Дмитрий Иванович Менделеев

РЕФЕРАТ

по курсу «Концепции современного естествознания»

на тему: Вклад выдающихся естествоиспытателей в развитие науки в конкретные развития периоды

Выполнил: студент 1 курса, очной

формы обучения, группы СДП-16

Гранёва Марина Владимировна

Научный руководитель: к.п.н., доцент

Каткова Ольга Владимировна

Н. Новгород
2016

Содержание

Введение. 3
1. Выдающиеся учёные XVIII и XIX веков и их вклад в науку 4
2. Вклад в биологию.. 6
2.1 Карл Линней.... 6
2.2 Илья Ильич Мечников 7
3. Вклад в химию.. 8
3.1 Роберт Бойль 8
3.2 Дмитрий Иванович Менделеев 9
4. Вклад в физику 10
4.1 Исаак Ньютон 10
4.2 Джеймс Максвелл 11
Заключение. 13
Список литературы.. 14












Введение


Первые попытки изучения природы предпринимали ещё первобытные люди. Методы познания, на которые они опирались, были наблюдение и описание. Таким образом, накапливались сведения о растениях, животных и грибах. Полученные результаты экспериментов свидетельствовали о том, что в основе природных явлений лежат процессы, зависящие от законов совершенствования материального мира. Учёных, изучающих природу, называют естествоиспытателями. Знания о природе добыты трудами большого числа учёных – естествоиспытателей, которые жили в разных странах и в разное время. Среди них есть великие учёные, которые внесли весомый вклад в развитие науки.
Актуальность темы заключается в том, что в современном обществе уделяется большое внимание науке, и всё реже вспоминают тех людей, кто заложил фундамент наших с вами наук. Мир буквально кричит о новых технологиях, но редко кто задумывается о вкладе ученых, живших в далеких XVIII-XIX веках. Мы должны понимать, что научные достижения этого времени строятся на достижениях тех людей, кто большую часть своей жизни посвятил науке.
Материалом для исследовательской работы послужили энциклопедические словари М.Е. Аспиза, В.А. Чуянова, В.В. Станцо, В.А. Крицмана, а также научные статьи с биографией и открытиями учёных.
Целью исследования данной работы является знакомство с известными учёными – естествоиспытателями и их вкладом в развитие науки в конкретный период времени, а именно XVIII и XIX веков.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с краткой биографией учёных;
2. Узнать какой вклад внесли учёные в развитие естественных наук

1 Выдающиеся учёные XVIII и XIX веков и их вклад в науку


XVIII и XIX века заложили основы для развития науки XX столетия.
Также появились предпосылки для многих будущих изобретений и технологических нововведений, которыми мы пользуемся в настоящее время. Научные открытия были сделаны во многих областях и оказали большое влияние на дальнейшее развитие наук.
В своей работе мне бы хотелось рассказать об учёных которые внесли неоспоримый вклад в развитие таких наук как биология, химия и физика.
Несомненно, XVIII-XIX века стали временем открытия чего-то нового, никогда раньше не существовавшего. Нашу жизнь практически невозможно представить без науки и её достижений. Они серьёзно повлияли на структуру общественных процессов, а также весь образ жизни человека. Когда мы говорим о такой науке как биология, мы понимаем, что именно эта наука стала прочным фундаментом в экологии, медицине и во многих других сферах. Роль биологии бесценна, особенно в медицине. С её помощью были найдены методы исцеления быстро распространяющихся вирусных болезней. Благодаря биологам с нашей планеты пропали эпидемии: чума, холера, оспа и другие страшные болезни.





