Задания для самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом, имеет целью более глубокое изучение курса

Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом, имеет целью более глубокое изучение курса, формирование навыков исследовательской работы и ориентирует студентов на умение применять теоретические знания на практике.

Задания для самостоятельной работы составлены по разделам и темам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Раздел 1. Торговля в системе народнохозяйственных связей
Тема 1. Понятие отрасли. 1.Подготовить реферат на тему Отрасль торговля в развитых странах с рыночной экономикой
2.С использованием периодической печати (журналы «Российская Торговля» и «Современная Торговля» 2006-2009гг.) выяснить зависимость эффективности отрасли торговля от уровня развития международной торговли. 3.Проработать тесты к разделу 1 (Прилож.2 УМК)
Тема 2. Экономические границы отрасли и факторы, их определяющие. 1.С использованием электронных баз данных Гарант, Консультант плюс изучить нормативные акты, определившие структуру розничной торговли: Указы Президента РФ «О коммерциализации розничной торговли», «О свободе торговли». 2.Проработать тесты к разделу 1 (Прилож.2 УМК)
Тема 3.Место отрасли в народном хозяйстве. 1.С использованием данных Росстата за 2005-2009 гг. выявить: - динамику вклада отраслей экономике в создании ВВП страны и роль отрасли торговля в формировании бюджета; - структуру занятости по отраслям; - объема розничного товарооборота.
2.На основании данных региональной статистики выявить роль отрасли в формировании региональных бюджетов. 3.Решить задачу 2 (Прилож.3 УМК)
Тема 4. Отрасль и эффективность функционирования экономики. 1.Оценить эффективность связей торговли с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями в регионе. Материал систематизировать в таблицу.
2.Выявить связь уровня развития инфраструктуры торговли в регионе с уровнем розничных цен. Выводы проиллюстрировать конкретными примерами и систематизировать. 3. Проработать тесты к разделу 1 (Прилож.2 УМК)
Раздел 2. Организации, специализация и размещение предприятий отрасли.
Тема 5.Структура отрасли. 1.Изучить Концепцию развития внутренней торговли товарами народного потребления.// Торговая газета 7 и 12 января 2000 г. Систематизировать основные положения в таблицу.
2.Изучить положения Гражданского Кодекса об организационно-правовых формах предприятий торговли. Преимущества и недостатки каждой формы обобщить в таблицу.
3.С использованием периодической печати, пресс-релизов и публикаций компаний подготовить эссе по организации собственного производства в розничных торговых сетях.
Тема 6. Организация отрасли по видам деятельности. Продуктовая дифференциация. 1.Изучить: 1) ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения. 2) ГОСТ Р 51304-99 Услуги розничной торговли. Общие требования.
2.Изучить: 1) ГОСТ Р 51773-2001 Розничная торговля. Классификация предприятий. 2) ГОСТ Р 51305-99 Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу.
3.Изучить: 1) Гост Р 50762-2007. Общественное питание. Классификация предприятий. 2) Гост Р 50764-95. Услуги общественного питания. Общие требования. 3) Гост Р 50935-96. Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу. 4.Проработать тесты к разделу 2 (Прилож.2 УМК)
Тема 7.Экономика размещения предприятий. Причины размещения. 1.Изучить методы обеспечения эффективной работы предприятий, расположенных в спальных районах.
2.Проанализировать специфику размещения торговых центров и эффективность их работы на примере 2-3 предприятий.
Тема 8.Размер предприятия и факторы его определяющие. 1.С использованием периодической печати и данных сборников Росстата подготовить эссе о роли малых предприятий в торговле, динамике численности, структуре распределения.
2.Подготовиться к беседе на тему «Предприятия малого бизнеса и их эффективность».
3.Изучить проблемы малого бизнеса и возможные пути их преодоления. 4.Проработать тесты к разделу 2 (Прилож.2 УМК)
Раздел 3. Рыночная конкуренция в отрасли.
Тема 9.Отрасль и рынок. Структура рынка и разнообразие продукта. 1.Подготовить эссе на тему: «Уровень и качество жизни населения». Проанализировать динамику за последние 3 года.
2.Подготовить эссе на тему «Меры, предпринятые в России для формирования конкурентных условий в отрасли торговля при переходе к рыночной экономике». 3. Проработать тесты к разделу 3 (Прилож.2 УМК)
Тема 10. Источники и причины рыночной власти. Измерение рыночной власти. 1.Проанализировать причины введения в развитых странах антимонопольных законов, которые регулируют и ограничивают деятельность предприятий монополистов.
2.Подготовиться к беседе по теме: «Антимонопольная политика: основные функции, задачи, полномочия и ответственность». 3. Проработать тесты к разделу 3 (Прилож.2 УМК)
Тема 11. Олигополистическая взаимосвязь и координация, олигополистическое ценообразование, ценовая дискриминация. 1.Изучить Федеральный закон «О защите конкуренции».
2.Изучить особенности олигополистического взаимодействия предприятий в условиях рыночной экономики. 3. . Проработать тесты к разделу 3 (Прилож.2 УМК)
Тема 12.Неценовая конкуренция в отрасли. 1..Подготовиться к беседе на тему: «Неценовая конкуренция в торговле, пути достижения».
2.Оценить зависимость между дифференциацией продукта и масштабами неценовой конкуренции.
3.Выявить на примере конкретного товара/услуги взаимосвязь между неценовой конкуренцией и стратегией предприятия-продавца.
Раздел 4. Государственное регулирование развития отрасли и деятельности предприятий.
Тема 13. Принципы и методы государственного регулирования отрасли. 1.Оценить государственное регулирование экономического роста, его сущность и необходимость на современном этапе.
2.Изучить механизм государственного регулирования экономики, влияние социальной политики государства на уровень развития отрасли торговля. 3. Проработать тесты к разделу 5 (Прилож.2 УМК)
Тема 14. Уровни государственного регулирования внутренней торговли в России. 1.С использованием справочно-информационных систем «Гарант» или «Консультант» изучить Положение «О Федеральной антимонопольной службе» (№ 331 от 30.06.2004)
2.Изучить Стратегию развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу 2000-2010 гг. (см. официальный сервер ФАС РФ)
3.Изучить меры регулирования, используемые на каждом уровне регулирования торговли (федеральном, региональном, уровне предприятий), и их взаимосвязь.
4.Изучить Федеральный закон «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и подготовиться к беседе по теме «Организации саморегулирования в торговле, их основные задачи».  
Раздел 5. Стратегические направления развития отрасли
Тема 15. Перспективы технического, экономического и социального развития отрасли торговля в РФ. 1.С использованием справочно-информационных систем «Гарант» или «Консультант» изучить Федеральный закон «О техническом регулировании». Систематизировать основные положения.
2.Изучить традиционные российские форматы розничной торговли и влияние научно-технического прогресса.
3.Подготовиться к беседе на тему «Перспективы развития сетевой торговли в России». 4. Проработать тесты к разделу 4 (Прилож.2 УМК)
Тема 16.Концентрация в отрасли Причины, показатели концентрации. Концентрация и олигополия, концентрация и монополия. 1.Выяснить причины концентрации капиталов и организационных структур в торговле.
2.Выяснить экономическое значение концентрации и научно-технической подготовки производства.
3.Подготовиться к беседе по теме «Сущность и показатели экономического развития общества». 4.Проработать тесты к разделу 6 (Прилож.2 УМК)
Тема 17. Интеграция (горизонтальная и вертикальная), диверсификация. Слияния и поглощения (горизонтальные и вертикальные). 1.Изучить понятия интеграции и диверсификации, слияния и поглощения. На основе периодической печати проанализировать эти процессы на примере 2-3 компаний.
2.Подготовиться к беседе на тему «Интеграция России в мировую экономику и диверсификация внешней торговли».
3.Изучить влияние международной интеграции на экономику страны.
4.Ассоциированная торговля как способ объединения малых предприятий. Формы ассоциации. Составить схему.

