерно использование и таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, методы математического, диалектического, системного и кибернетического анализа, а также другие общенаучные приемы и методы, о которых речь пойдет дальше.

Научное познание всегда носит системный характер. Дело в том, что наука не только добывает знания и регистрирует их с помощью различных методов, но и стремится объяснить их посредством существующих гипотез, законов и теорий. Эта отличительная особенность научного познания или исследования позволяет лучше понять систематический, последовательный и контролируемый характер научного знания, которому присущи строгая доказательность и обоснованность полученных результатов, а также достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений и вероятностных суждений. В этой связи важнейшее значение приобретают логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование ими своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

В современной научной методологии выделяют различные критерии научности. Кроме названных, к ним можно отнести такие, как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость и опытная проверяемость, воспроизводимость и открытость для критики, свобода от предвзятости и др. Научное познание как любое иное социальное явление имеет свою определенную и достаточно сложную структуру, которая выражается в диалектическом единстве устойчивых взаимосвязей составляющих ее элементов. К основным структурным элементам научного познания относятся субъект познания, объект научного исследования, средства и методы научного познания. При ином срезе научного познания можно выделить и такие его структурные элементы, как эмпирический и теоретический уровни научного исследования, постановка научных проблем и гипотез, а также формулировки различных научных законов, принципов и теорий.

Научное познание имеет также свои идеалы и нормы, которые выступают как совокупность определенных ценностей, концептуальных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развития. Их основное предназначение — организация и регуляция процесса научного ис­следования, а также ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов. При переходе на новый этап научного исследования (например, от классической науки к неклассической) кардинально меняются его идеалы и нормы. Их характер определяется в первую очередь объемом познания, его спецификой, а их содержание всегда формируется в конкретном социокультурном контексте. Целостное единство норм и идеалов научного познания, доминирующих на определенном этапе развития науки, выражает, таким образом, понятие "стиль мышления". Он выполняет в научном познании регулятивную функцию и всегда носит многослойный, ценностный характер. Выражая общепринятые стереотипы интеллектуальной деятельности, присущие данному этапу, стиль мышления всегда воплощается в определенной конкретно-исторической форме. Чаще всего различают классический, неоклассический и постнеоклассический (современный) стили научного мышления.

Наконец, научное познание требует особой подготовки субъекта познания, в ходе которой он осваивает основные средства научного исследования, обучается приемам и методам их применения. Включение субъекта познания в научную деятельность предполагает и усвоение определённой системы ценностных ориентации и целевых уста­новок. Одной из основных целевых установок научной деятельности является ориентация ученого (исследователя) на поиск, прежде всего, объективной истины, которая воспринимается последним как самая высшая ценность науки. Эта установка воплощается в ряде идеалов и нормативов научного познания. Не менее важную роль в научном познании и исследовании играет также установка на постоянный рост научного знания и получение нового знания, выражающаяся в системе нормативных требований к научному творчеству, которые и направлены на формирование ученых и специалистов. В свою очередь, потребность в качественной подготовке субъектов познания обусловливает создание особых специализированных научно-образовательных организаций и учреждений, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных научных кадров.

Таким образом, характеризуя природу научного познания, можно выделить следующие его основные признаки: предметность, объективность, системность и истинность научного знания; выход научного познания за рамки обыденного опыта и изучение им объектов с целью необходимости практического применения полученных знаний, так как наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на практику и практическую деятельность людей.

Глава 2. ПОНЯТИЕ О МЕТОДЕ И МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

По мере увеличения объема и масштабов научных знаний, а также углубления научного познания в раскрытии законов и закономерностей функционирования реального природного и социального мира все очевиднее становится стремление ученых проанализировать приёмы и способы, с помощью которых приобретаются знания. На заре античной культуры монополия на исследование проблем познания вообще и научного познания в частности всецело принад­лежала философии. И это не случайно, ибо в то время наука еще в значительной мере не отделяла себя от философии. Даже на рубеже XVI-XVII вв., когда сформировалось экспериментальное естествознание, исследованием различных проблем методологии познания занимались в основном философы, хотя наибольший вклад в этот пе­риод был сделан теми из них, которые одновременно с философией занимались и другими специальными отраслями научного знания (Галилей, Декарт, Ньютон, Лейбниц и др.).

