Философия Древнего мира (философия античного мира (натурфилософы, Сократ, Платон, Аристотель, эллинистическая философия), философия Древней Индии, философия Древнего Китая.

Философия Нового времени XVII в. (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Д. Локк и др.)

В филoсoфии Нoвoгo времени слo­жились две кoнфликтующие пoзиции: эмпиризм (сенсуализм) и рациoнализм.

Сен­суалисты в качестве единственнoгo истoчника пoзнания при­знают oпыт, а ведущей пoзнавательнoй спoсoбнoстью считают сенситивную. Душа челoвека — чистая дoска, tabula rasa, на кoтoрoй прирoда пишет свoи письмена. На этoм oснoвании представители эмпиризма называют индукцию универсаль­ным научным метoдoм. При этoм, кoнечнo, oсoзнаются прoб­лемы, связанные с верoятнoстнoй прирoдoй индуктивнoгo зна­ния, ищутся спoсoбы пoвышения егo дoстoвернoсти.

Рациoналисты утверждают, чтo всеoбщее и неoбхoдимoе знание невoзмoжнo пoлучить из oпыта, дoстoвернoе знание вывoдимo тoлькo из разума, кoтoрый является главнoй пoзна­вательнoй спoсoбнoстью челoвека. В разуме изначальнo залo­жены всеoбщие и неoбхoдимые истины, из кoтoрых пo oпреде­ленным лoгическим правилам вывoдится все сoдержание знания. Мышление действует напoдoбие духoвнoгo автoмата, кoтoрый прoизвoдит истину пo заранее устанoвленным прави­лам. На этoм oснoвании универсальным филoсoфским метo­дoм рациoналисты считали дедукцию. Если сенсуалисты стoл­кнулись с прoблемoй дoстoвернoсти индуктивнoгo знания, тo рациoналисты не мoгли удoвлетвoрительнo oтветить на вoп­рoс, oткуда вoзникают пoзнавательные oшибки, если истины заранее сoдержатся в уме и вывoдятся из негo дедуктивным спoсoбoм.

Несмoтря на дискуссию пo вoпрoсам oб истoчнике знания и универсальнoм метoде, рациoнализм и эмпиризм Нoвoгo времени не разделены непреoдoлимoй стенoй. Рациoналисты не oтрицают вoзмoжнoсти сенситивнoгo пoзнания, не игнo­рируют oпыт, нo лишь утверждают, чтo дoстoвернoе знание невoзмoжнo вывести из oпыта. Представители эмпиризма не oтрицают рoли интеллекта в пoзнании, с пoмoщью кoтoрoгo единичные данные oрганoв чувств путем индукции oрганизу­ются в oбщие знания, выступая, oднакo, прoтив идеи врoжден­ных истин, из кoтoрых вывoдится все сoдержание знания.

Представителями эмпиризма и рациoнализма Нoвoгo време­ни являются Фрэнсис Бэкoн, Джoн Лoкк и Тoмас Гoббс, Рене Декарт, Бенедикт Спинoза и Гoтфрид Вильгельм Лейб­ниц.

Эмпиризм Ф.Бэкона

Рoдoначальникoм материалистическoгo эмпиризма был английский филoсoф Ф. Бэкoн. Эмпиризм признаёт истoчникoм знания чувственный oпыт. Элементарным результатoм эмпирическoгo пoзнания является эмпирический факт, истoчникoм кoтoрoгo мoгут быть и наблюдение, и результаты эксперимента.

Важным аспектoм теoрии пoзнания Бэкoна былo рассмoтрение самoй прирoды челoвеческoгo сoзнания в тoй части, кoтoрая пoдвержена заблуждениям, субъективизму, затрудняющим пoзнание. Раскрытие их прирoды спoсoбствoвалo бы oсвoбoждению oт них или бы делалo прoцесс пoзнания бoлее oбъективным. Эти oсoбеннoсти сoзнания Бэкoн назвал идoлами, выделив четыре их типа, связанные с индивидуальнo - психoлoгическими oсoбеннoстями челoвека, верoй в автoритеты, кoтoрая пoдменяет самoстoятельнoе исследoвание, oсoбеннoстями упoтребления слoв в языке, с перенесением на прoцесс пoзнания и представлений o прирoде представлений o сoбственнoй прирoде ( oтсюда телеoлoгические заблуждения).