Темы курсовых работ

1. Рынок и отрасль «Торговля», ее значение и роль в российской экономике.

2. Торговля как связующее звено между производством и потреблением.

3. Значение отрасли «Торговля» в формировании доходов бюджета и обеспечении устойчивости денежного обращения.

4. Экономические границы отрасли «Торговля» и факторы их определяющие.

5. Инфраструктура отрасли и ее соответствие требованиям рыночной экономики.

6. Отрасль «Торговля» и эффективность функционирования экономики.

7. Организации торговли на примере региона.

8. Развитие розничной торговли товарами народного потребления в Р.Ф.

9. Услуги розничной торговли и общие требования к ним.

10. Классификация предприятий розничной торговли.

11. Оптовая торговля в России, ее роль в повышении эффективности функционирования потребительского рынка.

12. Стратегия деятельности современного оптового предприятия.

13. Оптовые продовольственные рынки.

14. Современные форматы розничной и оптовой торговли.

15. Анализ состояние отрасли общественное питание в РФ и пути её развития.

16. Услуги общественного питания и общие требования к ним.

17. Классификация предприятий общественного питания.

18. Проблемы государственного регулирования торговли.

19. Специфика государственного регулирования торговой деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях.

20. Техническое регулирование в торговле.

21. Способы формирования и регулирования конкурентной среды в торговле.

22. Рыночная власть в отрасли «Торговля».

23. Экономика размещения предприятий отрасли «Торговля».

24. Размеры предприятий торговли и факторы, их определяющие.

25. Процессы концентрации в российской торговле на современном этапе.

26. Интеграция в отрасли «Торговля».

27. Диверсификация в отрасли «Торговля».

28. Продуктовая дифференциация в отрасли «Торговля».

29. Ценообразование в отрасли «Торговля».

30. Проблемы организации защиты прав и соблюдения интересов потребителей России на современном этапе.

31. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия торговли.

32. Сертификация и лицензирование в торговле России.

33. Научно-техническое развитие отрасли «Торговля» в России.

34. Некоторые вопросы конкуренции в торговле.

35. Малое предпринимательство в торговле.

36. Развитие российских торговых сетей.

37. Интернационализация торговли.

Наши рекомендации