Природа эмпирич. знания: объекты, фильтры

Науч. знание — это результат дея-сти предметного сознания. В отношении эмпирич. познания оно предст. собой взаим-вие сознания с чувственно восприним. предметами.

Для понимания природы эмпирич. знания важно различать три качественно различных типа предметов: 1) вещи сами по себе («объекты»); 2) их представление (репрезентация) в чувственных данных («чувственные объекты»); 3) эмпирические (абстрактные) объекты. Форм-ние сознанием содержания «чувственных объектов» на основе его сенсорных контактов с «вещами в себе» существенно зависит от многих факторов. Прежде всего, конечно, от содержания самих познаваемых объектов. Но, с другой стороны, как это доказано в психологии восприятия, также от целевой установки исследования (практической или чисто познавательной). Целевая установка выполняет роль своеобразного фильтра, механизма отбора важной, значимой для «Я» информации, получаемой в процессе воздействия объекта на чувственные анализаторы. Тот же самый процесс фильтрации сознанием внешней информации имеет место и на уровне эмпирич. познания, который приводит к формированию абстрактных (эмпирических объектов). Такими фильтрами явл.: а) познават. и практич. установка; б) операциональные возможности мышления (рассудка); в) требования языка; г) накопленный запас эмпирического знания; д) интерпретативный потенциал существующих научных теорий. Большой гносеологич. ошибкой видеть в эмпирич. знании непосредственное описание объективной дей-сти.

Эмпир. знание неверно понимать как логическое обобщение данных чувств. восприятия (наблюдения и эксперимента). Между ними существует другой тип отношения - логическое моделирование (репрезентация - представление) чувственно данных в некотором языке.

Итак,эмпир. З— низшая ступень науч. знания; совокуп. высказываний об эмпирич.(абстрактных) объектах, получаемая с помощью мыслительной отработки данных наблюдения и эксперимента и фиксируемая с помощью определенных языковых средств (единичные предложения наблюдения, графики).

Теоретич. знание(абстр-ние, идеа-ция). Объекты

Теоретич. знание есть результат дея-сти не рассудка, а такой конструктивной части сознания как разум. Наряду с интеллек. интуицией основной логич. операцией теоретич. мышления явл. идеализация, целью и результатом которой явл. создание особого типа предметов — так называемых «идеальных объектов». Множество такого рода объектов и образует собств. онтологическую основу теоретич. науч. знания в отличие от эмпирич.

Абстрагирование - способ замещения чувственно данного объекта абстр. объектом посредством двух взаимосвяз. мыслит. процедур - отвлечения и пополнения.

Как созд. ид. объекты в науке и чем они отлич. от абстр. эмпирич. объ-ов? Обычно идеализация трактуется только как предельный переход от фиксируемых в опыте свойств эмпирич. объектов к крайним логически возможным значениям их интенсивности (0 или 1) (линия - бесконечный непрерывный континуум последовательности (соседства) геометрич. точек). Что характерно для таких предельных переходов при создании ид. объ-ов? Три существенных момента. Первый: исходным пунктом движения мысли является эмпирич. объект, его определенные свойства и отношения. Второй: само мысленное движение закл. в колич. усилении степени интенсивности «наблюдаемого» свойства до макс. возможного предельного значения. Третий, самый главный момент, мышление создает качественно новый чисто мысленный объект - абстрактный, который обладает свойствами, которые уже принципиально не могут быть наблюдаемы (безразмерность точек, абсолютная прямизна и однородность прямой линии и т.д.). Изв. финский мат. Р. Неванлинна подчеркивал, что ид. объекты конструируются из эмпирич. путем добав-я к последним таких новых свойств, которые делают ид. объекты принципиально ненаблюдаемыми и имманентными элементами сферы мышления.

Итак, теор. З— уровень науч. знания между эмпир. и метатеор. его уровнями Качественно отлич. по содержанию отэмпир. знания прежде всего своим предметом. В качестве предмета выступает множество идеал. объектов, конструируемых мышлением как на основе эмпир. объектов с помощью идеализации, так и вводимых по определению.

Научная теория

Науч. теория — это логически организованное множество высказываний о некотором классе ид. объектов, их свойствах и отношениях. Она не выводятся логически из эмпирич. знания, а из творческой деят-сти разума. Из науч. теорий могут быть логич. выведены только теоретич. следствия.

Для любого теоретич. конструкта, начиная от отдельной идеализации («чистой сущности») и кончая конкрет. теорией, имеется два способа обоснов-я их объектив. характера. А. Эйнштейн назвал их «внешним» и «внутренним» оправданием науч. теории. Внешнее оправдание продуктов разума состоит в требовании их практич. полезности, в частности, возможности их эмпирич. применения. Другим способом оправдания идеал. объектов явл. их способность быть средством внутр. соверш-ния, эффективного решения имеющихся теоретич. проблем и постановки новых.

Фил-ф Э. Мах считал, что глав. целью науч. теорий явл. их способность экономно репрезентировать всю имеющ. эмпирич. инфор-ию об определенной предметной области. Введение идеал. объектов и явл. той платой, которую мышлению приходится заплатить за эффективное выполнение указанной выше цели.

Сформулир. Махом инструменталистскому взгляду на природу идеал. объектов и науч. теорий противостоит в философии науки эссенциалистская интерпретация. Согласно последней, идеал. объекты и науч. теории также описывают мир, но сущностный, тогда как эмпирич. знание имеет дело с миром явлений. Как эссенциалистская, так и инструм-кая интерпретации теоретич. знания имеют достаточное число сторонников и в фил-ии науки, и среди крупных ученых.

Если источником содержания эмпирич. знания явл. информация об объектив. реальности, то основой содержания теор. знания явл. информация об идеал. объектах, являющ. продуктами конструктивной деят-сти мышления. Науч. теории не выводятся логически из эмпирич. знания, а конструируются и надстраиваются над ним для выполнения определенных функций (понимание, объяснение, предсказание) Создаются же они благодаря творческой деят-сти разума. Из науч. теорий могут быть логически выведены только теоретич. же следствия.

Схематич взаимосвязь между (Т) и (Э) знанием может быть изображена след. образом:

Ао |— Тео |— ао ~ ео

где Ао — аксиомы, принципы, наиболее общие теоретич. законы, |---знак логического следования, Тео - частные теоретические законы, ао — единич. теоретич. следствия, ео — эмпирич. утверждения.

Наши рекомендации