Шарль Луи Монтескье

О законах.

У людей есть законы, устанавливающие взаимоотношения между управляемыми и правителями, это называется политическое право. Так же есть законы, которые обуславливают отношения людей между собой, это гражданское право.

Человек управляется вечными природными законами. Но люди руководствуясь собственным побуждениями часто нарушает и эти естественные природные законы, и непостоянные людские законы.

В философии Монтескье кратко написано, что необходимость в общих законах, для людей, живущих в обществе, обуславливает необходимость формирования государства.

Каждое современное государство должно иметь три власти:

первая – законодательная власть;

вторая – исполнительная власть;

третья – судебная власть.

Возглавлять исполнительную власть должен Король (Президент).

О войне.

Когда люди объединяются в обществе, они лишаются осознания своей слабости. Равенство, существовавшее до этих пор исчезает, и развязывается война.

Любое общество начинает осознавать свою силу, и в результате возникает война между народами.

Отдельные личности начинают чувствовать свою силу, и как результат война между некоторыми личностями.

Война преследует своей целью — победу, победа в свою очередь – завоевание, а завоевание – сохранение. Из данного принципа и должны происходить законы, которые образовывают международное право

О трех образах правления.

Главная цель раздела властей по философии Монтескье – это стремление избежать злоупотребления властью.

По теории Монтескье основным условием для обеспечения политической независимости в ее связях с государственным устройством является деление и взаимное сдерживание власти.

Существует три типа правления: деспотический, монархический и республиканский.

Правление, где главная власть находится в руках всего народа (демократия), и или у его части (аристократия), называется – республиканским правлением.

Если же правит один человек, но при помощи обязательных законов установленных сообща с дворянством (оно не дает превратить монархию в деспотию) – это монархическое правление.

Если же вся власть находится в руках одного человека, и не соблюдаются ни правила ни законы, то это, несомненно, деспотическое правление.

Основные позиции правления:

в республике – добродетель и достоинство,

при монархии – честь и уважение,

при деспотии – страх и тирания.

Главный закон демократии — это закон, по которому вся законодательная власть принадлежит народу.

При монархическом правлении главные законы определяют наличие посредников, которые помогают контролировать власть. Главный посредник это дворянство, без них монарх может стать деспотом.

Монтескье считал, что свободу можно обеспечить только лишь при помощи закона: «Свобода – это и есть право делать все, что разрешается законом».

Монтескье писал, что отдельные личности – это основа общества и закона.

Философия Древнего мира (философия античного мира (натурфилософы, Сократ, Платон, Аристотель, эллинистическая философия), философия Древней Индии, философия Древнего Китая.

В Древней Греции и в Древнем Римесформировалась античная

философия, весьма богатая и глубокая по своему содержанию. В Античной

философии выделяют три основных периода:

Классическая философия - 6 – 4 вв. до н. э

Ранний эллинизм – 4 в. до н. э

Поздний эллинизм – 1 – 5 вв. до н. э

Она родилась в условиях полисной (городской) демократии и являла

собой мышления немногочисленного слоя свободных граждан того времени.

Мудрец и учёный Фалес считается самым первым философом Древней Греции.

В античной философии господствовал космоцентризм,как конкретно-

исторический тип философского мировоззрения. В его основе лежало

представление о том, что окружающий человека мир есть огромный и

таинственный Космос (природа), который, как подчеркивал Гераклит, не

создан ни кем из богов и не кем из людей. В космоцентризме присутствовали

три важнейшие идеи: происхождения мира, его непрерывного изменения

(движения) и борьбы противоположных начал в нем. Что касается человека, то он рассматривался как "микрокосмос", "малая Вселенная" с богатым духовным содержанием.

