Особенности и уровни эмпирич. исслед-я

Эмпир. иссл-е осущ. посредством методов. Чел-к может получать новое знание о дейс-сти прежде всего непосредственно, т. е. без применения спец. познават. средств, — путем восприятия и обыденного наблюдения. Однако в науке, как правило, используется опосредствованный способ постижения истины. Существуют три основных метода опосредствованного получения нового знания — операциональный, экспериментальный и логико-математич.

На операц. уровне (с начала 20в.) испол. такие процедуры, как систематич. наблюдение, сравнение, счет, измерение и некоторые другие. Эмпирическая процедура может выступать как средство выявления точного и однознач. физич. смысла тех или иных ключевых понятий и теорий. Обретение понятием строгого смысла осущ. только опрерац-но, т.е. когда указана послед-ть операций выполнения которых позволяет пошагово выявить спец-ку понятий. Понятие одновременности событий спец. теории относ-ти Эйнштейна было получ. опер-но. Определение связано с описанием операции синхронизации часов для набл-я в разных точках простр-ва.

При эксперим. изучении дейст-сти иссл-ль «задает» вопрос интересующему его объекту и «получает» на него ответ. При этом вопрос должен быть задан на языке, «понятном» природе, а ответ должен быть получен на языке, понятном человеку. Поэтому речь идет об диалоге между чел. и природой. Эксперимент – инструмент диалога. Такую дея-сть в прошлые века было принято называть «испытанием природы», а самих ученых «естествоиспытателями». Эксп-ты заключают в себе общие черты: 1) в основе эксперим-го способа получения нового знания лежит материальное взаимодействие; 2) всякое специфич. воздействие при одних и тех же условиях его осуществления однозначно связано со специфич. реакцией материал. системы (предмета исследования). Утверж-е идей эксперимента связано с пониманием (Стёпин В.С.): 1)субъект познания противостоит природе как объект; 2)опыт-е вмешат-во осущ. в русле законов природы; 3)качеств-я уникальность объектов их многообразие растворяется в законах.

Операц. и эксперим. методы образуют получ. фактуального знания (фактов) и эмпирич. обобщений. Факты науки — эмпирич. звено в построении теории, некая реальность, отображенная информационными средствами (формула, фото).

Науч. наблюдение, сравнение

Науч. набл-е, в отличие от простого созерцания, предполагает замысел, цель и средства, с помощью которых субъект переходит от предмета деят-сти (наблюдаемого явления) к ее продукту (отчету о наблюдаемом). В реал. науч. практике набл-е предст. собой активный познават. процесс, опирающийся не только на работу органов чувств, но и на выработанные наукой средства и методы истолкования чувств. данных. К науч. набл-ию предъявл. жесткие требования:

■четкая постановка цели набл-ия;

■выбор методики и разработка плана;

■систематичность;

■контроль за корректностью и надежностью результатов набл-я;

■обработка, осмысление и истолкование получ. массива данных.

Взаимодействие наблюдателя и наблюдаемого объекта явл. необх. условием набл-я. Столбик термометра показ. -210С. Это характ.след. свойствами: 1) независимое от наблюдателя событие (объективное содержание; 2) наблюдение доступно контролю. М.Борн предусматривает: «сделать набл-я настолько независ. от наблюдателя, насколько возможно».

Для большей эфф-сти и организации набл-я прим. сравнение. Материалом для сравнения могут быть получ. данные набл-я. При анализе объектов (две подобные фигуры, слегка различ. по величине), во избежании ошибки мы наклад. друг на друга. Для сравнения предметов треб. выделять признак, каждый из которых сравнивается обособленно. В выше прив. случае – размер.

Сравнению подверг. объекты, для которых выдел.: 1) способ, которым может быть осущ. операция сравнении (накладывание); 2)ситуация, где проводится срав-е.

Эксперимент. Прибор.

Исследователь прибег. к эксперименту, когда необх. изучить некоторое состояние предмета наблюдения. Целью Э. явл. получ. нового знания, когда учёный уже нечто знает об ответе. При этом присутствует активное вмешательство, воспроизводимость (в любое время). В основном сущ. 2 типа Э.: 1) исследовательский, кот. связан с поиском неизв. зависимостей м/у несколькими параметрами объекта; 2) проверочный, кот-й прим. для подтв-я или опроверж-я теорий. Сущ. также: мысленный (Галилей). В 70-х годах XVIII в. англ. физик Кавендиш проделал опыт с целью определения закона, харак.силы взаим-вия между электрич. зарядами. Для этого он «взял две металл. полусферы, закрепл. на изолирующей раме, кот. могли соединяться и разъединяться. Внутри этих полусфер он поместил шар, покрытый фольгой, посаженный на стекл. ось, так что между полусферами, когда они были соединены, и шаром не было контакта. После этого он соединил полусферы и шар тонкой проволокой и сообщил им электрич. заряд. Разъединив затем полусферы, он вынул шар и исследовал, какой заряд остался на нем. Измерения показали, что заряд на шаре равен нулю». Вывод – электрич. притяжение и отталкивание должны быть обратно пропорц. квадрату расст-ия. Этот вывод мог поставить только физик.