Немаловажную роль в XVIII веке играла физика. В это время уже были изобретены телескопы и микроскопы. Было также известно разложение в спектр белого цвета.
XIX век стал временем открытий для человечества. Появились абсолютно новые теории в физике: электродинамика и термодинамика. Именно в XIX веке было установлено, что такие виды энергии как механическая, магнитная, электрическая и тепловая могут непосредственно переходить друг в друга.
В области химии к середине XVIII века было известно три типа воздуха, или газов: кислород, которым мы дышим, горючий воздух, известный нам как водород, и углекислый газ.
В XIX веке самым значительным было открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона. Благодаря этому открытию была разработана таблица химических элементов, которую Менделеев увидел во сне. Он предположил, что существуют еще неизвестные тогда химические элементы в соответствии с этой таблицей.
Таким образом, можно заявить, что XVIII и XIX века являются временем новых открытий, а также революционным прорывом.


2 Вклад в биологию


2.1 Карл Линней

Карл Линней– известный шведский естествоиспытатель, член Парижской
Академии Наук. Родился в семье деревенского пастора. Изучал медицинские и естественные науки в Лундском и Упсальском университетах. С 1738 года занимался в Стокгольме врачебной практикой, а в 1739 году возглавил морской госпиталь, а также добился права вскрывать трупы с целью определения причины смерти.
Главная заслуга учёного состоит в том, что в «Системе природы» он ввёл бинарную номенклатуру, согласно которой каждый вид обозначается двумя латинскими названиями родовым и видовым. Вскоре, Линней получил мировую известность, благодаря созданной им, системе животного и растительного мира. Система завершила огромный труд зоологов и ботаников первой половины XVIII века. Благодаря простоте применённой им номенклатуры существенно облегчились описательные работы, виды получили чёткие характеристики и названия. Сам Карл Линней открыл и описал больше 1500 видов растений.
Всех животных учёный делил на 6 классов: млекопитающие, птицы, амфибии, рыбы, черви и насекомые. Карл Линней сильно повлиял на дальнейший рост научных знаний. Ему удалось привести в порядок, находившийся в хаотическом состоянии фактический материал по зоологии и ботанике. [4]


2.2 Илья Ильич Мечников


Илья Ильич Мечников великий русский биолог, один из основоположников эволюционной эмбриологии и иммунологии, автор учения о воспалительных процессах в организме и фагоцитозе.
Еще будучи гимназистом Мечников слушал лекции в Харьковском университете и вёл научные наблюдения. Неудивительно, что ему понадобилось всего лишь два года, чтобы окончить естественное отделение физико-математического факультета. Для дальнейшей специализации он уехал за границу, сначала в Германию, а потом в Италию. В 23 года Мечников становится доцентом Петербургского университета, а в 25 профессором Новороссийского университета в Одессе. Первый годы его научной деятельности связаны с исследованиями по зоологии и сравнительной эмбриологии беспозвоночных. Вместе с учёным Ковалевским он начал разрабатывать учение о закономерностях развития беспозвоночных и позвоночных животных. Это учение стало убедительным доказательством их исторического родства. За эти работы учёным дважды присуждалась премия имени К. Бэра. И. И. Мечниковым была создана теория происхождения многоклеточных организмов. Позже, изучая внутриклеточное пищеварение у низших животных, Мечников создал учение о фагоцитозе. На развитие этого учения он отдал примерно 25 лет своей жизни. На VII съезде русских естествоиспытателей и врачей Мечников сделал доклад о защитном значении фагоцитоза при воспалении и попадании в организм микробов. За фагоцитарную теорию иммунитета Мечников получил в 1908 г. Нобелевскую премию. [1, с. 303]
В заключение главы отметим, что благодаря своим открытиям, Карл Линней и И.И. Мечников стали выдающимся и известными учёными.

3 Вклад в химию


3.1 Роберт Бойль


Английский химик, один из творцов научной химии, создатель и многолетний президент Лондонского королевского общества.
«Бойль делает из химии науку, - так оценил Ф. Энгельс вклад великого английского ученого в становление химии.
Уже в первой химической работе - книге «Химик-скептик» (1661) молодой учёный высказал мнение, что химия имеет собственные цели и задачи, а не является собранием каких-то методов приготовления лекарств или извлечения и превращения металлов. Бойль считал, что главная задача химии это найти ответ на вопрос, волновавший большинства учёных на протяжении многих лет: из чего же на самом деле состоит материальный мир, как состав вещества влияет на их свойства? Бойль подразумевал, что все тела окружающего мира состоят из «элементов»- мельчайших обнаруживаемых частей вещества.
Исследованные им реакции и открытые вещества широко использовались в практике. Изменения претерпели и предложенные Бойлем приборы для определения объемов газов и жидкостей. Каждый современный химик, определяя кислотность раствора лакмусовой бумажкой, повторяет опыты Бойля.[2, с. 278]
Подводя итоги данной главы, хочется отметить, что работы Бойля обогатили разные области химии.

Дмитрий Иванович Менделеев


Дмитрий Иванович Менделеев родился в 1834 г. в Тобольске, в семье директора местной гимназии. Получив аттестат зрелости, Менделеев поступил на физико-математический факультет Главного педагогического института в Петербурге и уже в студенческие годы начал готовиться к самостоятельным научным исследованиям. Институт он окончил с золотой медалью в 1855 г.
Заслуги Менделеева перед химией, безусловно, огромны, открытые им периодический закон и периодическая система химических элементов стали фундаментом химии. Периодическая система продолжает играть большую роль в развитии различных областей естествознания. Она стала важнейшим достижением молекулярного учения, а также способствовала появлению современного понятия «химический элемент», а ещё уточнению понятий о простых веществах и соединениях.
Периодическая система оказала влияние на разработку теории строения атомов, открытие изотопов. С этой системой связана научная постановка проблемы прогнозирования в химии. Это проявилось в предсказании существования и свойств неизвестных ранее элементов и новых особенностей химического поведения элементов уже открытых. В первую очередь неорганической, существенно помогая решению задачи химического синтеза веществ с заранее заданными свойствами. И, конечно, периодическая система лежит в основе преподавания химии. [2, с. 203]
Стоит отметить, что Д.И. Менделеев считается выдающимся учёным, которому удалось совершить целый ряд невероятных и ошеломляющих открытий.

4 Вклад в физику

Исаак Ньютон


Выдающийся английский физик и математик, основоположник классической механики. Исаак Ньютон родился в семье небогатого фермера в местечке Вулсторп, около города Грантема. В 12 лет он начал учиться в Грантемской школе. В 1661 г. Ньютон поступил в один из колледжей Кембриджского университета и по его окончании получил учёную степень бакалавра. Исключительную роль в жизни Ньютона сыграли 1665—1667 гг., которые он провел в Вулсторпе, прячась от эпидемии чумы. Здесь у него в основном сложились те идеи, которые привели ученого к важным и большим открытиям: созданию математической основы физики интегрального и дифференциального исчислений, открытию закона всемирного тяготения, а также изобретению зеркального телескопа; здесь он проводил опыты по разложению света. В 1668 г. Ньютону была присвоена степень магистра, а затем он возглавил физико-математическую кафедру в Кембриджском университете. В 1672 г. он был избран членом Лондонского королевского общества, а в 1703 г. стал его президентом.
Открытый им закон всемирного тяготения Ньютон успешно применил к объяснению движения небесных тел. Согласно этому закону все материальные тела притягиваются друг к другу, при этом величина силы тяготения не зависит ни от химических, ни от физических свойств тел, от состояния их движения, от среды, в которой находятся тела. Тяготение на Земле проявляется в существовании силы тяжести, возникающей благодаря притяжению всякого материального тела.

В своей первой оптической работе «Новая теория света и цветов» (1672) Ньютон изложил свои взгляды о корпускулярной гипотезе света. Эта работа вызвала у многих бурную полемику. Противником корпускулярных представлений Ньютона о природе света выступил английский ученый
Р. Гук. Тогда Ньютон высказал гипотезу, сочетавшую корпускулярные и волновые представления о свете. Свои оптические исследования он опубликовал в 1704 г. в книге «Оптика», в которой нарисовал картину различных оптических явлений, известных науке того времени.
Но вершиной научных открытий Ньютона стал его труд «Математические начала натуральной философии». В нём учёный создал единую систему небесной и земной механики, которая легла в основу классической физики.
В этом научном труде Ньютон дал определения исходных понятий физики количества материи, эквивалентного массе, плотности; количества движения, эквивалентного импульсу; различных видов силы и др. [3, с. 171]
Научная универсальность взглядов Ньютона оказала огромное влияние на дальнейшее развитие физики.


4.2 Джеймс Максвелл


Джеймс Клерк Максвелл родился в Эдинбурге, в семье шотландского дворянина. Он получил образование в Эдинбургском и Кембриджском университетах. В 1860 г. Максвелл стал профессором Лондонского университета, а с начала 1870-х гг. - профессором Кембриджского университета, где он основал первую в Англии специально оборудованную физическую лабораторию - Кавендишскую лабораторию.
В 1855 г. Максвелл провел ряд исследований по теории цветового зрения.
В том же году он начал исследование «О фарадеевых силовых линиях», которое продолжал, по существу, в течение всей своей жизни.
«Я старался, - писал Максвелл, - ...представить математические идеи в наглядной форме, пользуясь системами линий или поверхностей, а не употребляя только символы, которые и не особенно пригодны для изложения взглядов Фарадея, и не вполне соответствуют природе объясняемых явлений». И далее: «Электромагнитное поле - это та часть пространства, которая содержит в себе и окружает тела, находящиеся в электрическом или магнитном состоянии».
Таково первое в истории физики определение электромагнитного поля. Максвелл блестяще завершил разработку идеи Фарадея, создав теорию электромагнетизма. Дальнейшее развитие этой теории привело Максвелла к выводу об электромагнитной природе света.
Максвелл выразил законы электромагнитного поля в виде системы четырех дифференциальных уравнений, которые легли в основу электродинамики. Выполнил также ряд крупных работ по оптике, теории упругости, молекулярной физике. [3, с. 319]
Исходя из вышеизложенного, стоит отметить, что Максвелл считается поистине великим учёным, который внёс бесценный вклад в развитие физики.

Заключение

В заключение данной исследовательской работы, хочется отметить, что учёные XVIII-XIX веков поистине стали создателями великих инноваций, открытий и изобретений. XIX век дал нам много известных людей, которые полностью изменили мир. XIX в. часто называют научным веком, золотым веком. Открытия учёных, жившие в это время, принесли технологическую революцию, а также большие достижения в медицине. Под влиянием ее бурного и стремительного развития менялись представления человека о пространстве и времени, о путях развития растительного и животного мира, о происхождении человека и жизни на Земле.
В XIX в. ученые занимали важное место в обществе, пользовались большим влиянием. Их труд был окружен уважением и, конечно, почётом. Одно за другим следовали открытия в биологии, химии, физике и во многих других науках.
Из ранее сказанного становится ясно, что великие открытия, сделанные учёными - естествоиспытателями послужили основой для создания нового мировоззрения, что и было осуществлено в середине XIX в.
Мы познакомились с открытиями учёных, их биографией и приходим к выводу, что их деятельность принесла существенный прогресс в современную жизнь общества.
Нам не следует забывать о тех людях, которые дали развитие ранее не известным наукам. Что только благодаря им у нас есть всё, что необходимо: лекарства, электричество и.т.п. Деятельность этих великих людей дала нам возможность постоянно развиваться и самим привносить в жизнь что-то новое.


Список литературы


1. Аспиз М.Е. Энциклопедический словарь юного биолога /Педагогика, 1986. — 352 с.
2. Крицман В.А, В.В. Станцо. Энциклопедический словарь юного химика/Педагогика, 1990.—320 с. 2-е изд., испр.
3. Чуянов В.А. Энциклопедический словарь юного физика/Педагогика, 1984.— 352 с.
4. http://enc-dic.com/enc_sovet/Linne-karl-33223/


Наши рекомендации