Основной темой античной философии была тема первоначала (основы) мира.

Фалес в качестве таковой рассматривал воду, Гераклит – огонь. (Гераклиту принадлежат такие высказывания как: "В одну реку нельзя

войти дважды", "Все течет, все изменяется."), Демокрит – мельчайшие и неделимые частицы (атомы). Платон полагал, что основой мира являются бестелесные идеи, которые порождают из себя вещи. Платон явился основоположником "объективного идеализма."

Самой крупной и яркой фигурой в античной философии предстаёт Аристотель. Он считал, что основой мира является некая активная "форма" как перводвигатель всего сущего. Все отдельные вещи возникают из пассивной "материи " под воздействием формы, как активной причины. Несмотря на то, что Аристотель был учеником Платона он твёрдо отстаивал свои взгляды и говорил: "Платон мне друг, но истина дороже"

В античной философии была выдвинута также идея логоса – некоего

объективного и неуничтожимого закона мироздания, всеобщей закономерности.

Начиная с Сократа, эллинская философия стала постепенно обращаться

непосредственно к изучению темы человека, смысла его жизни, свободы и

счастья. Сократ первым употребил понятие "диалектика". Человек

рассматривался как "микрокосмос ", существо общественное (полисное) и

нравственное. Подчеркивалось, что для того, чтобы верно ориентироваться в

окружающем мире и жить в соответствии с его законами, человек должен

познавать этот мир и самого себя. Быть счастливым означает познать самого

себя и придерживаться умеренного образа жизни, творить добро и не нарушать гармоничных отношений с окружающей природой.

Обозначая и исследуя проблему человека, античная философия тем самым утверждала себя в качестве мировоззрения освобождающейся личности и осознающей себя в этом мире как нечто самостоятельное, отдельное.

В античной философии имелись многочисленные школы, учения и идеи. Наиболее известными и влиятельными были школы элеатов, софистов, скептиков, стоиков, киников.

В это историческое время отчетливо выделились два крупных направления философской мысли – материализм ("линия Демокрита ") объяснял мир причинами естественного ("земного") характера, которые находятся в самом этом мире – например, движением атомов и идеализм ("линия Платона ") стремился объяснить мир причинами иного свойства – Бог, мировой дух и космос.

Это были альтернативные способы решения основного вопроса философии «Что является основой мира?», осмысления окружающего мира и человека в нем с противоположных мировоззренческих позиций.

В Древнем Римеодним из самых известных философов был материалист Лукреций Кар, продолжавший атомистическое учение Демокрита и Эпикура.

Сенека активно развивал идею судьбы ("рок"), как некое верховной силы, которая изначально делает человека существом не свободным, обреченным на повиновение и рабство.

Эпиктет утверждал, что человек не в состоянии познать окружающий мир и ему остается лишь сосредоточиться на самом себе, на состояниях своей души.

В философии эпохи кризиса античного мира возобладало пессимистическое мировоззрение, что подготовило идейные и психологические предпосылки для возникновения раннего христианства, как "религии спасения". В целом же в этой стране уже наблюдался упадок и закат античной философской мысли.

Для философии Древней Индиибыла характерна ориентация на

этическую проблематику, а также слабо выраженный личностный компонент

(позиция мыслителя). На становление этой философии большое влияние

оказали Ведысвященное писание брахманизма, а затем индуизма, изложенное в стихотворной форме.

В Ведах ставился вопрос о происхождении мира, о космическом порядке, о естественных природных процессах. Была выдвинута идея первоосновы мира, мысль о наличии у человека души, о вечности мира и смертности индивида. Самая важная из них – "Ригведа".

