Огонь и Логос Гераклита
Какое понятие стоит в науке о природе на втором месте после понятия материи? Это, конечно, понятиедвижения. Физика – наука о движении тел в пространстве. Гераклит Эфесский (ок. 520-460 до н.э.) впервые начинает формирование философского (теоретического) понятия движения. Тем самым, по замечанию Гегеля, Гераклит осуществил переход мышления от «сущего – к становлению». И первая же попытка теоретически мыслить движение ведёт к диалектике, к учению о противоречивости мира. Основной труд «О природе», сохранившийся лишь во фрагментах, ещё при жизни Гераклита был признан глубокомысленным и трудным для понимания, за что автор, видимо, получил прозвище «Тёмный».
То, что в мире всё изменяется, движется – очевидный факт. Вопрос в том, почему мир и каждая вещь в нём непрерывно изменяется, «течёт». В понятии «материя», как того, из чего состоят все вещи, вообще говоря,движение не мыслится. Поэтому Гераклит не принимает прежние начала. Материя должна быть такой, чтобы уже в её понятии заключалось всеобщее изменение, «текучесть», становление всех вещей, ведь «всё течёт, ничто не пребывает», и «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Поэтому материя мира – такое начало, которое даже невозможно и представить себе неподвижным. Материя всех вещей, по Гераклиту, истинное бытие есть огонь.
Всё «постоянное», устойчивое – лишь видимость. Но если всё существующее в мире «течёт», то всякаявещь тем самым одновременно и возникает и уничтожается. Всякая вещь, всякая определённость и «есть» и «не есть», существует и не существует как именно эта вещь. Истинно и реально лишь изменение, движение. Вещькажется одной и той же лишь потому, что мы не замечаем происходящих в ней изменений: «плохие свидетели глаза и уши». На самом деле любая вещь непрерывно «другая», «иная». Всякая вещь есть «текучая инаковость»(Платон). Само существование вещи – это её постоянное «самоотрицание», самоуничтожение, переход в «иное». И эта инаковость не только по отношению к другим вещам, но и по отношению к самой себе. Поэтому первоначало, архэ Гераклита – это огонь. Ведь огонь как раз и «живёт своей смертью», уничтожая свой источник. Его невозможно мыслить неподвижным. Огонь – «абсолютное беспокойство», как бы наглядно и физически зримо созерцаемое, зримое время, воплощённое движение, его, огня, атрибут.
Если огонь – всеобщая субстанция и всё в мире имеет эту огненную природу, то можно, отсюда, объяснить, почему в мире есть движение, почему вещи непрерывно текут, почему всё рождается и уничтожается, «существует» и не существует». «Огонь» Гераклита, в силу своей всеобщности, - это не только видимое пламя, это и свет, и тепло, «энергия», скрытая во всякой вещи, разлитая повсюду, пронизывающая все вещи. Гераклит – основоположник «энергийного» взгляда на мир, природу, материю. Всякая вещь – это сгусток огненной энергии.
Его следует признать и основоположником положительной диалектики, для которой противоречие –сущность мира. Гераклит первым заметил, что движение необходимо связано с противоречием. Ведь для того, чтобы выразить движение, изменение, текучесть, мы должны сказать «существует и не существует», «есть и не есть». Знаменитое учение Гераклита о «схождении» противоположностей говорит о противоречивой сущности мира, о всеобщей «борьбе»; «должно знать, что война всеобща, что правда есть раздор, что всё возникает через борьбу и по необходимости». Натянутый лук – модель, символ мира, как «напряжённой гармонии» противоположностей. Люди хотят мира и спокойствия, но раздор, борьба, война – сущность мира. Смерть одного – лишь рождение другого. Жизнь одного есть непременно смерть другого. Это противоречие неустранимо, неразрешимо. Противоположности всегда существуют вместе, их невозможно отделит друг от друга, они не могут существовать врозь, но они не могут быть и вместе. Они постоянно «борются», уничтожая друг друга, но одновременно порождают друг друга, и переходят друг в друга; ведь не существует «верха» без «низа», света без тьмы, дня без ночи, добра без зла и т.д. Тёплым становится именно холодное, умирает живое, и старится молодое. Мир разорван и разделён на неразделённые, на несовместные половинки, и поделив одну из них, мы уже предположили и нечто противоположное ей.
Это учение о противоречивом единстве противоположностей, их взаимополагании и взаимоотрицании, получило впоследствии название диалектики, как наиболее общего учения о развитии. Сам же Гераклит называет глубоко продуманную и прочувствованную «текучесть», самоотрицательность и противоречивость мира – его Логосом, Судьбой, Правдой, Зевсом, Высшим богом.
Гераклит первым в истории западной философии высказывает недоверие к чувственному восприятию. Оно не показывает людям истинное бытие: «природа любит скрываться». Философ говорил о «сокрытости» истины, которая открывается лишь разуму, размышлению; Как впоследствии Парменид и Демокрит, он различает очевидное и доступное только уму, мышлению. Большинство людей живут, в сущности, в мире иллюзий. Но человек способен к познанию истины, потому что душа и мир – одной природы, проявления одной и той же основной субстанции. Душа человека - «сухой огонь» и ей присущ «самовозрастающий логос».
Дошедшие до наших дней фрагменты книг Гераклита дают яркое изображение раннего наивно-стихийного материалистического и одновременно диалектического мировоззрения космического порядка. «Этот мировой порядок, тождественный для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерами вспыхивающим и мерами угасающий».
Идея Гераклита в той или иной форме встречается у многих последующих мыслителей. Стоики положили её в основу своей физики, наделив этот мировой огонь разумом, и признав его истинным богом. Схоласт Роберт Гроссетест утверждал, что Бог сотворил мир, как точку света, которая мгновенно расширилась до размеров Космоса. Для Альберта Эйнштейна вещество – это сгусток энергии очень большой плотности. Диалектические идеи Гераклита были использованы и развиты Гегелем, крупнейшим диалектиком-идеалистом. Он признавался:»Нет ни одной идеи Гераклита, которую я не включил бы в своё учение».
Поскольку Гераклит, как и философы милетской школы, искал одно начало всего сущего в одной материи, то их учения следует считать разновидностями материалистического монизма. Их ученики и последователи – младшие натурфилософы (Эмпедокл, Анаксагор) полагали, однако, что одного начала для теоретического объяснения мира недостаточно, и предложили свои – плюралистические – решения данной проблемы. Их учения, а также учения древнегреческих атомистов (Левкипп, Демокрит, Эпикур) могут быть рассмотрены на семинарских занятиях, а сейчас мы обратимся к пифагорейцам.