Плотин утверждает наличие Бога, Ямвлих вводи инстанцию, выше Плотиновского Бога. «Вообще не возможное начало.»
Деление мира, по Ямвлиху:
1. Совершенно невозможное начало
2. Бог (Агафон - благой).
3. Нус- ум
Космос наитос – логос – мир постигаемый.
Космос наирос – мысль – мир НЕ постигаемый.
4. ПсихИ. Душу отождествляют с демиургом. Демиург, является творением мира, к которому Бог, прикасаться не мог.
ЯМВЛИХ (ок. в 245 – ок. 325) – античный философ-неоплатоник, ученик Порфирия, глава Сирийской школы неоплатонизма в Апамее. По происхождению сириец, родился в Халкиде (греч. «Ямвлих» является калькой с сирийского «он царь»). Особенностью учения Ямвлиха было сочетание платонизма с элементами пифагореизма, мистикой Халдейских оракулов и языческим культом.
Сочинения Ямвлиха: Свод пифагорейских учений в 10 кн. (из них дошли: Жизнь Пифагора, Протрептик, Об общей математической науке, Комментарий к Введению Никомаха, Теологумены арифметики), О египетских мистериях (в 10 кн.), комментарии к сочинениям Платона и Аристотеля (к Федру, Тимею, Пармениду, Алкивиаду I, Федону, Филебу, Софисту; к Категориям, Аналитике I, Об истолковании, О небе – все известны лишь по отрывочным фрагментам), о других сочинениях известно в основном лишь по названиям (среди них наиболее важны О душе и Платонова теология.
Как глава школы и комментатор Ямвлих разработал каноническую для последующих школ неоплатонизма последовательность изучения платоновских диалогов. Т.н. «канон Ямвлиха» включает двенадцать диалогов, составляющих два цикла: Алкивиад I – введение в философию; Горгий, Федон – этика; Кратил, Теэтет – логика; Софист, Политик – физика; Федр, Пир – теология; Филеб – сводка основных проблем платоновской философии; эти 10 диалогов составляли первый цикл; второй, высший цикл состоял из Тимея (физика) и Парменида (теология). После изучения философии Платона предполагалось чтение и толкование Халдейских оракулов, которые со времен Ямвлиха стали неотъемлемой частью философского курса в неоплатонических школах.
Ямвлихом была осуществлена дальнейшая разработка неоплатонической доктрины и внесены изменения в учение о каждой из трех ипостасей. Наиболее существенные новации коснулись сферы единого. В понятии единого, как оно было сформулировано Платоном и Плотином, Ямвлих различает единое полностью невыразимое и просто единое, или «благо», которое, через оппозицию предела и беспредельного, соединено с единым-сущим (соответствует второй гипотезе Парменида). В сфере ума Ямвлих различает триаду: бытие – жизнь – ум, т.е. мыслимое (бытие), мыслящее (ум) и тождество того и другого (жизнь). Т.о., в сфере ума у него оказываются объединены «космос умопостигаемый» и «космос мыслящий», а тем самым функции парадигмы и демиурга (в смысле космогонических терминов Тимея). Душа причастна уму в меру своей разумности и помещена над всеми внутрикосмическими душами как монада. Ямвлих строго отличал души людей, которые вечно связаны с умопостигаемой природой, от душ животных, и не допускал их взаимоперехода, которое теоретически обосновывал Плотин.
Единственным источником биографических данных о Ямвлихе служит сочинение «Жизни философов и софистов» Евнапия. По происхождению сириец, родился в Халкиде. Греческое имя «Ямвлих» является калькой с сирийского «он царь» и восходит к семье жрецов-правителей Эмесы). Ямвлих был учеником Анатолия (ученик Порфирия), позже учился в Риме у самого Порфирия. После возвращения в Сирию основал собственную школу в Апамее. Изучал труды пифагорейцев, Платона, Аристотеля, особое внимания уделяя его сочинениям по логике. Продолжал руководить своей школой до самой смерти[1].
Ученики обращались к Ямвлиху с обращением «Божественный учитель». О нём ходили легенды, что он был способен к левитации на высоту до 10 локтей (5 метров), во время которой тело и одежда его наполнялись златовидным сиянием[2].
ЯМВЛИХ
(Jamblichos)
из X а л к и д ы, в Сирии (ум. ок. 330) – античный философ; ученик Порфирия. Основал т. н. сирийскую школу неоплатонизма, наиболее выдающимся представителем которой являлся он сам; позаимствовал платоновское учение об эманации, ставил восточную теологию выше греч. философии и, хотя он сам боролся против христ. своим восточным образом мышления оказал решающее влияние на христ., теологию. В его учении имеют место многочисленные анализы понятий: разделение первосущности на две, нуса – на ипостаси интеллигибельного и интеллектуального, троичность души и др. триады; поэтому Гегель рассматривал его как первого представителя «диалектического метода».
ПРОКЛ
(род. 410, Константинополь – ум. 485, Афины)
древнегреч. философ, глава неоплатоновской школы, «великий схоласт» античности, при котором неоплатонизм достиг своего последнего расцвета. Прокл дал четкую разработку осн. неоплатоновского понятия эманации (истечение, новое объединение, возврат к единому, к Богу) и уже отличал интеллектуальное (априори) от интеллигибельного (трансцендентного). Он населил промежуточное между Богом и человеком царство ангелами, господами (архонтами) и демонами. Его этика требует углубления в первоединое. Осн. произв. Прокла – «Теологическое учение об элементах» – сыграло значительную роль в эпоху средневековья. Кроме того, он написал многочисленные комментарии к диалогам Платона и к Евклиду, в предисловиях к которым описывается деятельность платоновских Академий.
Прокл (410-485 г.)
Родился в Константинополе, жил в Афинах.
Прокл, считается последним великим философом. Он не отрывал неоплатоническую гносеологию от этики, и желал выразить принцип, по которому нужно действовать, как философу, так и любому человеку. Центральный пункт его этики, надындивидуальное состояние.
Действие шамана: пляски и т.д., называется - камлани.
Три стадии пребывания человека в надындивидуальном состоянии:
1. Достижение и пребывание в нём. (греч. Мони).
2. Выход (продос)
3. Возвращение (эпистрафи)