Философия Античного мира. Ее периодизация и основные проблемы

Античная философия начинает складываться в 7в. До н.э. она формируется под влиянием восточ. мифологич. и филос. Учений. В ее развитии выделяют 4 периода:

Досократовский (7-6в. до н. э.)

Классический (5-4в. до н.э.)

Эллинистический(3-2в. до н.э.)

Римский(1в.до н.э.-529г. н.э.)

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА. Основ. Фалес, г. Милет нах. На территории Малой Азии. Поиски первоначала мира. Фалес считал первоначалом воду. Земля по его мнению имеет форму диска и плавает бесконечно в воде. Он первым доказал, что диаметр делит круг пополам. Его ученик Анаксимандр считал, что в основе лежит безлиное начало – апейрон. Еще один ученик Фалеса Анаксимен считал, что нач. воздух.

Представители милетской школы -- натурфилософы. Они пытались материалистически объяснить мир.

Гераклит Эфеский за глубокомыслие и загадочность изложения получил прозвище «темный». Основой всего сущего он считал огонь. Все нач. и зак. огнем. Ядром уч. Является принцип пантарей (все течет все изменяется нельзя дважды войти в одну и ту же реку). Он сформулировал учение о логосе:

1.божество управляет миром;

2.верховный разум;

3.всебщий закон, согласно которому совершается взаимоизменение и взаимопревращение вещей;

4.слово, вещь, повествование.

Левкипп, Демокрит.

Л. Выдвинул основные принципы атомистической философии: «единственное, что существует это атомы и пустота». Д. превращает взгляды Л. Во всеобъемлющее учение, кот. оказало влияние на развитие физики.

Постепенно центром становятся города-континенты Греция—Афины. Возн. интересы к риторике, философии, софистике.

Среди представителей класс. периода можно назвать имена: Сократ, Платон.

С. считал важнейшим своим призванием – воспитывать людей. Смысл воспитания видел в беседах, дискуссиях и т. д. Задача философии Сократа в исследовании этико-познавательной сферы чел. общества.

Он первым попытался классифицировать формы государственного устройства:

1.монархия;

2.тирания;

3.аристократия;

4.плутократия;

5.демократия.

Для Платона идеи первичны они управляют миром и тождественны бытию, которому противостоит небытие. Платон также классифицировалформы гос.-ного устройства:

1.идеальное государство;

2.аристократическая республика;

3.аристократ. монархия;

П. осуждает:

1.тимократию(власть основанную на военной силе);

2.олигархия;

3.демократия(власть толпы);

4.тирания.

Аристотель. Его деятельность является вершиной античной философии. А. был самым энциклопедически образованным человеком того времени. Особое внимание А. уделял вопросу онтологии. Аристотель выделял два типа государства:

1.экономика (правильный тип хозяйственной деятельности)

2.хремастика (приобретение хозяйственных благ, кот. противоречат природе и ведут к жажде обогащения).

Эллинизм(3-4в. до н.э.).

В этот период меняются мировоззренческие ориентации философии и ее интерес сосредоточен на жизни отдельно взятого человека. Особенно отличились учения эпикурейцев (всегда первичен человек, его чувства, эмоции, настроение) и стоиков (характерен героический пессимизм, мировозз. римского общества в период его разложения; считали превыше всего свободу от власти внеш. мира над человеком ).

Материалистическая традиция.

Представитель: Тит Лукреций Кар. он признает существование атомов и пустоты. Л.К.стоит на позиции причинной обусловленности явлений и выступает против фатальной необходимости или идеи рока. Он отрицает всякое вмешательство сверхъестественных сил.

Годом завершения античной философии стал 529г. н. э., когда имп. Юстиниан закрыл в Афинах академию Платона.

Вывод: эта философия содержит в себе 2 направления: материализм и идеализм, но при этом она поставила ряд проблем, которые охватывают весь спектр философских проблем (онтологии, гносеологии, антропологии, логики, эстетики, социологии).

6 Истоки и идейные основы средневековой философии. Проблема веры и разума. Реализм и номинализм.

Период средневековья занимает длительный отрезок времени (4-14вв. н. э.). средневековую философию можно разделить на 2 этапа: патристики(2-6вв. н. э.) и схоластики («схола» -школа) 11-14вв. н.э.

Представитель Аврелий Августин, его главные философские труды посвящены проблемам бытия и времени, истории и исторического прогресса, а также личности человека. Решая проблемы Бога, Августин исходил из представлений Ветхого завета, согласно которому Бог в течении нескольких дней творит весь мир. Сам Бог рассматривается как сверхъестественная личность. человеческая душа согласно Августину: «она не имеет ничего общего с материей поскольку она сотворена Богом и бессмертна». Любая человеческая мысль – это результат озарения Богом души. Бог находится вне времени и пребывает в вечности. Что касается общества, то Авг. выделяет 2 противоположных вида человеческой общности: «град земной»(государственность основанная на любви к себе и доведенная до презрения к Богу) и «град божий» (дух. Общность осн. На любви к Богу и доведенная до презрения к себе).

С 11в. нач. этап рационализации западного богословия и в этот период образуется схоластика. Схоласты использовали античную философию в лице Аристотеля и Платона, т. к. их идеи были созвучны с идеями схоластов. Постепенно философия из светской науки превращается в теологическую; философия является служанкой теологии (богословия).

В сочинениях Фомы Аквинского представлена своеобразная энциклопедия средневековой идеологии и своей основной целью он ставил разработку догматов христианских вероучений в формах здравого смысла.

Обоснование Бога в мире исходит из следующих позиций:

1.все в мире причиннообусловлено, значит, существует первопричина;

2.наличие различных форм движения;

3.все вещи конечны, а значит есть начало и конец;

4.в мире множество несовершенных явлений и процессов, поэтому должно быть соверш. Бытие;

5.всё в мире целесообразно, а значит всеобщая цель – это некий зодчий, который управляет этим миром и направляет его.

Ф. Аквинский разграничивал области философии и теологи. Предметом философии явл. истины разума, пр. теологии явл. Истины веры.

Реализм, представителем которого был Ф. Аквинский исходил из того, что общее существовало до вещей эмпирического опыта. важнейшее проявление общего в предметах составляет сущность, которой обладает все существующее начиная с Бога и кончая личным бытием и любым существованием.

Сущность(по Фоме) – это то, что выражено определении(дефиниции).

Дефин. включает в себя общие (родовые), но не индивидуальные основания. Исходя из того, что сущностью обладает любое единичное бытие, Фома хотел подчеркнуть его причастность к Богу. Это должно было показать зависимость чувственного мира от мира божественного. В Боге понятия сущность и существование сливаются, и существование Бога представлено прямым результатом его сущности.

Номинализм (nomina-имя, название). Номинализм в противоположность реализму утверждает, что реально существуют вещи с их качествами и свойствами, а общее понятие и различные понятия, возникшие позже связаны с деятельностью нашего сознания и мышления.

Номинализм представлял собой зародыш материалистического направления в схоластике. номиналисты для своего времени довольно правильно ставили вопросы чувственного и эмоционального. Не отрицали существование Бога. Таким образом, средневековая философия, несмотря на ее схоластический характер, внесла большой вклад в развитие логики, соотнесла рациональное и эмпирическое.

Наши рекомендации