Начиная со второй половины XIX в., особенно в конце его, происходит резкая дифференциация, т. е. отпочкование от философии различных научных дисциплин, исследующих те или иные стороны процесса научного познания. Наряду с традиционными философскими методами в это время возникают и начинают активно развиваться методы математической логики, а затем и методы вероятностной логики. В связи с научной революцией в естествознании на этом этапе заметно возрастает интерес к истории и философии науки. Несколько позже формируются и такие самостоятельные сферы научного знания, как психология и социология науки, а уже в наши дни возникает совершенно новая отрасль — наука о науке, или науковедение [32]. Все упомянутые научные дисциплины исследуют различные стороны и отношения научного знания, применяя свои особые методы и понятийный аппарат. И, тем не менее, вопрос об их предмете и границах научного исследования до сих пор еще до конца не разрешён и вызывает оживленные научные дискуссии (что особенно характерно для новых областей научного познания, таких как науковедение, социология науки и др.).

В последние десятилетия достигнуты значительные результаты в области научной логики, которая занимается исследованием проблем строения и структуры готового научного знания. В этих целях логика науки первоначально использовала некоторые методы классической формальной логики, а затем все больше и больше — средства и аппарат символической логики. А поскольку научное знание выражается с помощью языка, то в логике науки непосредственно рассматривается не научное знание в целом, а только форма его выражения, или, другими словами, язык науки [42, с. 118-130; 103, с. 3-22].

Проблемы метода и методологии научного исследования привлекали внимание социальных мыслителей, учёных и философов ещё в древности, начиная с античной эпохи. Однако основательный анализ методов и средств научного познания стал активно осуществляться лишь в последние полвека. Известные затруднения возникают в основном из-за неясного разграничения сфер таких направлений исследования, как философия науки, методология науки и логика науки. До сих пор во всем мире ведутся научные споры о предмете и задачах этих логико-философских дисциплин. Правда, подавляющее большинство ученых склоняются к мысли о том, что философия науки должна анализировать в основном наиболее общие, мировоз-

зренческие и гносеологические проблемы науки, а что касается логики и методологии науки, то здесь их мнения кардинально расходятся: многие из них хотя и считают логику науки самостоятельной отраслью научного знания, но включают её в методологию науки. Другие, наоборот, полагают, что методология науки должна стать частью логики науки, поскольку использует в большинстве случаев многие из тех средств и методов, которые разрабатывает логика науки.

Такие расхождения и споры возникают нередко в силу того, что само научное знание представляет собой весьма сложный объект исследования, различные элементы которого, хотя и тесно связаны друг с другом, тем не менее, всё же обладают относительной самостоятельностью. Между тем в науке важно отличать научную деятельность, направленную на достижение новых научных знаний (т. е. процесс научного исследования), от результатов этой деятельности, т. е. от полученных научных знаний. Кроме того, любые научные знания представляют собой только отражение некоторых свойств, признаков и закономерностей реального мира. В этой связи необходимо чётко отличать объект исследования науки от тех идеальных образов, которые выражаются в научном знании как таковом. Причем научные знания существуют, как правило, лишь в материализованной форме, а такой формой, как известно, выступает язык — естественный (разговорный или литературный), а также различные специальные научные языки.

Следует также отметить, что способы и средства анализа научного знания ориентированы, прежде всего, на результаты научного познания, а не на сам процесс научного исследования, приёмы и методы достижения нового знания. Отсюда и возникает задача специального изучения средств, приёмов и методов научного исследования, чем, собственно, и занимается методология научного познания, или методология науки. Вместе с тем понятие "методология науки"нередко употребляется в самых различных смысловых выражениях [62, с. 18-24]. Иногда под методологией наукипонимается вся философия вообще или философия науки в частности. Конечно, методология научного исследования теснейшим образом связана с философией, поскольку именно последняя служит мировоззренческой основой любой методологии. Но это не означает, что методологические проблемы полностью совпадают с философскими. Нередко под методологией науки понимают совокупность любых достаточно общих методов исследования. Однако при таком подходе фактически исчезают раз-

личия между универсальными теоретико-познавательными методами частных наук, не говоря уже о том, что никакая простая совокупность методов не составляет ещё методологии. Это скорее объект исследования методологии как наиболее общего учения о методе. Существует и другой, более узкий взгляд на научную методологию, когда она рассматривается как теоретическая основа некоторых специальных, частных приёмов и средств научного познания. Например, иногда говорят о методологии эффективности производства, методологии ценообразования, методологии управления и т.д. В действительности здесь следовало бы скорее говорить о методике познания и действия. Именно потому чрезмерно широкое и чрезмерно узкое понятие методологии науки не могут считаться правильными, так как они не выделяют особый предмет этой науки, а также не анализируют те специфические понятия, средства и способы исследования, которые она использует.

