Тема 1.1.Философия античного мира и Средних веков

Античная философия. Особенности античной философии. Стихийный материализм. Гераклит – родоначальник диалектики. Атомистический материализм Демокрита. Платон – создатель классической системы идеализма. Аристотель – отец логики.

Философия Средних веков. Особенности средневековой философии. Философия и религия, патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). Спор номиналистов и реалистов в Средние века.

Тема 1.2.Философия Нового и новейшего времени.

Особенности философии Нового времени.Спор сенсуалистов ( Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк) и рационалистов (Р.Декарт, Б.Спиноза, В.Г.Лейбниц).Субъектицизм и агностицизм Нового времени.Немецкая классическая философия ( И.Кант, Г.В.Ф.Гегель). Немецкий материализм и диалектика ( л.Фейербах, К.Маркс)

Постклассическая философия второй половины XIX- начала XX века. (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегор, А.Бергсон). Психоанализ З.Фрейда.

Русская философия XIX-XXвв.

Современная философия (неопозитивизм, аналитическая философия, экзистенциализм, герменевтика).

Раздел II.Человек – сознание – познание.

Требования к знаниям: студент должен знать основные проблемы, связанные с изучением человека: его происхождение, его основные отношения, основные характеристики его бытия. Знать, что говорят современные философия и наука о природе и структуре сознания, иметь представление о том, какими методами и приемами человек познает мир.

Требования к умениям: студент должен уметь анализировать современные философские и научные представления о природе человека, вырабатывать самостоятельное отношение к таким категориям человеческого бытия, как любовь, творчество, смерть, вера, счастье и т.д.

Тема 2.1.Проблемы онтологии.

Понятие бытия, формы бытия. Формы бытия человека. Субстанция. Материя как субстанция. Развитие представлений о материи. Атрибуты материи. Социальное время и социальное пространство.

Тема 2.2.Человек как главная философская проблема.

Философия о происхождении и сущности человека. Биосоциальная природа человека.Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и природе. Проблема «я», образ «я», внутреннее и внешнее «я». Фундаментальные характеристики человека: неповторяемость, незаменимость, непредопределенность. Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.

Тема 2.2.Проблема сознания.

Философия о происхождении и сущности сознания. Три стороны сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа) Идеальное и материальное. Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное. Современная цивилизация и психическое здоровье личности.

Тема 2.3. Учение о познании.

Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания. Ступени познания. Что такое знание. Методы и формы научного познания. Проблема истины.

Раздел III.Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)

Требования к знаниям: студент должен знать основные категории научной картины мира, роль науки в современной жизни, соотношение веры и разума, место и роль искусства в познании и воспитании человека.

Требования к умениям: студент должен уметь соотносить место и роль тех наук, которые лежат в основе его специальности, с современной научной картиной мира, понимать место и роль религии и искусства в понимании мира, в изменении человеческой природы.

Тема 3.1.Философия и научная картина мира.

Объективный мир и его картина. Основные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, движение, число, цвет, свет, ритм и их философская интерпретация в различные культурные и исторические эпохи. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.

Наши рекомендации