После изучения темы студент должен иметь представление. 1. Об идеях христианской антропологии в духовной музыке.

1. Об идеях христианской антропологии в духовной музыке.

2. Об эволюции христианской духовной музыки.

3. О влиянии христианской музыкальной традиции на европейскую музыку Нового времени (творчество Баха, Моцарта, Бортнянского, Чайковского, Танеева и др.)

После изучения темы студент должен знать.

1. Виды христианской богослужебной музыки и отличие их в западной и восточных церквях.

2. Жанры «светской» музыки, выросшие из церковной традиции.

После изучения темы студент должен уметь

- вести поиск и критически использовать литературу, необходимую для раскрытия темы.

После изучения темы студент должен сформировать навык

- устного выступления, оппонирования, ведения диалога, дискуссии.

Учебное время:90 минут.

Место проведения занятия:учебная комната.

Оснащение:Основная и дополнительная литература по теме, учебные и методические пособия, конспекты лекций, рабочие тетради.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 12

Вопросы темы Номера источников Цель деятельности Вопросы для самопроверки
Зарождение христианской музыкальной традиция на Западе и Востоке. 1, 2, 3 Рассказать об идеях христианской антропологии в духовной музыке. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. 1) Почему христианская церковь стала использовать музыку в богослужениях? 2) Какими были древнейшие христианские музыкальные произведения?
Виды богослужебной музыки в католичестве, православии, протестантизме. 1, 2 Охарактеризовать эволюцию христианской духовной музыки. Узнать виды христианской богослужебной музыки и отличие их в западной и восточных церквях. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. 1) Чем отличаются западная и восточная христианские музыкальные традиции?
Музыкальное творчество в Новое время (в Западной Европе и России) и христианство. 1, 2, 4, 5 Представить влияние христианской музыкальной традиции на европейскую музыку Нового времени. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. 1) Назовите крупнейших композиторов Нового времени, которые обращались к созданию духовной музыки в своем творчестве. 2) Какие сюжеты и какие темы выбирали они для своих произведений?

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ

Название этапа Описание Цель Время
Доклад студента на тему «Зарождение христианской музыкальной традиция на Западе и Востоке» Студент делает доклад на заданную тему. Рассмотреть названный вопрос. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. 7 мин.
Обсуждение материала доклада Идет обсуждение материала доклада. Усвоение материала, нахождение причинно-следственных связей, развитие логического мышления.
Доклад студента на тему «Виды богослужебной музыки в католичестве, православии, протестантизме» Студент делает доклад на заданную тему. Рассмотреть названный вопрос. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи.
Обсуждение материала доклада Идет обсуждение материала доклада. Усвоение материала, нахождение причинно-следственных связей, развитие логического мышления.
Доклад студента на тему «Музыкальное творчество в Новое время (в Западной Европе и России) и христианство» Студент делает доклад на заданную тему. Рассмотреть названный вопрос. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи.
Обсуждение материала доклада. Идет обсуждение материала доклада. Усвоение материала, нахождение причинно-следственных связей, развитие логического мышления.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Лекции.
  2. Антропология: философская, христианская, культурная: Учебно-методическое пособие для студентов / Голубинов Я. А., Бурлина Е. Я., Кузовенкова Ю. А., Педченко О. П. Самара, 2013.

Дополнительная

  1. Баранова Т.Б., Владышевская Т.Ф. Церковная музыка. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/Церковная
  2. Иларион (Алфеев), митрополит. Музыка в древнем Израиле и Древней Греции. URL: http://azbyka.ru/library/pravoslavie-tom-vtoroj-02-all.shtml#p137
  3. Никеева И.А., Фаттахова Л.Р. История музыки: Учебное пособие. URL: http://window.edu.ru/resource/677/27677/files/05110114.pdf
  4. Садохин А.П. Мировая художественная культура. М.: Юнити-Дана, 2012. URL: http://www.knigafund.ru/books/149319

6. Интервью с регентом Московского синодального хора Алексеем Пузаковым. URL: http://www.churchcomposer.ru/news172.html

7. КошминаИ.В. Русская духовная музыка. В 2 кн. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

8. Материалы сайта http://azbyka.ru/tserkov/kultura/

9. Материалы сайта http://azbyka.ru/tserkov/bogosluzheniya/penie/index.shtml
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №13

ТЕМА: «Христианская антропология в русской художественной литературе: влияние на общество и культуру»

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

- способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-2);

- способность анализировать основные этапа и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-3);

- готовность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-8).

ЦЕЛИ СЕМИНАРА:

Наши рекомендации