Дмитрий иванович (донской). куликовская битва

В середине XIV в. подъем, который переживали славянские земли, был прерван эпидемией чумы, прокатившейся по всей Европе. Болезнь не обошла ни крестьянских изб, ни великокняжеского дворца. Один за другим скончались три сына Ивана Калиты. После Них остались дети Дмитрий и Владимир. Фактическим главой московского правительства из–за малолетства князя Дмитрия (1359–1389) был митрополит Алексей. В то время по всем землям, в том числе и в Москве, шел процесс концентрации власти. Дмитрий принял титул «великого князя всея Руси». Это означало, что его политический статус возрос как внутри московских земель, так и в междукняжеских отношениях. Победа над врагами и заключенные союзы, выстроенный каменный московский кремль укрепляли положение его княжества. Это были важные условия для перехода от политики компромисса с Золотой Ордой к политике борьбы с нею. Благоприятным обстоятельством было и то, что время могущества и расцвета Золотой Орды про–шло. Внутри монгольского государства шла борьба за власть. Грабительские набеги монголов ставили вопрос о дальнейших взаимоотношениях с Ордой. Во второй половине 1370–х гг. монголы осуществили два крупных похода на Русь. Во время первого русские потерпели поражение, а в 1378 г. разбили ордынские войска на реке Воже. Погибло пятеро монгольских князей.

Господство Золотой Орды над Русью явно пошатнулось. Пришедший в 1380 г. к власти в Орде темник (начальник десятитысячного войска) Мамай попытался переломить наметившееся усиление Руси, отомстить за поражение и опять ввести тяжелую дань, которую Русь раньше платила Орде. Он заключил союз с великим князем литовским Ягайло, рязанским князем Олегом, генуэзскими городами в Крыму (Кафой и Солдайей) и повел свои войска на Русь. Князь Дмитрий решил встретить врага на дальних подступах к центру московских земель. Княжеские дружины и ополчение собрались в Коломне, а оттуда пошли дальше на юг. Дмитрий вел объединенные войска так, чтобы не допустить соединения Мамая, Ягайло и Олега. С этой же целью его войска уже непосредственно перед битвой переправились через Дон.

Рано утром 8 сентября 1380 г. войско князя Дмитрия начало строиться в боевой порядок на Куликовом поле. Позднее сложили легенду, согласно которой битва началась поединком монаха–воина Пересвета и монгольского богатыря Челубея. Первый удар монгольской конницы принял расположенный в поле сторожевой полк, в котором находился князь Дмитрий. Полк был смят монголами, и Дмитрий ушел командовать основными силами. После нескольких часов битвы обнаружился перевес ордынских сил. Монголы стали окружать и теснить русское войско. Но тут решающую роль сыграл полк, спрятанный в лесу. Им командовали Владимир Андреевич Серпуховской, двоюродный брат КНЯЗЯ. Дмитрия, и Дмитрий Боброк–Волынец. Как и было задумано, полк неожиданно вышел из укрытия и ударил в тыл наступавшим монголам. Оказавшись в тисках, монгольские войска стали отступать и побежали с поля битвы. Мамай бежал в Крым, в город Кафу (Феодосию), к своим союзникам–генуэзцам, где и был убит при невыясненных обстоятельствах, вероятно, людьми своего соперника хана Тохтамыша. На Куликовом поле был развеян миф о непобедимости Золотой Орды. За победу Дмитрия прозвали Донским.

Под флагами великого князя Дмитрия Ивановича кроме княжеских и боярских дружин сражались многочисленные городские и крестьянские отряды. Куликовская битва усилила роль Москвы как политического центра объединения всех земель. В. О. Ключевский с полным основанием считал, что Московское государство родилось на Куликовом поле.