Между тем анализ показывает, что главной целью методологии науки является, прежде всего, изучение тех средств, методов и приёмов научного исследования, с помощью которых субъект научного познания приобретает новые знания о реальной действительности. А поскольку эти методы и средства исследования применяются в процессе научного познания, то следует говорить не о методологии вообще, а о методологии научного исследования, или познания. Такая характеристика более рельефно отграничивает предмет методологии науки от логики науки. И если основной задачей логики науки является анализ структуры готового знания, то методология научного исследования анализирует средства, приёмы и методы познания, которые применяются для получения нового знания. С помощью приёмов и методов субъект познания выполняет определенные действия в интересах достижения заранее поставленных целей. Эти цели могут быть как практическими, так и теоретическими, познавательными. В науке приходится иметь дело главным образом с познава­тельными проблемами, которые, в свою очередь, могут быть разделены на эмпирические и теоретические, оценочные, методические и методологические. Следует подчеркнуть, что каждая проблема в науке требует определённых средств и методов её решения: но это вовсе не означает, что для решения каждой новой проблемы нужно создавать особые методы.

Важно подчеркнуть, что в любой науке можно выделить некоторую совокупность средств, приёмов и методов исследования, оправ-

давших себя на практике. Наряду с этим можно указать и методы исследования, которые являются общими для обширной группы научных дисциплин. Кроме того, существуют универсальные или почти универсальные методы познания. К числу первых относится, прежде всего, диалектический метод познания и действия, разработанный философией, а к почти универсальным методам относят методы формальной логики и математики.

Методология научного исследования анализирует главным образом те методы и средства познания, которые используются учёными как на эмпирической, так и на теоретической стадии научного исследования. Так, изучая конкретные способы осуществления экспериментов, наблюдений и измерений, методология науки выделяет существенные признаки, которые присущи любым экспериментам, измерениям и исследованиям. В каком соотношении между собой находятся методы исследования конкретных, специальных наук с мето­дами, изучаемыми научной методологией? Фактически методология как особая наука возникает в связи с необходимостью обобщения и развития тех методов и средств исследования, которые были открыты в частных науках.

Например, эксперимент как специальный метод исследования впервые эффективно начал использоваться в механике. Однако впоследствии он получил весьма широкое распространение в науке, и встал вопрос о выделении его в качестве самостоятельного эмпирического метода исследования. То же можно сказать и о некоторых теоретических методах. Так, аксиоматический метод построения научного знания долгое время считался почти исключительной привилегией математики. В настоящее время он находит всё большее распространение и в нематематических науках — физике, теоретической биологии, лингвистике, не говоря уже о логике науки, где он служит основным методом построения формализованных языков.

В своём анализе, как видим, методология науки отталкивается, как правило, от конкретных (частных) наук и лишь на этой основе строит свои теоретические обобщения и дает практические рекомендации. В этой связи методологию науки часто рассматривают и как теоретическую дисциплину и как нормативную. Первая из них ставит своей задачей разработку теорий, систематизирующих методы исследования в зависимости от целей научного познания, вторая стремится реализовать означенные цели оптимальным образом с помощью известных операций и методов исследования.

Кроме того, методология научного исследования составляет часть общей методологии познания, но часть наиболее существенную и актуальную как с теоретической, так и практической точки зрения. Она рассматривает наиболее существенные особенности и признаки методов исследования, т. е. раскрывает эти методы по их общности и глубине, а также по уровням научного познания. Такой анализ значительно облегчается благодаря возникновению целого ряда специальных теорий, которые ставят своей задачей изучение тех или иных особенностей общих методов познания, а также тех методов, кото­рые используются во многих других научных дисциплинах. Так, математическая теория эксперимента раскрывает важнейшие количественные методы (способы), с помощью которых планируется эксперимент и обрабатываются его результаты. С её выводами и рекомендациями должен считаться практически каждый современный исследователь или экспериментатор. То же самое следует сказать и о таких общетеоретических методах, как методы системного, структурно-функционального анализа или методы моделирования и др.

