Фил-я эпохи возрожд-я

Особенности:

1-е иссл-е проблем чел-ка. Антропоцентризм-признание проблем чел-ка центр для Ф. и культуры в целом.

2-е Возрожд-е античных идеалов культуры соед-щих телесность и дух-ть в единое целое сост-е. Явл-ем, при этом многие мыслители красоту тела считали, бо­жественной, т. е. не низшим качеством чел-ка).

3-е Эстетизм – опора на достижения лит-ры, иск, творчеству совр. Деятелей культуры.

4-е Многообразие направлений – гуманистическое, натурфилосовское, религиозная философия протестантизма, соц.-политическое, мистическое.

5-е Имело переходное значение от схоластики к точной науке капи­талистического о-ва и новой Ф. 18 в, поэтому многие понятия точно не определены. В рас­суждениях преобладают публицистика, политические образы, метафоры (художественные образы ворожения мысли).

6-е Элитаризм – обращение только к просвященным слоям общ-ва.

1 напр. Ф. – гуманистическаяФ. Теоретики-Мирандола, Вала, Фичино. Разработчики тем: Петрарка, Данте, Фичино.

Основные идеи: 1-е ценность чел-ка превышает этого мира и даже равнозначна ценно­сти Бога. Т. Мора утверждал, что нет выше ценности, чем человек. 2-е обоснование фун­даментальных чел-х качеств свободы, разумности, универсальности. Мыслители дали первый вар-т модели гармонически разумной личности: физич. Соверш-ва, интеллект-го разв-я и нравств-го богатства. 3-е Признание чел-ка микрокосмосом Бытия, т. е. сущ-ва в к-ром сод-ся в концентрированном виде все веществ сост-я бытия.

2-е напр-ие: НАТУРФИЛОСОФИЯ (Н).- учение о природе на основе достижений естествознания того времени и логических рассуждений фил-ов. Наибольшую роль в фил-ии эпохи возрожд-я сыграли натурфилософские концепции (Кузанский, Бруно, Телезио, Кордано, Парацельс), свидетельств-шие о крушении схоластич--х методов осмысл-я природы. Наиболее важными рез-тами этого естеств-научн напр-я в фил-и были:

1) методы экспериментально–матем-го иссл-я природы; по Галилею, все явл-я можно свести к колич-му отн-ю. К истине приводят два метода: аналитический - разложить явление на элементы и синтетический - осмысление явл-я в целостности. Плюс эксперимент= научная методология. В нее вводится количеств анализ, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный сп-б иссл-я природы.

2) детерминистское истолкование действ-ти, противоположное теологич истолкованию; найдены фундамент-е з-ны механики, что говорит о том, что сущ-ет естеств необх-ть.

3) формулировка научных, свободных от Эл-тов антропоморфизма (наделение субъектов, с кот.человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) з-нов природы (Галилей в механике).

Огромные соц.-эконом. Изм-я нашли свое отражение во многих социолог. концепциях, для кот. было характерно понимание об-ва как суммы изолированных индивидов. Макиавелли - обоснование необх-ти светского гос-ва. Движущая сила - чел-ий эгоизм, что и надо обуздывать гос-вом. В трактате "Государь" дает советы правителям, предостерегает от лести, при этом все средства хороши в политических целях. При этом утверждение незав-ти гос-х форм обществ жизни от церкви, поиски сп-бов выражения народной воли. Кроме того, в силу представления о разумной деят-ти, родились утопии (Мюнцер, Мор, Кампанелло).

В борьбе со средневек теократизмом на первый план культуры возрожд-я выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы.

Опр-щими чертами натурфилософского напр-я в фил-ии были: метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачеств-х, неживых; отсутствие историч взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм- предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире.

Кузанский ввел идею пантеизма в систему Ф. , а именно Бог во всем, а не только пер­сона. Кузанский различал компетенцию веры и компетенцию разума, признавая приоритет разума познания природы.

3-е напр –е: Соц-полит учения. Это первые вар-ты теор-х учений в рамках соц фил-ии.

1 – создано учение о пол-ке Макиавелли: пол-ка – это деят-ть людей по поводу власти, в к-рой любые ср-ва приемливы с точки зрения цели. Поэтому чел-к – пол-к имеет право совершать любые моральные или аморальные законопреступные деяния, но, в конечном счете, несет ответственность перед богом, своей судьбой, социумом, государством и правом. Фортуна пол-ка это миг удачи, к-рый нужно исп-ть, потому что вскоре его не будет, а, реализовав этот миг, чел-к может стать на новые обществ должности, чины и перейти в др.

2- создано учение о праве Гроция: выделил гражд право и божеств как самост нормат с-ы, к-рые насилием и убеждением упр-ют повед-ем чел-ка. Гражд право-это з-ны гос-ва. Они должны следовать естеств природ правам чел-ка: право на труд и его рез-т частная собств-ть, право на свободу мышления, веры и выбора вариантов поведения.

3- создаются соц утопии: вар-ты будущего об-ва, в к-ром господствуют идеалы справедливости, истины, равенства и коллективности. Теоретик: Т. Мор (автор труда ''Утопия'')- отрицал частную собств-ть. Капанела - признавал частную собств-ть и доказывал, что в городе ''солнца'' господствует мудрость и истинная вера.

4-е напр.: ФИЛ-Я ПРОТЕСТАНЦИЗМА (Лютер, Цвингли, Кальвин)- развивала идеи возможности спасения души чел-ка на основе знания Евангиле и личного обращения чел-ка к Богу без посредников. В рамках протестантизма возникает учение о ценности Бога как богоугодного дела. Такая установка стимулировала подъем капитализма в Европе.

Пантеизм – греч. Все и бог. – фил. Учение, максимально сближающее понятия «Бог» и «природа» с тенденцией их отождествлению. П-м существовал в двух формах: натуралистический П. (стоики, Бруно, отчасти Спиноза) одухотворяли природу, наделяя ее божественными свойствами, и как бы растворяя бога в природе (бесконечный разум, мировая душа и т.п.); мистический П. (Экхарт, Николай Кузанский, Беме, Мальбранш), растворяет природу в Боге.

Эпоха возрожд-я имела, прежде всего, мировозренческое зн-е. Фил-фы выдвинули идеи, к-рые тесно связаны с общественными отношениями, наукой и культурой своего века.

Наши рекомендации