Дмитрий Иванович Менделеев
Оформлено: ИХТРЭМС КНЦ РАН, 2011.
Альберт Эйнштейн
· Наука - это драма идей.
· Наука - это спорт, гимнастика ума, доставляющая мне удовольствие.
· Наука без религии хрома, религия без науки слепа.
· Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой.
· В физике часто случалось, что существенный успех был достигнут проведением последовательной аналогии между несвязанными по виду явлениями.
· Самое непостижимое в этом мире - то, что он постижим.
· Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, - это ощущение таинственности. Оно лежит в основе всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке. Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется мне если не мертвецом, то, во всяком случае, слепым.
· Я никогда не думаю о будущем. Оно приходит само достаточно скоро.
· Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждение могут способствовать находить радость в том, чтобы смотреть и искать.
· Математика - это единственный совершенный метод водить самого себя за нос.
· Главное в жизни человека моего склада заключается в том, что он думает и как думает, а не в том, что он делает или испытывает.
· Учёный всё равно, что мимоза, когда замечает свою ошибку, и рычащий лев — когда обнаруживает чужую ошибку.
· Наука — это неустанная многовековая работа мысли свести вместе посредством системы все познаваемые явления нашего мира.
· Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Но всегда находится невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие.
· Здравый смысл говорит нам о том, что Земля плоская.
· Что может знать рыба о воде, в которой плавает всю жизнь?
· Ученые изучают то, что уже есть; инженеры создают то, чего никогда не было.
· Большинство фундаментальных идей науки существенно просты и, как правило, могут быть выражены на языке, понятном всем.
· Кто никогда не совершал ошибок, тот никогда не пробовал что-то новое.
· Чтобы покарать меня за отвращение к авторитетам, судьба сделала авторитетом меня самого.
· Все должно быть изложено так просто, как только возможно, но не проще.
· Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили.
· Не знаю, каким оружием будут сражаться в третьей мировой войне, но в четвертой в ход пойдут камни и дубинки.
· Воображение важнее, чем знание.
· Благоприятная возможность скрывается среди трудностей и проблем.
· В соответствии с идеей общей относительности концепции о пространстве, лишенном какого-либо физического содержания, не существует.
· Достойна только та жизнь, которая прожита ради других людей.
· Единственное, чему научила меня моя долгая жизнь: что вся наша наука перед лицом реальности выглядит примитивно и по - детски наивно - и все же это самое ценное, что у нас есть.
· Единственное, что может направить нас к благородным мыслям и поступкам, - это пример великих и нравственно чистых личностей.
· Единственный разумный способ обучать людей - это подавать им пример.
· Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее. Жизнь священна; это, так сказать, верховная ценность, которой подчинены все прочие ценности.
· Из честолюбия или чувства долга не может родиться ничего ценного. Ценности возникают благодаря любви и преданности людям и объективным реалиям этого мира.
· Истина - это то, что выдерживает испытание опытом.
· Истинная ценность человека определяется тем, насколько он освободился от эгоизма и какими средствами он этого добился.
· Каждый человек обязан, по меньшей мере, вернуть миру столько, сколько он из него взял.
· Мир невозможно удержать силой. Его можно достичь лишь пониманием.
· Настоящий прогресс человечества зависит не столько от изобретательного ума, сколько от сознательности.
· Национализм - детская болезнь. Это корь человечества.
· Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень.
· Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения.
· Нравственность - основа всех человеческих ценностей.
· Образовывать коллектив изобретателей я бы не советовал ввиду трудности определения настоящего изобретателя; я думаю, что из этого может получиться только общество укрывающихся от работы бездельников.
· Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники.
· Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто ее создал.
· Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста.
· Я научился смотреть на смерть как на старый долг, который рано или поздно надо заплатить.
· Математик уже кое-что может, но, разумеется, не то, что от него хотят получить в данный момент.
Лев Давидович Ландау
· Английский надо знать! Даже самые тупые англичане знают его неплохо.
· Верховным судьей всякой физической теории является опыт. Без экспериментаторов теоретики скисают.
· Главное в физике — это умение пренебрегать!
· Если бы теоретики не ставили на бумаге закорючки, то можно было бы подумать, что они ничем не занимаются.
· Если бы у меня было столько забот, сколько у женщины, я бы не мог стать физиком.
· Науки делятся на естественные, неестественные и противоестественные.
· Новая теория начинает господствовать, когда вымрут сторонники старой.
· Физик стремится сделать сложные вещи простыми, а поэт – простые вещи – сложными.
Дмитрий Иванович Менделеев
· Наука есть достояние общее, а потому справедливость требует не тому отдать наибольшую научную славу, кто первый высказал известную истину, а тому, кто сумел убедить в ней других, показал её достоверность и сделал её применимой в науке.
· Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры.
· Национализм во мне столь естественный, что никогда никаким интернационалистам меня из него не выбить.
· Справедливо считать творцом научной идеи того, кто не только признал философскую, но и реальную стороны идеи, который сумел осветить вопросы так, что каждый может убедиться в её справедливости, и тем самым сделал идею всеобщим достоянием.
· Суеверие есть уверенность, на знании не основанная. Наука борется с суевериями, как свет с потемками.
Нильс Хенрик Давид Бор
· Эта теория недостаточно безумна, чтобы быть верной.
· Есть два вида истины - тривиальная, которую отрицать нелепо, и глубокая, для которой обратное утверждение - тоже глубокая истина.
· Противоположность правильного высказывания - ложное высказывание. Но противоположностью глубокой истины может быть другая глубокая истина.
· Эксперт - это человек, который совершил все возможные ошибки в очень узкой специальности.
· В противоречащих друг другу явлениях мы имеем дело с различными, но одинаково существенными аспектами единого комплекса сведений об объекте.