Научное познание. Методы эмпирич. и теоретич. исследования

Гносеологический статус научному методу как знанию о содержании и последовательности познавательных действий придает выполняемая методом регулятивная функция, поскольку это знание должно как минимум обеспечивать целенаправленность действий, во-вторых, его рефлексивная функция, раскрывающая основания предлагаемого в методе образа действий. Анализ структуры научного метода включает круг вопросов, связанных с выяснением количества и содержательных особенностей его системных элементов, а также специфики их связей. Всякая попытка осмыслить особенности метода как компонента познавательной деятельности должна быть связана с анализом научного метода в том виде, в каком он пред­ставлен в его конкретно-научных описаниях, т.е. непосред­ственно в рабочих вариантах, в живой ткани исследования. Каковы критерии научности метода?Наиболее общий критерий научности метода - воспроиз­водимость. Иногда его называют выполнимостью. Воспро­изводимость метода — объективная возможность неодно­кратной реализации его предписаний. В методах эмпирического исследования этот принцип ориентирует познаю­щего субъекта на осмысление объективной возможности осуществления предписываемых ими взаимодействий исследуемой реаль­ности со средствами познания. Отражая онтологический аспект метода, критерий воспроизводимости позволяет от­личать объективно обоснованные методы, чьи предписания и регламентации относятся к реально существующим объ­ектам и их взаимодействиям (равно мысленным отражени­ем реально существующих объектов и их взаимодействий), от нормативных построений, не имеющих объективно существующей сферы приложения в виде реальных пред­метных взаимодействий и их мысленных отражений. Воспроизводимость - это наиболее общий необходимый (но недостаточный) критерий не только научности, но и целесообразности, продуктивности и других характеристик, причем не только метода, но и всех видов нормативного зна­ния (способов, приемов, алгоритмов, методик, методических руководств, программ и других).. Логическое обоснование обеспечивает целерациональность метода, т. е. его применимость для решения конкрет­ной научной проблемы или класса однотипных проблем. Концептуальное обоснование гарантирует его объекторациональность (законосообразность), т. е. согласованность, со­ответствие содержания метода накопленному знанию, принятой на­учной картине мира и научно-мировоззренческим пред­ставлениям. Рациональная обоснованность метода - другой важнейший критерий его научности. Транзитивность метода в соответствии с изложенными представлениями о механизмах его преемственной связи с исходным и приращенным знанием представляет собой также важнейший критерий научности, точнее — это доста­точный критерий научности метода.Воспроизводимость, рациональная обоснованность и транзитивность как критерии научности не исчерпывают всех характеристик научного метода. Осмысливая их, иссле­дователь, работающий в конкретной области, руководству­ется принципом прагматической достаточности, не пре­тендуя на полный охват их содержания.

Какие типы методов исследования используются в научном познании?

В научном познании используются два типа методов ис­следования: общелогические методы (они присущи человеческому познанию в целом) - анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение и др. Научные методы исследования, которые подразделяются на методы эмпирического уровня исследования (наблюдение, измерение, описание, эксперимент) и методы теоретического уров­ня исследования (формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный, метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы ис­следования). Анализ - процедура мысленного расчленения исследуемого объекта, свойства предмета или отношений между предметными частями. Синтез - обратная анализу процедура, это соединение ранее выделенных частей признаков предмета в единое целое. Индукция - общий вы­вод строится на основе частных предпосылок. Дедукция - из общих посы­пок следует частное заключение. Абстрагирование — отвлечении от ряда свойств и отношений изу­чаемого явления с одновременным выделением интересую­щих исследователя свойств и отношений. Выделенные свойства и отношения обозначаются особыми замещающими знаками, благодаря которым они закрепляются в созна­нии как абстракции. Обобщение - прием мышления, устанавливающий общие свойства объектов. В процессе обобщения происходит переход от частного или менее общего понятия к более общему («клен» - «дерево» - «растение» — «живой организм»). Аналогия - такой прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Моделирование — изучение объекта (оригинала) осуществляется посредством создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследо­вателя.

Какие методы используются на эмпирическом уровне исследования?Наблюдение - целе­направленное восприятие, обусловленное задачей исследо­вания. Опосредуется теоретическим знанием, освещающим научный поиск, и имеет целенаправленный характер. Разновидности наблюдения: прямое (имеет дело непосредственно со свойствами изучаемого объекта); косвенное (восприятие не самого объекта, а тех следствий, которые он вызывает), непосредственное (осуществляется непосредственно органами чувств), опосредованное или приборное (с помощью тех­нических средств). Описание- фиксация сведений об объектах средствами естественного или искусственного языка. Количеств. описание, осуществляющееся с помощью таблиц, графиков, возникают в результате измерительных процедур, и качественное, фиксирующее качественные характеристики объекта. Измерение- познавательную операцию, в результате которой получается численное значение измеряемых величин. Измерение - это процедура сравнения данной величины с другой величиной, принятой за эталон. Прямое измерение - эмпирическая процедура, фиксирующая соответ­ствующую характеристику объекта. Косвенное наб­людение выстраивается на основе математических зави­симостей, за счет использования закономерной связи вели­чины, которая непосредственно недоступна, с другими величинами, функционально связанной с интересующей величиной. Эксперимент - целенаправ­ленно и методически организованный исследовательский прием познания, который проводится в специально задан­ных условиях путем их контролируемо­го изменения. Ис­следователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса с целью получения о нем соответствующих зна­ний. Используется в естественных, социально-гуманитарных на­уках.

Какие методы используются на теоретическом уровне исследования?Мысленный экспери­мент— построение абстрактных объектов, теоретических образцов действительности и оперированости ими с целью изучения существенных характеристик действительности. Метод идеализации - разновидность абстрагирования, выделение одного из необхо­димых условий существования изучаемого объекта, в по­следующем изменении выделенного условия, постепенном сведении его действия к минимуму. Методом идеализации - «идеальный газ», «несжимаемая жид­кость», «абсолютно упругое тело», в математике - «точка», «прямая». Метод формализации - в построении абстракт­но-математических моделей, рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками. Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Гипотетико-дедуктивный метод-создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из ко­торых выводятся утверждения об эмпири­ческих фактах. Развито теоретическое знание сверху по отношению к эмпирическим данным. Гипотетическая система дедук­тивно разворачивается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке, в чем и заключается сущность гипотетико-дедуктивного разверты­вания теории. Метод мате­матической гипотезы, когда исследователь вначале стре­миться отыскать математический аппарат, оперирует с величинами, стремится перебросить построенные уравнения на новую область изучаемой действительности, найти интерпре­тацию уравнений, устанавливая связь между величинами и объектами новой области.

Наши рекомендации