После изучения темы студент должен иметь представление. 1. Об идеях христианской антропологии в духовной музыке.
1. Об идеях христианской антропологии в духовной музыке.
2. Об эволюции христианской духовной музыки.
3. О влиянии христианской музыкальной традиции на европейскую музыку Нового времени (творчество Баха, Моцарта, Бортнянского, Чайковского, Танеева и др.)
После изучения темы студент должен знать.
1. Виды христианской богослужебной музыки и отличие их в западной и восточных церквях.
2. Жанры «светской» музыки, выросшие из церковной традиции.
После изучения темы студент должен уметь
- вести поиск и критически использовать литературу, необходимую для раскрытия темы.
После изучения темы студент должен сформировать навык
- устного выступления, оппонирования, ведения диалога, дискуссии.
Учебное время:90 минут.
Место проведения занятия:учебная комната.
Оснащение:Основная и дополнительная литература по теме, учебные и методические пособия, конспекты лекций, рабочие тетради.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 12
№ | Вопросы темы | Номера источников | Цель деятельности | Вопросы для самопроверки |
Зарождение христианской музыкальной традиция на Западе и Востоке. | 1, 2, 3 | Рассказать об идеях христианской антропологии в духовной музыке. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | 1) Почему христианская церковь стала использовать музыку в богослужениях? 2) Какими были древнейшие христианские музыкальные произведения? | |
Виды богослужебной музыки в католичестве, православии, протестантизме. | 1, 2 | Охарактеризовать эволюцию христианской духовной музыки. Узнать виды христианской богослужебной музыки и отличие их в западной и восточных церквях. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | 1) Чем отличаются западная и восточная христианские музыкальные традиции? | |
Музыкальное творчество в Новое время (в Западной Европе и России) и христианство. | 1, 2, 4, 5 | Представить влияние христианской музыкальной традиции на европейскую музыку Нового времени. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | 1) Назовите крупнейших композиторов Нового времени, которые обращались к созданию духовной музыки в своем творчестве. 2) Какие сюжеты и какие темы выбирали они для своих произведений? |
ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ
№ | Название этапа | Описание | Цель | Время |
Доклад студента на тему «Зарождение христианской музыкальной традиция на Западе и Востоке» | Студент делает доклад на заданную тему. | Рассмотреть названный вопрос. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | 7 мин. | |
Обсуждение материала доклада | Идет обсуждение материала доклада. | Усвоение материала, нахождение причинно-следственных связей, развитие логического мышления. | ||
Доклад студента на тему «Виды богослужебной музыки в католичестве, православии, протестантизме» | Студент делает доклад на заданную тему. | Рассмотреть названный вопрос. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | ||
Обсуждение материала доклада | Идет обсуждение материала доклада. | Усвоение материала, нахождение причинно-следственных связей, развитие логического мышления. | ||
Доклад студента на тему «Музыкальное творчество в Новое время (в Западной Европе и России) и христианство» | Студент делает доклад на заданную тему. | Рассмотреть названный вопрос. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | ||
Обсуждение материала доклада. | Идет обсуждение материала доклада. | Усвоение материала, нахождение причинно-следственных связей, развитие логического мышления. |
ЛИТЕРАТУРА
Основная
- Лекции.
- Антропология: философская, христианская, культурная: Учебно-методическое пособие для студентов / Голубинов Я. А., Бурлина Е. Я., Кузовенкова Ю. А., Педченко О. П. Самара, 2013.
Дополнительная
- Баранова Т.Б., Владышевская Т.Ф. Церковная музыка. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/Церковная
- Иларион (Алфеев), митрополит. Музыка в древнем Израиле и Древней Греции. URL: http://azbyka.ru/library/pravoslavie-tom-vtoroj-02-all.shtml#p137
- Никеева И.А., Фаттахова Л.Р. История музыки: Учебное пособие. URL: http://window.edu.ru/resource/677/27677/files/05110114.pdf
- Садохин А.П. Мировая художественная культура. М.: Юнити-Дана, 2012. URL: http://www.knigafund.ru/books/149319
6. Интервью с регентом Московского синодального хора Алексеем Пузаковым. URL: http://www.churchcomposer.ru/news172.html
7. КошминаИ.В. Русская духовная музыка. В 2 кн. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
8. Материалы сайта http://azbyka.ru/tserkov/kultura/
9. Материалы сайта http://azbyka.ru/tserkov/bogosluzheniya/penie/index.shtml
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №13
ТЕМА: «Христианская антропология в русской художественной литературе: влияние на общество и культуру»
ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
- способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-2);
- способность анализировать основные этапа и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-3);
- готовность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-8).
ЦЕЛИ СЕМИНАРА: