Для студентов РГО IV курса
(подчёркнутые произведения для обязательного чтения)
1. Эстетико-философские ориентиры литературного творчества 1920-х — 1940-х гг. в ведущих странах Европы и в США. Основные положения трактата Хосе Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация искусства». Проблема культурного «треугольника»: модернизм, авангардизм, «потерянное поколение».
2. Авангардистские течения в европейской литературе 1910-х — 1930-х гг. Сюрреализм как мировидение и художественная система (Андре Бретон, «Манифест сюрреализма» — см. сборник «Называть вещи своими именами». М., 1986; Андре Бретон, Филипп Супо, «Магнитные поля»; Андре Бретон, «Надя»; Антонен Арто, «Струя крови», Поль Элюар, «Бубновая дама»; Роже Витрак, «Тайны любви»; «Труп» — см. сборник «Антология французского сюрреализма: 1920‑е годы». М.,1994).
3. Общая характеристика литературы «потерянного поколения». Мировоззренческое и художественное кредо «стоического пессимизма». Роман Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен» как «библия потерянных».
4. Художественные эксперименты в европейской литературе «потерянного поколения». «Карнавальный цинизм» в творчестве Луи Фердинанда Селина (роман «Путешествие на край ночи»); роман Дэвида Герберта Лоуренса «Любовник леди Чаттерли» в контексте литературы «потерянных» - один роман на выбор.
5.«Потерянное поколение» в литературе США (Шервуд Андерсон, Джон Дос Пассос, Генри Миллер и др.). «Иллюзии по-американски» в романе Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби».
6.Творчество Эрнеста Хемингуэя. Художественная техника «айсберга» (цикл новелл«В наше время»).
7. Морально-этический кодекс «потерянных» в романах Э. Хемингуэя «И восходит солнце (Фиеста)», «Прощай, оружие» — один роман на выбор. Повесть «Старик и море» в контексте творчества Э. Хемингуэя.
8. Модели «американского мифа» в творчестве Уильяма Фолкнера. Техника потока сознания и мифологические «роли» в романе «Шум и ярость».
9. Принципы эпического театра Бертольта Брехта. Создание эффекта «отчуждения». Идеологическое и эстетическое в пьесах Брехта: проблема синтеза. Анализ пьес «Добрый человек из Сычуани», «Кавказский меловой круг».
10. Историческая обстановка и характер литературного развития в 1950-х — 1970-х гг. Важнейшие философские и эстетические концепции. Основные положения трактата Жана Поля Сартра «Что такое литература?»
11. Мировоззренческая и эстетическая база французского экзистенциализма. Творчество Жана Поля Сартра. Концепция «ситуации» и «свободы выбора» (роман «Тошнота», пьеса «Мухи»).
12. Динамика эстетико-философских взглядов Альбера Камю: «цикл абсурда» и «цикл бунта» («Посторонний», «Чума» — одно произведение на выбор).
13. Осмысление опыта немецкой истории в литературе Германии к. 1940-х — 1970-х гг. Пьеса Вольфганга Борхерта «На улице перед дверью» как символ эпохи. Историософские темы в романе Генриха Бёлля «Бильярд в половине десятого» и повести Гюнтера Грасса «Кошки-мышки» — один автор (из трёх) на выбор.
14. Американская драматургия 1920-х — 1970-х гг. Концепции «экспрессионистической», «абстрактно-реалистической» и «пластической» драмы (Юджин О’Нил, «Любовь под вязами»; Теннесси Уильямс, «Трамвай «Желание»; Эдвард Олби, «Кто боится Вирджинии Вулф?» — один автор на выбор).
15.Американская проза 1960-х — 1970-х гг. Пересмотр традиционных ценностей «американской мечты» в произведениях Джона Апдайка, Курта Воннегута и др. Роман Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом»как «культовая» книга.
16.Проблема этического идеала в романе Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
17. Битнический авангард как мировоззренческая и художественная практика. «Спонтанная проза» Джека Керуака (роман «В дороге»).
18. Американский период творчества Владимира Набокова. Эстетический идеал и этическая «пошлина» в романе В. Набокова «Лолита».
19. Творчество Сэмюэла Беккета и «театр абсурда». Художественный статус категории «ничто» (пьесы «В ожидании Годо», «Театр I»).
20. Модернистская эстетика «нового романа». Концепция художественного мира «из ничего» (Натали Саррот, «Золотые плоды»; Ален Роб-Грийе, «Проект революции в Нью-Йорке» — один роман на выбор)
21. Специфика латиноамериканского типа художественного сознания. Культурологические «лабиринты» реальности в новеллистике Хорхе Луиса Борхеса. Особенности жанра новеллы-эссе («Хаким из Мерва, красильщик в маске», «Тлён, Укбар, Orbis Tertius», «Пьер Менар, автор «Дон Кихота», «Лотерея в Вавилоне», «Вавилонская библиотека», «Сад расходящихся тропок», «Смерть и буссоль», «Юг», «Бессмертный», «Алеф»).
22. Концепция «игры» как художественного моделирования реальности в романе Хулио Кортасара «Игра в классики».
23.Метафорическая история человечества в романе-мифе Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества».
24. Становление концепции постмодернизма в европейской литературе 1950-х — 1970-х гг. Элементы постмодернистского конструирования текста:
Уильям Голдинг, «Шпиль»; Энтони Бёрджесс, «Заводной апельсин»; Макс Фриш, «Назову себя Гантенбайн»; Фридрих Дюрренматт, «Правосудие» (2 романа из 4-х для обязательного чтения).
25. «Постмодернистский код» в творчестве Джона Фаулза. Взаимодействие концептов «жизнь», «культура», «игра», «текст» в повести «Башня из черного дерева».
Работа в семестре (+ баллы)
1. Семинары:
1) Книга рассказов «В наше время» Э. Хемингуэя в контексте литературы «потерянного поколения»;
2) Пьеса Б. Брехта «Добрый человек из Сычуани» в контексте эстетики эпического театра;
3) Пьеса Ж. П. Сартра «Мухи» в контексте экзистенциализма;
4) Роман Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом» и контркультура;
5) Роман Г.-Г. Маркеса «Сто лет одиночества» в контексте латиноамериканской литературы;
6) Повесть Дж. Фаулза «Башня из чёрного дерева» в контексте постмодернизма.
Пропуск семинара = 0 баллов, «молчаливое присутствие» = 1 балл, «точечное» участие = 3 балла, активное участие = 5баллов. Максимум = 30баллов.
NB! Семинары не «отрабатываются»!
ИТОГО: 30