Одним словом, методология как наиболее общее учение о методах не сводится к простой совокупности ни частных, ни общих методов исследования. Она изучает, прежде всего, возможности и границы применения этих методов в процессе постижения научной истины. Справедливее всего считать её специальным разделом гносеологии, который исследует формы и методы научного познания [120, с. 14].

Таким образом, если гносеологияставит своей целью изучение общих закономерностей процесса познания, его ступеней и форм, то методология, как правило, сосредоточивает свои усилия на исследовании уровней средств и методов познания. Такое размежевание областей научного исследования отнюдь не исключает взаимосвязи и взаимообусловленности методологии и гносеологии. При анализе методов научного познания нельзя не учитывать общих закономер­ностей самого процесса научного познания, который находится в зоне предметного внимания гносеологии. И наоборот, результаты методологических исследований значительно обогащают, расширяют и конкретизируют общие положения гносеологии.

Необходимо также отметить, что результаты научной и практической деятельности людей зависят не только от того, кто действует (субъект) или, на что направлена познавательная деятельность (объект), но и от того, как — какими способами, приёмами и средствами — осуществляется сам познавательный процесс. В данном случае

речь идет, прежде всего, о проблеме метода научного познания или исследования. В этой связи проблема метода научного познаниявсегда была в центре внимания философской и научной мысли, особенно начиная с Нового времени. Она обсуждалась и продолжает активно обсуждаться в рамках разнообразных, в том числе и полярных, научных подходов. Известный философ и мыслитель Ф. Бэкон, сравнивая метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, полагал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем. Он стремился создать такой метод, который мог бы обеспечить субъекту познания наиболее оптимальный путь к истине.

Таким методом Ф. Бэкон считал индукцию, которая направляет мысль исследователя от частного к общему, от эмпирического анализа, наблюдения и эксперимента к познанию причин и законов реального мира. Другой известный философ Р. Декарт лучшим методом познания считал дедукцию, которая, наоборот, направляет мысль исследователя от общего к частному. Существенный вклад в методологию научного познания внесли представители немецкой классической философии (Г. Гегель) и материалистической философии (К. Маркс, который разработал диалектический метод познания и действия).

Проблемы метода и методологии научного познания занимают важное место и в современной западной философии. Они широко отражаются в таких направлениях и течениях, как философия науки, позитивизм и постпозитивизм, структурализм и постструктурализм, аналитическая философия, герменевтика, феноменология и др.

Важную роль метода в познавательной и практической деятельности людей подчёркивали многие крупные учёные. Так, по мнению российского физиолога И. Павлова, "Метод — самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследователя. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных" [68, с. 21]. А известный отечественный психолог Л. Выготский говорил, что методология подобна "костяку в организме животного", на котором держится весь этот организм.

Исходя из изложенного, сформулируем определения понятий "метод", "методология" и "методика" научного познания или исследования.

Понятие "метод"(от греч. methodos — способ познания) в широком смысле означает "путь к чему-либо" или способ деятельности субъекта в любой ее форме. Другими словами, метод — это способ, путь познания и практического преобразования реальной действительности, система приёмов и принципов, регулирующая практическую и познавательную деятельность людей (субъектов). Из этого оп­ределения следует, что основная функция метода состоит во внутренней организации и регулировании процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов и норм познания и действия. Это определённая система предписаний, принципов, требований, которая должна ориентировать субъекта познания на решение конкретной научно-практической задачи, на достижение опредёленного результата в той или иной сфере человеческой деятельности. Если метод правильный, он дисциплинирует поиск истины, позволяет, экономя силы и время, двигаться к цели кратчайшим путём. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, избегая при этом возможных ошибок.

Понятие "методология" имеет два основных смысловых значения: методология, во-первых, трактуется как система определенных способов и приёмов, применяемых в той или иной сфере деятельности — в науке, политике, искусстве и т. д.; во-вторых — как учение об этой системе или как общая теория метода, теория в действии. Иначе говоря, методология — это философское учение о системе методов научного познания и преобразования реальной действительности, а также учение о применении принципов, категорий, законов диалектики и науки к процессу познания и практики в интересах приобретения новых знаний.

