Эмпирич и теоретич уровни(у) научн исс-я

Эмпирич У. Ориентация на опис явл, установл самого факта существов познаваемого О, его наблюдаемых св-в и связей с др О. 1. О исс-я – наблюдаемые явл и их взаимосвязь. О исс-ся главным образом со стороны явл, со стороны внеш взаимосвязей, кот отраж сущность, внутр кач О.2.Сред-ва исс-я здесь связаны с реальным наблюд, измер и эксп, т.е. относятся к материальн сред-вам исс-я. На эмпирич У исс-я происходит непосредственное взаимодейств исс-теля с природными или соц О. Основное ср-во исс-я - эмпирич О – абстракция, но сопостав с реальным опытом, это абстракц от реальных предм. В эмпирич исс-и исп также и понятийные ср-ва. Спец-ка языка исс-я - адаптация к специфике наблюд О, независимость от языка объясняющей теории. Теории могут сменять друг друга, а факты должны быть стабильн.3.Стр-ра эмпирич исс-я – сбор фактов, первичное обобщ, опис реального экспер, систем-ия, класс-ия и др. фактофиксирующая деятел-сть с данными экспер, а также эмпирич схема. Глав элемент в стр-ре э.и. – факт. 4.Функции эмпир исс-я в науке: расшир горизонта непознанного, разв аппарата науки; обеспеч притока внешней инф-ии в теории. Эмпирич исс-е явл базой проверки теорий.5.Эмпирич исс-е – ср-во, а не цель научн исс-я. Цель – создание все более широких научных образцов действительн. Теоретич У.Направлен на выявл сущности исс-ого О в форме законов. 1.Главн особ-сть теоретич исс-я – ее невыводимость непосредств из данных наблюд. Теория – это гипотетико-дедукт система. Несмотря на это теория объясн и явл (эмпирич обобщ не явл до конца убедит).2. Основное ср-во исс-я здесь – теоретич абстракт О или идеальные О (идеальный газ, полная занятость). Идеальн О – это упрощ абстракция предм, выдел несколько его признаков, св-в. Специфика раб с идеальн О в науке в том, что цель раб с ними – их совершенств и развитие, а не исп. 3. Рез-ты теоретич исс-ий фиксируются в понятиях, принципах, законах.4. Связь с практикой опосредованная. .5. Теория всегда явл системой, где одни эл-ты строятся из др. Каждый новый эл-т должен согласов с остальными – это требование непротивореч внутри теории. 6.Теория тесно связана с картиной мира.7. Теория связана также и с эмпирич базисом.8.В теории всегда имеет место рефлексия над предм своей деят-сти и ср-вами познан.9. Стр-ра теоретич исс-я:а)фундамент теоретич схема – сеть идеальных О, определ спец-ку данной теории (высказывания, уравнения).б) математ формулировка законов. в)«Дочерние» теоретич конструкты – подсистемы теории. Частные теоретич схемы преобраз фундамент теоретич схему применительно к конкрет задачам и обеспеч переход от общ законов к рассмотр конкретных типов взаимодействия. Выступ как модель экспер, практики. Предполаг системное изображ предм исс-я. д)Отображ теоретич схемы на картину мира Отображ теории на эмпирич материал.10. Теоретич исс-е вкл 2 цикла: а) выдвиж гипотезы б) обоснов гипотезы 11. Функции теории.- Культурно-мировоззр – изменен картины мира, открытие новых перспектив видения мира.- Непосредств производительная сила.- Соц сила.-Предсказ данных опыта.- Проективно-конструктивная – создание экспер установок.

ФЕНОМЕН НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Анализ истор науки Т.Кун выдел след стадии ее разв: 1.Допарадигмальная.Хар-на для пер зарожд любой науки. Большое число научн направл. Соедин различ альтернатив гипотез и конкурир науч сообщ, каждое из кот создает свои модели. 2.Нормальная (парадигм).Кумулятивный этап разв науки. Парадигма выступает как сов-сть наиболее общ идей, знаний, методов, раздел членами научн сообщ. Она определ спектр значимых научн проблем и возмож способы их реш, игнорируя не согласующ с ней факты и теории. В рамках норм науки прогресс осущ посредством накопл знаний, теоретич и экспер усовершенств исходных программных установок. Вместе с тем в границах принятой парадигмы уч-ые сталкив с рядом «аномальных» фактов, кот после попыток объяс их принятым способом приводят к научн кризисам. Нек исслед-ли (Дж. Уоткинс) вообще считают, что нормальн науки не сущ.3)Экстраординарная (внепарадигмальная, научн рев-ия). По Куну научн рев-ия во многом воспроизв допарадигм состоян науки, т.к. наряду со старой парадигмой здесь активно развив множ альтернатив гипотез, дающих разл интерпрет научн аномал. Впоследств из конкурир теорий выбирается та, кот предлаг наиболее удачный вариант реш пробл. После этого начин новый этап нормальн науки. Этапы созидания новой парадигмы: стратег идея - фундамент теория - парадигм комплекс. Необход-ть рев сначала осознают немногие уч, надел особой интуицией. Из них выдвигается новатор, предлаг новую стратег идею. Около новой теории формир-ся родств-ые концепции, и парадигма станов системой. 4. Нормальн. После этого нач новый этап норм науки с четкой программой деят-сти и селекцией альтернатив и аномальн фактов и гипотез.Традиции в науке. По Кунупреемств знания имеет место только в пер норм науки, а в пер рев есть только ее видимость, кот обеспеч образован и интер-цией ист науки с точки зрения господств парадигмы. Кун считает ошибочным тезис, что новая парадигма вкл старую как частный случай. По Лакатосу(Л) традиции в науке играют большую роль. В действ-сти ист науки – борьба нескольких фундамент гипотез, одна из кот побеждает, осталь остаются на периферии и затем могут стать ядром новой программы. Движ механизм разв науки по Л – конкур-ия исс-их программ и их постоянный сдвиг под влиян аномальных опытных фактов. Разв свои мысли относительно разв науки, Л приходит к убежд, что основой разв науки являются не теории, а научно-исс-ие программы (ряды генетически связан теорий). Исс-ая программа вкл в себя методолог правила (эвристика), тверде ядро и защит пояс гипотез. Программа вкл в себя методолог правила 2 групп: одни правила запрещ ошибочные пути позн, др предлаг перспективные линии поиска. Из нескольких программ побеждает та, кот эффект разрабат вспомогат гипотезы, объясн наибольшее число аномалий и предсказ новые факты.