Однако силы Орды, которая едва не потеряла своего влияния на Русь, были еще велики. В 1382 г. на Москву направился хан Тохтамыш. Цель его похода заключалась в приведении к покорности князей и восстановлении даннических отношений. Нужно го количества воинов к моменту падения Тохтамыша у князя Дмитрия не было. Город стал готовиться к осаде, а Дмитрий отправился собирать войска. (При обороне Москвы впервые на Руси были применены закупленные в Крыму, у генуэзцев, пушки, туфанги, прозванные «тюфяками», которые стреляли дробосечным железом.) Обманом монголы заставили открыть ворота, ворвались в Москву и сожгли ее. Удар, нанесенный Тохтамышем, сильно подорвал победу Куликовской битвы. Князю Дмитрию пришлось возобновить выплату «ордынского выхода», хотя и в меньшем размере

Несмотря на победу, влияние золотоордынского хана уменьшалось. Золотая Орда была вынуждена признать Москву политическим центром Руси, а московские князья стали передавать престолы своим наследникам, не спросив у Орды. Великий князь Дмитрий Иванович передал в наследство своему старшему сыну Владимирский великокняжеский престол как вотчину. За долгое правление Василия I заново усилилась роль Москвы как политического и экономического центра. Этому способствовали внешнеполитические обстоятельства: Золотая Орда в то время была ослаблена борьбой хана Тохтамыша со среднеазиатским правителем Тимуром (Тамерланом). Этот жестокий и грозный завоеватель нанес сильный удар хану, а в 1395 г. разгромил его и подчинил себе Золотую Орду. Тохтамыш нашел убежище в Великом княжестве Литовском у князя Витовта.

Поход Тимура затронул и российские земли, так как после разгрома Золотой Орды он с многочисленным войском вторгся в Рязанское княжество, дошел до города Ельца, а потом повернул обратно, в южные степи.

Василий I присоединил к Московскому княжеству Суздальско-Нижегородское. К концу XIV в. Московское княжество по площади стало значительно больше своих соседей и его дальнейший рост становился уже объединением российских земель в одно государство. Сочетание целого ряда благоприятных условий привело к тому, что Московское княжество стало экономическим, политическим, религиозным, культурным и, наконец, военным центром российских земель.

Правление Ивана III

Объединение земель особенно успешно происходило (и в целом произошло) при князе Иване III (Великом) (1462–1505). Уже в начале правления он без особых трудностей присоединил к Москве Ярославское и Ростовское княжества. Этот успех, видимо, придал ему уверенности, и он стремился к присоединению Новгорода. Новгородская земля была самой большой из всех земель. Это являлось главным препятствием на пути роста Московского княжества. Республиканский строй Новгорода резко отличался от монархического строя Московского государства. Однако новгородцы не могли прожить без хлеба, который привозили им из междуречья Волги и Оки.

В результате трех походов на Новгород (1471–1478) Иван III присоединил к Московскому княжеству Новгородскую республику. Первый поход продемонстрировал военную мощь Москвы, второй – носил пропагандистский характер (князь выступал в роли судьи для жителей Новгорода, защитника обиженных), а после третьего похода Новгород признал его власть. В 1478 г. отменили вече, и вечевой колокол отвезли в Москву. Однако Иван III пошел на некоторые уступки: обещал не вывозить никого в другие земли, не вмешиваться в дела о земельных вотчинах, оставить местные судебные обычаи, не привлекать новгородцев для несения военной службы в других землях.

Образование российского централизованного государства привело к росту его международного авторитета, расширению связей с зарубежными странами и активизации внешней политики. Значительное влияние на оживление внешней политики оказал второй брак Ивана III (первая жена – тверская княжна Мария – умерла в 25 лет) с племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога, который погиб в 1453 г. в Константинополе. (Его брат Фома – правитель (деспот)) Морей (в Греции) – бежал вместе с детьми (сыновьями Андреем, Мануилом и дочерью Зоей (Софьей)) в Италию, где умер. Детей взял на попечение римский папа). В 1469 г. из Рима в Москву прибыло посольство для организации брака между Зоей Палеолог и Иваном III. В 1472 г. брак был заключен. Он значительно способствовал активизации внешней политики:

– была создана дипломатическая служба, во главе которой встали прибывшие с Зоей болгары и греки, прежде всего братья Траханиоты и дьяк Федор Курицын;

– разработали новый придворный этикет по образу и подобию византийского (в соответствии с ним Зоя сама давала аудиенцию иностранным послам);

– являясь решительной противницей монголов, Зоя всячески поддерживала Ивана III в борьбе с ними, выступала против выплаты дани;

– расширились связи с Италией и другими странами Западной Европы. Отправляли посольства для приглашения специалистов по строительству, чеканке монет, литью пушек и обучению стрельбе из них. Так, в Венецию в 1474 г. был направлен послом боярин Семен Толбузин за инженерами и строителями. Он договорился с известным мастером Аристотелем Фиораванти о возведении Успенского собора в Кремле. А в Венгрию в 1482 г. к королю Матьяшу Корвину поехал дьяк Федор Курицын за оружейными мастерами.