Завершением "Вед" считаются "Упанишады". Большинство из них составлено в 7-6 веке до нашей эры. Главное внимание в философских идеях "Упанишад" обращается на вопрос про субстанцию бытия. Определяется абсолютная и единая истина первоосновы всего существующего – мировая душа (брахман), которая перевоплощается в разные существа по законам кармы (отплаты).

Рядом с этим в "Упанишадах"отобразились материалистические взгляды, согласно которым за первооснову бытия считали материальные элементы (воду, огонь, землю, воздух)

В древнеиндийской философии существовали ортодоксальныешколы

миманса, веданта, санкхья и йога (опирались на авторитет "Вед"), и

неортодоксальные– буддизм, джайнизм и чарвака-локаята.

Цель учения джайнизма – освободиться от страдания. В отличие от

брахманизма джайнизм утверждает, что законы кармы нельзя преодолеть

жертвой богам, но можно победить. Для освобождения от сансары ещё при

жизни необходимы правильное поведение, правильное познание, правильная

вера. Источником мудрости в джайнизме считается не Бог, а особенные святые, которые достигли силы, счастья на почве совершенного знания и припомощи поведения, которое вытекает из этих знаний.

Джайнизм опирается на особенное учение о бытие, согласно которому

существует огромное количество вещей, которые наделены реальностью, и

владеют, с одной стороны, постоянными, а с другой – случайными

качествами.

Среди неживых субстанций особенное значение имеет материя разъединенная на свои неделимые элементы (атомы) или как собранная в виде объединения атомов. Кроме материи к неживым субстанциям относят пространство, время, а также условия движения и спокойствия

Основным признаком души джайнизм считает сознание.Условие

истинного сознания – не только в вере, а и в правильном поведении,

направлении наших действий.

" Освобождение " как цель учения джайнизма должна привести к

полному отделению души от тела. Достигается это путем аскетизма- поведением и образом жизни, характеризующимся предельной воздержанностью в удовлетворении потребностей; отказ от земных благ в целях достижения нравственного или религиозного идеала.

Миманса и веданта проповедовали идею Бога, под которым они

понимали некую духовную основу мира. Напротив, школы вайшешиков и

чарвака-локаяти придерживались объяснения мира естественными причинами, полагая, что существующий мир представляет собой различные комбинации вещей.

В Индии того времени важнейшим религиозно-философским учением

стал буддизм (Будда – реальное лицо, странствующий монах).

Основная идея буддизма гласила, что вся жизнь человека есть страдание, а причиной этого являются желания человека как вспышки его страстей, привязанности к вещам.

Преодоление страданий возможно лишь через достижение состояния нирваны ("бесстрастие ", "угасание ") путём сознательного ухода человека от

повседневных проблем и сосредоточения на самом себе. Этим самым буддизмпроповедовал идею физического и духовного совершенствования человека.

Достигнуть состояния нирваны смогут лишь те люди, которые ведут

аскетический (предельно скромный) образ жизни и не стремятся к

наслаждениям. Аскеза есть добровольный уход от мирской суеты, выход из

круговорота страданий в жизни.

В Древнем Китаеосновным философским течением было

конфуцианство, основателем которого был Конфуций. Ему принадлежит

составления ряда древних книг ("Книга песен", летопись "Вода и огонь"), в

которых собрана литературное наследство прошлого. Он высказывал ряд

глубоких мыслей по поводу воспитания.

Наряду с ним существовали и такие течения, как даосизм, легизм и монизм.

В древнекитайской философии утверждалось, что Небо есть некая высшая сила, неподвластная человеку и наблюдающая за порядком вещей в мире, а Поднебесная – это мир, где непосредственно обитает человек. Дао есть путь, безличный мировой закон, которому люди должны подчиняться и следовать в своей жизни. Сыном Неба является император, а общество представляет собой некую единую семью, в которой все дети подчинены императору, как своему отцу. Мудрецом станет лишь тот, кто повинуется небу и во всем следует Дао.

Наши рекомендации