.51.СТР-РА НАУЧН СООБЩ И ЭТИЧ НОРМЫ НАУКИ

Наука(Н) явл не только сист знан и определ формой деятел-сти, но выступ и как соц институт–сообщ занятых науч деят-стью людей, организо-ых в сист науч учреждений. Н как соц институт предполаг структур-ть, иерархию, властное регулир-ие и регламент. Предпосыл соц орган-ии науки можно считать античн кружок пифагорейцев, Академию Платона. Пифагор со своими ученик создали прообраз науч сообщ. Дома, где они собир, наз мусейонами. Кроме чисто религ целей, они выполняли исс-ую и образов-ую функции. Прообразом соврем форм орган-ии науки стала и Александрийская шк(3в. до н.э. – 2в. н.э.). Нек предпос институц-ных форм науки можно увидеть и в средневек монастырях и универ-х. Оформл науки в качестве соц института произошло в 17 в. в связи с необходим-ю обслуж капиталист-ое пр-во. Тогда в Евр были образ 1ые академии: 1603 г. – акад Линчеи (Ит),1664 – Париж акад наук. Разв коммуникации между уч способств появл печат науч журналов. На рубеже 19-20 вв. возник новый способ орган-ии науки – круп науч инст и лаборатор с мощной техн-ой базой, что приблизи научн деят-сть к индустр труду. Внутри науки сущ науч школы, функционир как организ-ая и управл научн стр-ра, объед исс-ой программой, ед стилем мышл и возглавл выдающ уч. Соврем формы организ-ии науки. 1.Организ-ии, ориентир на проведение фундамент исс-ий: НИИ в системе АН и вузов. 2.Организ-ии, провод фундамент-приклад исс-я: чаще всего в вузах. 3.Организ-ии, осущ приклад исс-я, чаще всего отрасл НИИ. Лучше ориентир на запросы пр-ва, лучше знакомы с технич достиж, более щедро финанс. 4.Пром-ые лаборат - объедин, раб непосредственно в сфере матер пр-ва и вкл спец-ов разных сфер (МТЗ, «Атлант»).5. Науч городки ( Томск). 6. Междунар организ-ии и группы. Геном чел расшифр усилиями многих коллективов в разн странах, каждый имел свое задание.Этич нормы науки.Пробл соотнош науки и морали: возм-сть этики уч или ее невозм-сть; нейтральн научно исс-я по отношению к этич установкам или нет; возм-сть полагания на науку как единств истинное знан или нет. Профессион-ция стимулирует установку на резкое разгранич ценностей и норм научн высказыв. Проф-нал становится поставщ объект научн знан и установки на нейтральн науку.Сегодня очевидно, что ответ-сть и этика необходимы.3 ур-ня этики в науке:1 Этич стандарты в профес-ых взаимодейств уч (установка на объект-сть, бескорыстный поиск и отстаив истины, обоснов-сть, стремл к новациям).2.Повед уч на основе универс моральных норм в общ (запрет на плагиат запрет, на фальсиф результатов исс-я). 3.Пробл сущ-я нац парадигм поведения уч и нац интересов.

ОСНОВ ПРОГРАММЫ ИСС-Я

1.Натуралистич пр-мы. Рассмотр общ по аналогии с прир, как ест-ое продолж закономерн природы. Органицизм. Спенсер. Общ-во рассматр как организм, соц инст-ты уподоблялись органам и частям тела, а социокультурные проц-сы – физиолог системам.Психоанализ. Жизнь общ-ва объясн на основе психолог факторов.2.Культуролог пр-мы. Герменевт, феноменология. Сущ-сть общ – культура. Главная цель исс-я – выявл внутр смыслов, ценност аспектов конкрет социокульт явл.3. Марксизм.4.Концепц соц действия Вебера.Для В. идеи и ценности имеют для соц измен не меньше знач, чем экономика. Об-во – совок-ть действ-их индивидов, каждый из кот стремится к достиж своих собств целей. Действия отдельн индив-в кооперируются, на основе этой кооперации образ ассоциации (группы или об-ва).Изуч базовых отнош в соц ассоц-ях (власть). Выд элемент частицу повед индивид в об-ве - соц действие – прич и следствие системы сложных взаимоотнош м/д людьми. Под соц действ В понимает любое действ чел-ка, в кот он видит смысл и ориентир на действия других. 5. Струк-ный функционал. Впервые обознач Контом Сущ-ть подхода: при изуч данного об-ва необход определ, как его различные части, взаимодейств м/д собой, приводя к непрерыв развит общ-ва.

Наши рекомендации