Основной военной угрозой для Европы в то время была Османская империя (Турция), которая уже завоевала Балканские страны, Византию, Константинополь и приблизилась к странам Центральной Европы. По инициативе и при поддержке папы римского была предпринята попытка создать антитурецкую лигу, коалицию государств в составе Священной Римской империи во главе с императором Фридрихом III Габсбургом, Венгрии – с королем Матьяшем Корвином, Польши – с королем Казимиром IV Ягеллоном и Руси – с князем Иваном III. Выдвигалась идея о создании многонационального государства в Центральной Европе.

Германский император Фридрих III направил к Ивану III посла Николя Поппеля (миссия Поппеля) с предложениями: 1) заключить союз со Священной Римской империей; 2) пожаловать Ивану III королевский титул; 3) обручить и поженить одну из дочерей Ивана III с племянником императора, баденским маркграфом Альбрехтом, т. е. заключить государственный и династический союз. Однако Иван III отклонил это предложение, ответив: «Мы Божьей милостью государи на своей земле изначала от первых своих прародителей, а поставления на королевство, как прежде мы ни от кого не хотели, так и теперь не хотим». Он, видимо, не хотел зависеть от германского императора или решил выдать свою дочь за сына Фридриха III Максимилиана. Антитурецкую лигу создать, к сожалению, не удалось, так как у потенциальных союзников было слишком много противоречий.

Ивану III удалось установить дружественные отношения с крымским ханом Менгли-Гиреем. В 1474 г. в Крым направили посла Никиту Беклемишева, который заключил дружественные отношения о «братской дружбе и любви, против недругов стоять заодно». Но в 1475 г. Крым захватила Турция, вскоре Менгли-Гирей был свергнут, и два года там правил сын хана Ахмата – Джанибек. В 1478 г. турки прогнали Джанибека и восстановили на престоле Менгли–Гирея. Был создан военный союз Ивана III и Менгли–Гирея, а в 1488 г. Иван III просил крымского хана о посредничестве в установлении дипломатических отношений с Турцией.

В 1496 г. Иван III направил к турецкому султану Баязету II посла Михаила Плещеева с предложением развивать взаимовыгодную торговлю «без всяких зацепок». Баязет II согласился укреплять торговые отношения и обязался не препятствовать в торговых делах купцам из Руси, Отношения Руси и Крыма являли собой в то время образец добрососедства, дружбы и единства. Некоторое сближение, связанное с общей борьбой против наследников разбитого на реке Угре хана Ахмата, так называемых «детей Ахмата», происходило также с Турцией.

Сложным узлом политических противоречий являлись отношения между государствами, расположенными на берегах Балтийского моря: Швецией, Данией, Ливонским орденом, Ганзой и Русью. В 1492 г. Иван III начинает строить Иван-город – город - крепость на Балтийском море. Это создавало конкуренцию и угрозу для Ганзейского торгового союза. Ганза тайно и явно выражала свое недовольство. Назревал конфликт. Поводом послужило оскорбление купцов Руси в Ревеле купцами Ганзы. В ответ Иван III приказал закрыть Ганзейский двор в Новгороде. Для борьбы нужен был союзник, обладающий сильным флотом. Иван III ориентировался на Данию, которая была старым врагом Ганзы.

В 1493 г. с Данией впервые начинаются переговоры, которые закончились заключением соглашения о «братстве, любви и союзе». По этому соглашению Иван III взял обязательство помогать Дании в борьбе против ее вассала правителя Швеции Стена Стуре, а Дания в свою очередь Должна была оказывать помощь в борьбе против Ганзы.

