Позитивизм и неопозитивизм

Понятие «позитивизм» объединяет концепции совре­менной западной философии, относимые к сциентизму. Отказав­шись от метафизики, представители этого направления построили новые отношения философии и науки. Используя достижения бурно развивающего естественнонаучного знания, они сформировали научную картину мира. На ее основе представление об объективном характере законов науки применялось к анализу развития общества.

Особое внимание в позитивистских концепциях уделялось раз­работке методологии научного познания и формированию особого языка науки. Математические и лингвистические методы философ­ского анализа легли в основание лингвистического поворота в совре­менной философии.

В своем развитии это направление прошло несколько этапов. Принято выделять: первый позитивизм второй половины XIX в. (О. Конт, Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер), второй позитивизм конца XIX — начала XX в. (Э. Мах, Р. Авенариус), а также неопозитивизм как общее обозначение теоретических концепций первой половины XX в.

Усиливающаяся специализация естественнонаучного знания уже в первой половине XX в. сделала непродуктивными попытки философов вмешиваться в чисто научную проблематику. Их внимание сосредоточилось на логико-математических и лингвистических аспектах познания. Так сформировалось особое философское направление, получившее название «неопозитивизм», которое выделяет три к структурных элемента методологии познания:

1) эпистемология — методология эмпирического познания, «определяющая условия его истинности и практической значимости;

2) логика — методологические и лингвистические процедуры, лежащие в основании теоретического познания;

3) моральная философия — методология постановки целей практической деятельности на основе ценностей научного познания.

ПРАГМАТИЗМ

На рубеже XIX и XX вв. возникает сугубо американская форма неопозитивизма, которая получила название «прагматизм». Он явился методологической базой прорыва науки Нового света и ее доминирования в современном обществе. Основателем прагматизма считается Чарльз Пирс (1839-1914), который сформулировал прагматическую максиму. В ней утверждается, что критерием познания должна выступать не истинность, а полезность — успешность практических действий на основе полученных знаний. Разработанный Уильямом Джеймсом (1842—1910) прагматический метод включает не только научные, но и религиозные установки, которые способствуют достижению успеха.

Стремление достичь успеха любой ценой теоретически было обосновано в концепции инструментализма Джона Дьюи (1859— 1952). Он утверждал, что для решения практических задач необходимо использовать любые методики в качестве инструментов исследования. Успешность их применения зависит не от характера инструментов, а от уровня профессионализма исследователя.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

Феноменология— одно из основных направлений в западной философии, возникшее в начале XX в. Ее основоположником стал немецкий философ Э. Гуссерль. Он поставил задачи: построить философию «как строгую науку», имеющую абсолютное основание; преодолеть крайности идеализма и материализма и найти «третий путь» в философии; разработать новый метод познания; выявить «чистое сознание» и раскрыть механизм его функционирования; создать фундамент для всей системы знания; показать несостоятельность психологизма, натурализма, историзма, релятивизма и других концепций. Однако в процессе становления феноменология не смогла найти решение многих поставленных задач.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia - существование), или философия существования, - философское направление XX в., идеи которого получили широкое распространение во многих европейских странах, а также в США. Его основоположниками на Западе считаются немецкие философы Карл Ясперс (1883-1969) и Мартин Хайдеггер (1889-1976), французские философы Жан Поль Сартр (1905-1980), Габриель Марсель (1889-1973), а также Морис Мерло-Понти (1908-1961) и Альбер Камю (1913-1960).

Общие характеристики экзистенциализма. Экзистенциализм стал одним из последних философских течение эпохи модерна и одним из первых течений неклассической философии в ее антисциентистской, антинаучной и антирационалистическа форме. Экзистенциализм концентрирует все свое внимание на человеке, ею индивидуальном бытии-существовании. При этом в его подходах и методах нет ничего объективного, научного и логического. Главными методами выступают описание и интуиция, но не интеллектуальная, а чувственная. Хотя мышление остается, оно должно быть экзистенциальным, т.е. личностным и субъективным, покоящимся на чувствах и переживаниях. Большое значение придается стилю изложения, который предстает близким к литературному. В целом экзистенциализм как философия означает отход в сторону искусства.

Между философией жизни и философией существования имеется много общего. Обе они противопоставляют себя классическому рационализму, у них во многом общий объект - жизнь, сходное роли интуиции, особый интерес к искусству и творческой неприятие массового общества и «стадности» (Ницше). Однако у философии жизни слишком много биологизма и психологизма, что не устраивает представителей экзистенциализма.

ГЕРМНЕВТИКА

Герменевтика существует в трех основных формах: 1) как искусство понимания, кованая и перевода текстов; 2) как метод гуманитарных на течение современной философии.

Истоки герменевтики восходят к античности, связаны с греческим богом Гермесом, который был посредником между и людьми, сообщал и разъяснял им послания богов. В Античности герменевтика представляла собой аллегорическое и риторическое истолкование и интерпретацию текста. В Средние века герменевтика становится теологической, разрабатывается в рамках экзегетики и занимается главным образом истолкованием библейских священных текстов. В Новое время наряду с теологической герменевтикой развиваются юридическая и филологическая герменевтики. В 19 в. герменевтика становится классической. Значительный вклад в становление и развитие герменевтики внес немецкий теолог и Ф. Шлейермахер. Он одним из первых начал разработку философской герменевтики как общей теории понимания, которая могла бы составить основу для частных герменевтик.

Особого внимания заслуживает концепция В. Дильтея, который первым предложил строгое деление всех наук на естестве («науки о природе») и гуманитарные («науки о духе»), деля это по их методу: первые опираются на метод объяснения, вторые — на метод понимания. Он продолжил разработку философской герменевтики, первым стал рассматривать герменевтику в качестве методологической основы всякого гуманитарного и социального знания, дополняя ее другими методами — интуицией, биографией и автобиографией.

СТРУКТУРАЛИЗМ

Структурализм первоначально сложился в языкознании и литературоведении в 30-е годы 20 века. В отличие от прежних представлений о языке, когда он рассматривался в единстве и даже зависимости от мышления и внешнего мира, а его внутренняя организация во многом игнорировалась, эта концепция ограничивается изучением именно внутреннего, формального строения языка, отделяя его от внешнего мира и подчиняя ему мышление.

Наши рекомендации