Философия Античного мира. Ее периодизация и основные проблемы
Античная философия начинает складываться в 7в. До н.э. она формируется под влиянием восточ. мифологич. и филос. Учений. В ее развитии выделяют 4 периода:
Досократовский (7-6в. до н. э.)
Классический (5-4в. до н.э.)
Эллинистический(3-2в. до н.э.)
Римский(1в.до н.э.-529г. н.э.)
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА. Основ. Фалес, г. Милет нах. На территории Малой Азии. Поиски первоначала мира. Фалес считал первоначалом воду. Земля по его мнению имеет форму диска и плавает бесконечно в воде. Он первым доказал, что диаметр делит круг пополам. Его ученик Анаксимандр считал, что в основе лежит безлиное начало – апейрон. Еще один ученик Фалеса Анаксимен считал, что нач. воздух.
Представители милетской школы -- натурфилософы. Они пытались материалистически объяснить мир.
Гераклит Эфеский за глубокомыслие и загадочность изложения получил прозвище «темный». Основой всего сущего он считал огонь. Все нач. и зак. огнем. Ядром уч. Является принцип пантарей (все течет все изменяется нельзя дважды войти в одну и ту же реку). Он сформулировал учение о логосе:
1.божество управляет миром;
2.верховный разум;
3.всебщий закон, согласно которому совершается взаимоизменение и взаимопревращение вещей;
4.слово, вещь, повествование.
Левкипп, Демокрит.
Л. Выдвинул основные принципы атомистической философии: «единственное, что существует это атомы и пустота». Д. превращает взгляды Л. Во всеобъемлющее учение, кот. оказало влияние на развитие физики.
Постепенно центром становятся города-континенты Греция—Афины. Возн. интересы к риторике, философии, софистике.
Среди представителей класс. периода можно назвать имена: Сократ, Платон.
С. считал важнейшим своим призванием – воспитывать людей. Смысл воспитания видел в беседах, дискуссиях и т. д. Задача философии Сократа в исследовании этико-познавательной сферы чел. общества.
Он первым попытался классифицировать формы государственного устройства:
1.монархия;
2.тирания;
3.аристократия;
4.плутократия;
5.демократия.
Для Платона идеи первичны они управляют миром и тождественны бытию, которому противостоит небытие. Платон также классифицировалформы гос.-ного устройства:
1.идеальное государство;
2.аристократическая республика;
3.аристократ. монархия;
П. осуждает:
1.тимократию(власть основанную на военной силе);
2.олигархия;
3.демократия(власть толпы);
4.тирания.
Аристотель. Его деятельность является вершиной античной философии. А. был самым энциклопедически образованным человеком того времени. Особое внимание А. уделял вопросу онтологии. Аристотель выделял два типа государства:
1.экономика (правильный тип хозяйственной деятельности)
2.хремастика (приобретение хозяйственных благ, кот. противоречат природе и ведут к жажде обогащения).
Эллинизм(3-4в. до н.э.).
В этот период меняются мировоззренческие ориентации философии и ее интерес сосредоточен на жизни отдельно взятого человека. Особенно отличились учения эпикурейцев (всегда первичен человек, его чувства, эмоции, настроение) и стоиков (характерен героический пессимизм, мировозз. римского общества в период его разложения; считали превыше всего свободу от власти внеш. мира над человеком ).
Материалистическая традиция.
Представитель: Тит Лукреций Кар. он признает существование атомов и пустоты. Л.К.стоит на позиции причинной обусловленности явлений и выступает против фатальной необходимости или идеи рока. Он отрицает всякое вмешательство сверхъестественных сил.
Годом завершения античной философии стал 529г. н. э., когда имп. Юстиниан закрыл в Афинах академию Платона.
Вывод: эта философия содержит в себе 2 направления: материализм и идеализм, но при этом она поставила ряд проблем, которые охватывают весь спектр философских проблем (онтологии, гносеологии, антропологии, логики, эстетики, социологии).
6 Истоки и идейные основы средневековой философии. Проблема веры и разума. Реализм и номинализм.
Период средневековья занимает длительный отрезок времени (4-14вв. н. э.). средневековую философию можно разделить на 2 этапа: патристики(2-6вв. н. э.) и схоластики («схола» -школа) 11-14вв. н.э.
Представитель Аврелий Августин, его главные философские труды посвящены проблемам бытия и времени, истории и исторического прогресса, а также личности человека. Решая проблемы Бога, Августин исходил из представлений Ветхого завета, согласно которому Бог в течении нескольких дней творит весь мир. Сам Бог рассматривается как сверхъестественная личность. человеческая душа согласно Августину: «она не имеет ничего общего с материей поскольку она сотворена Богом и бессмертна». Любая человеческая мысль – это результат озарения Богом души. Бог находится вне времени и пребывает в вечности. Что касается общества, то Авг. выделяет 2 противоположных вида человеческой общности: «град земной»(государственность основанная на любви к себе и доведенная до презрения к Богу) и «град божий» (дух. Общность осн. На любви к Богу и доведенная до презрения к себе).
С 11в. нач. этап рационализации западного богословия и в этот период образуется схоластика. Схоласты использовали античную философию в лице Аристотеля и Платона, т. к. их идеи были созвучны с идеями схоластов. Постепенно философия из светской науки превращается в теологическую; философия является служанкой теологии (богословия).
В сочинениях Фомы Аквинского представлена своеобразная энциклопедия средневековой идеологии и своей основной целью он ставил разработку догматов христианских вероучений в формах здравого смысла.
Обоснование Бога в мире исходит из следующих позиций:
1.все в мире причиннообусловлено, значит, существует первопричина;
2.наличие различных форм движения;
3.все вещи конечны, а значит есть начало и конец;
4.в мире множество несовершенных явлений и процессов, поэтому должно быть соверш. Бытие;
5.всё в мире целесообразно, а значит всеобщая цель – это некий зодчий, который управляет этим миром и направляет его.
Ф. Аквинский разграничивал области философии и теологи. Предметом философии явл. истины разума, пр. теологии явл. Истины веры.
Реализм, представителем которого был Ф. Аквинский исходил из того, что общее существовало до вещей эмпирического опыта. важнейшее проявление общего в предметах составляет сущность, которой обладает все существующее начиная с Бога и кончая личным бытием и любым существованием.
Сущность(по Фоме) – это то, что выражено определении(дефиниции).
Дефин. включает в себя общие (родовые), но не индивидуальные основания. Исходя из того, что сущностью обладает любое единичное бытие, Фома хотел подчеркнуть его причастность к Богу. Это должно было показать зависимость чувственного мира от мира божественного. В Боге понятия сущность и существование сливаются, и существование Бога представлено прямым результатом его сущности.
Номинализм (nomina-имя, название). Номинализм в противоположность реализму утверждает, что реально существуют вещи с их качествами и свойствами, а общее понятие и различные понятия, возникшие позже связаны с деятельностью нашего сознания и мышления.
Номинализм представлял собой зародыш материалистического направления в схоластике. номиналисты для своего времени довольно правильно ставили вопросы чувственного и эмоционального. Не отрицали существование Бога. Таким образом, средневековая философия, несмотря на ее схоластический характер, внесла большой вклад в развитие логики, соотнесла рациональное и эмпирическое.