Школа Эпикуреистов – учитель Эпикур.
Эпикур жил в эпоху эллинизма , который начинается с завоеваний Александра Македонского, до падения Римской империи. Внешние события отражают характер философской этики на тот период. Эллинизм вобрал многое из античной классики и по существу завершил на себе этот период. Греческое наследие мысли было освоено и систематизировано, а так же развито начатки идеи. Философская мысль того времени была сконцентрирована на субъективном человеке и общество в целом. Одной из передовых школ того времени 4-3 век до н.э. стало учении стоиков и Эпикура, так как вобрали в себя основную идею мировоззрения новой эпохи.
Ко времени римского –эллинизма созрела мысль, которая вылилась в большое движение – эпикуреизм. Философская мысль отходит от общего мира, проявляя интерес к судьбе человека. Интересует вопрос как обрести покой в бурлящем мире, как найти безмятежность, невозмутимость, бесстрашие , как найти внутренние силы. Поиск ответа важен не ради ответа, а для повседневной практики : как сохранить светлый, безмятежный дух? Вот какие темы и задачи рассматривает эпикуреисты.
«Эпикуреизм – разновидность атомистической философии, одна из наиболее влиятельных школ эллинистической философии. В качестве философского учения эпикуреизм характеризуется механистическим взглядом на мир, материалистическим атомизмом, отрицанием телеологии и бессмертия души, этическим индивидуализмом и эвдемонизмом; носит ярко выраженную практическую направленность. Согласно эпикурейцам, миссия философии сродни врачеванию: ее цель – излечить душу от страхов и страданий, вызванных ложными мнениями и вздорными желаниями, и научить человека блаженной жизни, началом и концом которой они считают наслаждение»[7].
Школа носит имя своего учителя – Эпикура , чья философская система лежит в основе и теоретическое его обоснование учения. Эпикур родился 341-270 гг.до н.э. на острове Самос. Его происхождение греческое из города Афин. В 306году до н.э. он приехал в Афины и остался для основания школы, которая взяла название «Сад Эпикура», истоки последователей Эпикура : «философы Сада». Школа представляет собой общество друзей – единомышленников, живущие по принципу философии Эпикура. На воротах общины висела табличка : «Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие – высшее благо», а у входа предлагался кувшин с вином и хлебной лепешкой. Резонансным для общественности было то, что школа принимала женщин и рабов. Сам учитель имел слабое здоровье, поэтому обычным рационом для самого были вода и лепешка, сыр и вино подавалось изредка, как роскошь. Эпикур учил соизмерять получаемое удовольствие с последствиями. Так говорил философ:
«Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы живы, смерти еще нет, когда она приходит, то нас уже нет»[8].
Эпикур умер от камня в почках. Примечательно каким образом принял смерть учитель:
«он лег в медную ванну с горячей водой, попросил неразбавленного вина, выпил , пожелал друзьям не забывать его идей и затем скончался»[9].
Эпикур смог до конца прожит со своими принципами , даже в последние минуты в жизни прибывая в блаженстве, таком виде в каком разделял.
Основой единства школы служат такие понимания, как верность учителю и почитания его личности. В школе практиковали философские упражнения, как неотъемлемую часть эпикурейской жизни: беседы, анализ собственных поступков, чтение трактатов Эпикура, заучивание наизусть основы учение, один из них :
Не должно бояться богов,
не должно бояться смерти,
благо легко достижимо,
Зло легко переносимо.
Главной фигурой в школе был Эпикур, олицетворяя мудрость и образец для подражания. Важный принцип, который установил учитель :
«Делай все так, будто на тебя смотрит Эпикур»[10].
Возможно, это дало начало написанию всевозможных картин, дощечек и даже перстней с изображением Эпикура. Стоит заметить, что не смотря на это он не был обожествлен , так как это сделали ученики Пифагора.
Принимая идею атомистическую теория множественности миров, тем самым Эпикур отказался от Божеств и их производную мироздания. По убеждению боги живут в собственном пространстве, ни как не влияя на жизнь человека. Центральной темой в учении Эпикура – этика. Расставляя акценты на материалистическом начале по сути на личность человека , Эпикур организовал своего рода учение о наслаждении как цели в жизни. Само наслаждение состоит в сохранение душевного покоя, удовлетворение житейских и прочих потребностей ,что приводит к душевному спокойствию «атараксия», а за ней и к самому счастью «эвдемония». Полное наслаждение для Эпикура - это «отсутствие телесного страдания» . Учение предлагало удовлетворение необходимых потребностей, те что на прямую ведут к поддержанию самой жизни. Вершиной понимания человека станет понимание необходимых потребностей от излишних, тех что сможет добровольно отказаться от них. Полному счастью мешают страхи, что все время борются, их нужно преодолеть . Эпикур выделяет три вида страха:
1. Страх перед небесными явлениями.Этот страх развенчивается логическими объяснениями и науками такими как : астрономия, космология, атомистическая физика.
2. Страх пред богами.Предлагается такое понимание, что боги сами прибывают в непрестанном блаженстве, им нет нужды вмешиваться в судьбы людей.
3. Страх перед смертью.Говорит о принадлежности материалистической философии, Эпикур говорит о без основательности этого страха, аргумент того что просто не существует загробная жизнь. Душа , как и само тело - материальны , а значит после подведения черты нет ничего. Таким образом, не следует пускаться в мнительные страхи.
К религии и государству мудрец обязан обращаться дружелюбно, при этом сдержанно. Эпикур чтил частную жизнь и дружбу, при этом наставлял к сознательному отказу от общественной жизни. Девизом для эпикурейцев стали такие слова : «Проживи незаметно!» После того как закрылся «Сад Эпикура» в первом веке до н.э. в Афинах, на территории Италии продолжали существовать эпикурейские кружки.
Довольно скоро учение проникает на римские земли. Во втором веке до н.э. Гай Анафиний переводит философию Эпикура на латинский язык. А в первом веке до н.э. в близи Неаполя появляется эпикурейская школа Сирона и Филодема . В трудные времена для римских учреждений , когда все пришло в упадок, школа стала центром культурного просвещения для Италии. Весь цвет образованного римского общества собирается в поместье Филодема, так же его посещает римские поэты Вергилий и Гораций.
Римские граждане массово становятся последователями эпикуреизма. Среди прочих, есть и известные личности, такие как Тит Лукреций Кар, его поэма «О природе вещей» дал большой толчок для распространения учения. На фоне гражданских войн и социальных неурядиц Лукреций Кар ищет у Эпикура путь достижения покоя, безмятежности души. То как уже говорил Лукреций – главные недруги человеческого покоя – страх перед преисподней, что рождает не понимание в истинной природе человека и его место в мире. Поднятая тема станнит основным вопросом, который будит он разбирать в поэме, таким образом , труд станет учебником у эпикурейцев.
В конце второго века н.э. по указу последователя Эпикура – Диоген в городе Эноанды в Малой Азии высекли громадные надписи, целью которого была привить согражданам учение эпикуреизма.
Кроме того в Римской империи эпикуреизм в скором времени выродился в примитивный гедонизм, который оправдывал и возвышал стремление к любым чувствам и способам удовлетворения.[11]