В процессе познания и действия методология разрабатывает как бы стратегию познавательной и практической деятельности и выполняет следующие основные функции: она направляет ход научного исследования по оптимальному пути в интересах приобретения нового истинного знания; регулирует применение методов, средств и приемов в процессе познания и практики; обобщает результаты научного познания в различные формы знания; формирует общие принципы и ме­тоды научного исследования.

История и современное состояние познания и практики показывают, что далеко не всякий метод, не любая система принципов и других средств деятельности обеспечивают успешное решение теоре-

тических и практических проблем. Дело в том, что не только результат исследования, но и ведущий путь к нему должен быть истинным.

В процессе научного исследования необходимо правильно использовать и такое понятие, как "методика научного познания", которая выражает определенную последовательность решения конкретной научной и практической задачи, а также совокупность и порядок применения используемых при этом методов.

Применяя определенные методы и методологию в процессе научного познания, нельзя впадать в крайности, т. е. нельзя, с одной стороны, преувеличивать, а с другой — недооценивать их роль в научном исследовании. Каждый метод окажется неэффективным и даже бесполезным, если им пользоваться не как "руководящей нитью" в научной или иной сфере деятельности, а как готовым шаблоном для перекраивания фактов. Главное предназначение любого метода состоит, прежде всего, в том, чтобы на основе соответствующих принципов (требований, предписаний и т.п.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем.

Следует также отметить, что рассмотрение понятий метода и методологии не могут быть ограничены лишь философскими или внутринаучными рамками, а должны рассматриваться в более широком социально-культурном контексте. Это означает, что на данном этапе социального развития необходимо учитывать связь науки с производством, взаимодействие науки с другими формами общественного сознания, соотношение методологического и ценностного аспектов, особенности субъекта деятельности и другие социальные факторы. При этом применение методов может быть как стихийным, так и сознательным. Но только осознанное применение методов, основанное на понимании их возможностей и границ, делает деятельность субъектов познания при прочих равных условиях более рациональной и плодотворной.

Эффективность или сила того или иного метода обусловлена прежде всего содержательностью, глубиной и фундаментальностью теории, которая как бы "сжимается в метод". В свою очередь, "метод расширяется в систему", т. е. используется для дальнейшего развития науки, углубления теоретического знания как системы, а также его материализации и объективизации в практике. Как известно, развитие науки заключается в нахождении новых явлений природы и в открытии тех законов, которым они подчиняются. Чаще всего это

осуществляется благодаря тому, что находят новые методы исследования [39, с. 314].

В этой связи понятия "теория" и "метод" тождественны и в то же время различны по смыслу. Сходство их состоит в том, что они взаимосвязаны и в единстве представляют собой аналог, отражение реальной действительности. Будучи едиными во взаимодействии, теория и метод жестко не разделены, но в то же время не есть непосредственно одно и то же. Они как бы взаимопереходят, взаимопревращаются друг в друга. Однако утверждение о том, что метод — это теория, обращенная к практике научного исследования, не является точным, ибо метод обращен также и к самой практике как чувственно-предметной, социально-преобразующей деятельности. Строго говоря, метод есть та же теория, приведённая в действие и "направленная своим острием" не только на дальнейшее, более глубокое познание действительности, но и на её изменение в ходе практики.

Итак, нельзя полностью отождествлять научную теорию и методы научного познания и утверждать, что всякая теория одновременно является и методом познания и действия. Метод не тождествен прямо и непосредственно теории, а теория не является непосредственно методом, ибо не она есть метод познания, а вытекающие из неё методологические установки, требования, регулятивы. Основные различия теории и метода состоят в следующем:

- теория — это результат предыдущей когнитивной деятельности научного познания, метод — исходный пункт и предпосылка последующей познавательной деятельности;

- главные функции теории — объяснение и предсказание (с целью
отыскания истины, открытия законов, причины и т. д.), а метода — регуляция и ориентация субъекта познания на приобретение
новых знаний;

- теория — это система идеальных образов, отражающих сущность,
закономерности объекта познания, а метод — система регулятивов, правил, предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и преобразования реальной действительности;

- теория нацелена в основном на решение проблемы и пытается ответить на вопрос, что представляет собой данный объект, в то
время как метод нацелен главным образом на выявление способов и механизмов исследования и преобразования объекта.
Таким образом, теории, законы, категории и другие абстракции ещё не составляют метода. Чтобы выполнять методологическую

Наши рекомендации