В эксперим. могут испол. приборы – искус. или естеств. матер. системы, исп. в познават. цели. Приборы делят на классы: 1)П. усил-я и уточн-я: Усилители – усил. сигнала от объекта выше порога ощущения или из-за особенностей среды; Анализаторы – спектроскоп – путём непосредств. возд-вия на объект преобразов. в понятную форму для органов чувств чел-ка; Преобразователи – влагомер; 3) Регистраторы – регистрация и хранение инф-ии (фото); 4) Измерит.-информац-ые системы – совокуп. первых трёх (ракетный спектрограф).

Приборные иссл-я опираются на 2 предпосылки: 1) всякое исслед-е должно опир. на гипотезе (Поппер); 2) прибор должен быть исправен.

Обобщение и абстрагирование

Обобщ-е предусм. переход (по 4 уровням эмпир. знания: протокольные предлож-я, факты, законы, теории) от знаний отд. элементов к знаниям о классе. Обобщ-е тесно связ. с абстраг-ем.

Абстрагирование - способ замещения чувственно данного объекта абстр. объектом посредством двух взаимосвяз. мыслит. процедур - отвлечения и пополнения. Абстракция есть способ мысл. членения реальности, механизм кот. тесно связан с самой нашей возмож-тью рац. постижения наблюд. мира, истолкование природы. Сформир. подходы истолк-я природы познания: платонизм, номинализм, концептуализм.

Идея абстр-ия принадлежит Аристотелю. «Если абстракция – мысленное разделение того, что в действит-ти сущ. нераздельно, то результат абстр-ии сущ. только в уме познающего».

В отличие от него сторонники платонизма исходят из того, что абстракция есть результат умств. постиж. некот. универсалий: вид, род, класс, отношение. Т.о., абстракциям соотв. некая реальность, кот. носит идеал. характер. Смысл той или иной абстр-ии - логично пытаться искать в сфере самого мышления через другие абстракции, опираясь на законы логики.

В Ср. века развивается номинализм (Р.Бекон, У.Оккан и др.), согласно кот. предметный мир вне сознания - это исключительно чувств. мир, состоящ. из отдельных отличных друг от друга вещей и явлений. Общего не сущ. не только как самосущих универсалий, но и как общего в вещах Сходство вещей — важный элемент нашего обыд. опыта. Для них важно то, что в силу уник-сти всего сущ-го факт сходства явл. чем-то случ. и внешним для самих сравнив. вещей.

Промежут. позицией явл. концептуализм (Локк). « Все вещи по своему сущ-ию единичны; общее и универсальное создано разумом для собств. употребления и касается только знаков — слов и идей. Общее в результате абстр-ия - то, что мы сами создали. Данная позиция более гибкая, ибо она определенно настаивает на творчески активной природе разума.

Каковы объективные основы абстрагир-ия? Абстр-ия и структура реальности.

1)Объект сущ. в опред. условиях, по отнош. к кот. он имеет свой-ва (определ-ые, неотчётлив-е, невидимые), т.о. для исходной ступени абстраг-я явл. редукция многообр-я потенциал. свойств к актуал. Иссл-ль фиксир. актуал. св-ва и экперим-но – неустановл. свой-ва среды, с отвлеч. от остал. свойств.

2)По отнош-ю к среде св-ва объекта делят на 2 типа: замкнутые и неизмен. при переходе ситуаций.

3)Объект вступ. во взаимод-я, ведёт себя специфич. образом. Т.о. предметом иссл-я – не сам объект, а характер поведения в реал-ти.

Абстр-ие имеет предел – запреты природы, границы, когда потенциальное стан-ся актуальным.

Индукция. Методы.

И – метод движ-я мылси от менее общего знания к более общему (протоколы, испытания – факты, законы).

Перечисленная И – умозаключ. или переход от знаний об отдел. предметах класса к знанию обо всех предметах этого класса. 2 разновидности перечисл. И: 1) полная; 2) неполная И.

Дж. Ст. Милль разработал логич. схемы элиминативной И – методы установления причинных связей.

Метод сходства - если два или более случая подлежащего иссл-нию явления имеют общим лишь одно обст-ство, то это обст-ство, — в кот. только согласуются все эти случаи — есть причина данного явления (АВС—N & YTA—N, A-фактор основы события N).

Метод различия - если случай, в кот. исследуемое явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, сходны во всех обстоятельствах, кроме одного— причина или необходимая часть причины явления (ABCD—N & BCD—N, A-фактор).

Метод сопутств. изменений – ABC—N & A|DE—N & A||MF—N, A – фактор. Например, Э. Дюргейм – анализ самоубийств 19в. - Зависимость уровня образования и числа самоубийств от ослабления религ. традиций.

Метод остатка – ABC—N & B –c & C—b, A причина N. Например, Дж. Блаут – объяснение Европ. чуда (возвышение Европы). Из-за трансконтинентального коллективизма с 1492г. (открытие Америки) происх. повыш. уровня образ-я, развитие науки и технологий и т.д.

Испол. методов И. сопровожд. теоретико- вероятностной инерпритацией резул-ов P = m/n, m - число интересующ. фактов, n – общее число фактов. (Г. Рейхенбах).

ПомимоИ есть:1) Экстраполяция - экстенсивное приращение знания путем распростр. следствий какого-либо тезиса или теории с одной сферы описываемых явлений на другие сферы 2) Согласно Попперу, доказ-тво ложности научных гипотез с помощью эмпирич. опыта, названное им фальсификацией.

Наши рекомендации