Правление Ивана IV

В 1538 г. Елена Глинская умерла. Подозревают, что ее отравили. После смерти матери восьмилетний великий князь Иван остался круглым сиротой. Начались годы боярского правления. Этот период ознаменован жестокой борьбой между боярами и князьями Шуйскими и Вельскими. Именно в то время, в условиях безжалостной борьбы за власть, которая происходила на глазах у малолетнего сироты Ивана IV, и формировался характер будущего грозного правителя. Бояре не только не занимались воспитанием и обучением Ивана IV, но часто расправлялись с близкими ему людьми. Не обращая внимания на присутствие ребенка и не слушая его просьб о милости к людям, они продолжали политику уничтожения друг друга. Все это наложило глубокий отпечаток на характер юного Ивана. Он рос одиноким, становился мстительным и злым, равно душным к проявлению человеческой жестокости. Страдая от одиночества, он рано начал читать, и читал много. Чтение и стремление к знаниям вместе с природными способностями сделали его самым образованным человеком своего времени, но и очень жестоким, безжалостным.

В 1546 г. правительство Шуйских пало и к власти пришли Глинские, родственники Ивана по матери. Вскоре Иван IV (видимо, под влиянием митрополита Макария) заявил, что хочет «венчаться на царство», т. е. хочет стать царем. Царский титул должен был поставить его в один ряд с византийским и германским императорами, так как по значению был равен титулу императора и поэтому укреплял международное положение и престиж Ивана IV. В 1547 г. по новому ритуалу произошло торжественное венчание Ивана на царство. Царь получил корону из рук митрополита, что подчеркивало особое положение церкви в государстве.

Вскоре Иван IV женился на Анастасии Романовой. Происходила она не из знатного боярского рода, а из дворян. Таким образом, он отказался от родственных отношений со знатью. Его жена отличалась красотой и добротой, отмечали современники, была единственной женщиной, которую Иван IV любил и которая имела на него большое влияние (всего у Ивана IV было шесть жен).

Внешняя политика Ивана IV была направлена на укрепление государства. Этому способствовали реформы 50–х гг. XVI века. Реорганизация государственного аппарата и особенно укрепление воо–руженных сил. Прежде всего были осуществлены военные походы против Казанского и Астраханского ханств. Овладение Волжским торговым путем обеспечило бы расширение экономических связей со странами Передней и Средней Азии, Кавказа, а также ликвидировало военную угрозу со стороны этих ханств. Постоянные набеги, особенно казанских ханов, на славянские земли, пленение десятков тысяч людей участились в середине XVI в. В то время возросло военное могущество Турции, правители которой оказывали поддержку своим вассалам: казанским и крымским ханам. В таких условиях борьба с Казанским и Астраханским ханствами становилась неотложным делом. В ходе реализации этих задач в 1552 г. было ликвидировано Казанское, а в 1556 г. Астраханское ханства, Волга на всем своем протяжении стала российской.

Внимание правительства Ивана IV привлекала и Сибирь, которая после присоединения Казанского ханства стала непосредственным соседом. Ее богатства уже осваивали российские купцы и промышленники, но на их пути стояло могущественное Сибирское ханство во главе с ханом Кучумом. По инициативе и на средства купцов Строгановых в 1581 г. организовали поход в Сибирь дружины казаков. В 1582 г. Сибирское ханство (Западная Сибирь) было присоединено к России.

После присоединения Казани и Астрахани первоочередной задачей стал выход к Балтийскому морю. Ливонский орден пытался закрыть для России пути сообщения с Европой. После тщетных попыток Ивана IV договориться с Орденом о снятии блокады с Российского государства началась Ливонская война (1558–1583). Вначале Россия добилась разгрома и распада Ливонского ордена, но со вступлением в войну Швеции и Речи Посполитой (с 1569 г.) Иван IV оказался перед лицом превосходящих сил. Российское государство проиграло спор за земли Ливонского ордена и потеряло крепости Нарва, Ям, Копорье, Иван–город. Поражение в Ливонской войне было следствием слаборазвитой экономики России, внутренней борьбы в государстве, вызванной опричниной и неблагоприятной международной ситуацией. В ходе войны была сделана попытка утвердиться на берегах Балтийского моря и завязать политические, экономические, и прежде всего торговые, отношения со странами Западной Европы.

Де6спотичный режим Ивана IV и его политика централизации страны через террор потерпели крах и привели к политическому и экономическому кризису 70–80 гг., усиленному ливонской войной. XVI век заканчивался обострением внешних и внутренних противоречий.

Наши рекомендации